На фоне джайнистской концепции абсолютного непричинения вреда, индуистские законы из Вишну-самхиты выглядят более кровожадно. Плюс впечатление от "индуистской духовности" портит жёсткая кастовая иерархия, без которой, например, нормально обходились соседи индийцев, древние персы-зороастрийцы.
Вишну Самхита. Глава 5:19. [Царь] должен отрубить
(
Read more... )
Comments 4
Интересна следующая статья: а кто назовет глухого глухим или хромого хромым, того должно оштрафовать на сто каршапан.
Reply
> кто назовет глухого глухим или хромого хромым, того должно оштрафовать на сто каршапан.
Наверное, это того же рода, что следующий пункт: очернять человека, чтобы добиться его изгнания из общины. Видимо, если человека признавали инвалидом, то он считался нечистым и терял часть прав своей касты. Потому, если даже в буддизме инвалидов не допускали к изучению религии, то наверное, в древнеиндийском обществе они были как-то поражены в правах.
> Не толщиной, а длиной.
آ، أَيْنَ كَانَا عَيْنَايَّ
Reply
Тут вообще очень интересный набор проступков. Я такого не видел ни в одном уголовном кодексе.
(31) Кто поносит села или страны, уплатит наивысший штраф.
(53) Кто убивает червей, того оштрафуют на 1 каршапану. [и далее про растения]
(73) [Так же накажут] тех, кто не вмешается или уйдет, когда кого-то избивают.
(90) Кто не уступит дорогу тому, кому ее надо уступить, того оштрафуют на 25 каршапан.
(91) Также и того, кто не уступит сиденья достойному сидеть.
(93) Также и того, кто пригласит другого брахмана вместо соседнего.
(94) Также и того, кто кого пригласит, а не накормит.
(132) Кто играет в кости фальшивыми костями, тому отрубят руку.
Reply
(53) Может имелись в виду какие-то сельскохозяйственные черви вроде личинок шелкопрядов или кошенили? Там весь фрагмент про убийство чужих полезных сельскохозяйственных животных и плодоносные деревья, а не про случайные растения. Врядли за обычных червей было бы такое серьёзное наказание. (Хотя я и не нашла никаких упоминаний о выращивании шелкопрядов в Древней Индии. Но осаётся вариант с личинками как истчниками красителей. Не зря древнеперсидское krmi- и среднеперсидское kirm- этимологчисеки связаны со словами kirmiz и karmir.)
(73) похоже на современные законы об оставлении в опасности и неоказании помощи. И (94) выглядит обоснованно, учитывая древние обычаи гостеприимства.
Reply
Leave a comment