Асаны и Путь

Nov 24, 2011 11:00


Мы с самого рождения обречены жить в асанах, хотим мы этого или нет. Беда в том, что это происходит неосознанно. Культуры работы с физическим телом у большинства из нас нет, она просто не закладывается. Мы не осознаем ни своего движения, ни дыхания. Если человек занимается йогой, пусть даже просто асанами, то осознание этого иногда наступает, что уже неплохо. Но тут есть другая крайность. Для практикующих асаны часто превращаются в смысл жизни. Таких примеров много. Этот пост о том, связан ли Путь практикующего йогу с асанами, и если связан, то как именно.




До сих пор, рассматривая со стороны разные вещи, в одних я вижу Путь, а в других - нет. Иногда, бывает, со мной не соглашаются :). Поэтому нужно условиться о терминах.

Путь для меня - это направление, движение вперед в практике, развитии. Понятие чрезвычайно размытое, что и вызывает путаницу. Давайте назовем его ВНУТРЕННИМ РАЗВИТИЕМ, пониманием, куда развиваться дальше.

А где критерии такого развития? Объективные критерии? Что является развитием, а что - нет?

Если вы полностью отдаетесь чему-то, полностью находитесь в моменте здесь и сейчас, вы получаете состояние - и неважно, будет ли это асана, сноуборд или бросание дартс. Для вас это будет движением вперед, развитием, это ваш Путь.

Но тут возникает следующий вопрос - будет ли так всегда? Будете ли вы всегда в моменте, когда кидается дартс, или ставится камень на доску в го? Скорее всего, нет. Восприятие имеет тенденцию притупляться. Все рано или поздно становится привычным и... несколько тусклым. Нужно научиться входить в состояние осознанности, достигать его, а это возможно только путем регулярной практики. Причем, вовсе не практики кидания дартс - это тренирует руку, а не сознание.

Итак, что мы имеем? Движение вперед может быть сиюминутным, а может - регулярным, через практику. Существуют уходящие сиюминутные достижения. А есть те, которые остаются. Как и состояния, получаемые в итоге. Например, состояние, когда ты катишься с горы на борде, или сознательно вызванное в нужный момент состояние внутреннего подъема и вдохновения. Еще один яркий пример - кедрим и дзогрим в буддизме. т. е. достигнутое состояние которое не держится долго, и финальное состояние, которое сохраняется и из которого ты живешь.

Первое, с чем сталкиваются люди, начинающие практиковать йогу - это асаны. Возникает радость тела - очень приятно нагрузить тушку, растянуть, потом максимально расслабиться.  Потом обычно приходят к тому, что  с их помощью можно получать состояния. Разные, иногда глубокие. Они помогают избавиться от блоков, «прокачаться» энергетически.

Но есть определенный предел, дальше которого пройти нельзя. Чаще всего, работа происходит только с одной, физической оболочкой тела. Безусловно, даже занимаясь асанами, можно работать на более глубоких уровнях, продвинутые практики так и делают. Но все равно существует предел. С ним в определенный момент сталкиваются все практикующие йогу. Мне нравится сравнение практики асан с пахотой. Выполняя асаны, мы пашем землю: оздоровляемся, учимся следить за дыханием и ощущать энергетику. Но если в эту почву ничего не посадить, то мы так и будем пахать всю свою жизнь. То, что вы посадите в эту почву, проработанную асанами- зависит лично от вас. Это могут быть, например, различные направления крийи, буддизм или христианство (что можно увидеть у отечественных йогов).

Если ты жонглируешь, или, скажем, крутишь пои для того, чтобы достичь состояния остановки внутреннего диалога, для сильного сосредоточения внимания, чтобы потом на контрасте было легче медитировать; если это занятие служит опорой в последующей практике, помогает идти самому дальше и вести других - это ценно, это часть твоего Пути и пути других людей, а если ты жонглируешь только для того, чтобы увеличить количество мячиков - это путь в никуда. Это относится ко многим вещам в жизни.

Тоже самое и с асанами. Если занимаешься ими только для того, чтобы закручиваться дальше и глубже - смысла в этом нет никакого, ну разве что покормить собственное эго , чем многие и занимаются. Если ты «прокачиваешь» тушку (в первую очередь, энергетически), раскрываешь, растягиваешь ее (что позволяет сидеть прямо и держать ножки крестиком), укрепляешь здоровье (позволяет дожить до самадхи :), и все это помогает во внутренних практиках, это - то, что нужно.

Я давно не понимаю «зацикленности» на асанах. Многие застревают на них и дальше  не идут.  В свой адрес часто слышу, что я так говорю только потому, что сам все делаю. Но это не так. Во-первых, говорю я совершенно о другом, это не зависит от моей практики асан. Во-вторых , я делаю далеко не все :) Есть много недоступных для меня вещей. И у меня нет стремления к тому , чтобы делать все - это уже давно отпустило. Просто продолжаю работать с физической оболочкой тела в своем ритме, увеличивая чувствительность и наблюдая энергетическое состояние, стараясь не забывать при этом о более тонкой работе с другими оболочками.

Вспоминаются слова Паттабхи Джойса о том, что если ты можешь сидеть в падмасане 3 часа, то асаны делать уже необязательно. В конечном счете, как бы долго не занимался тренировочными асанами, приходишь к понятию sthiram sukham asanam. Асана - это устойчивая удобная поза. Поза для медитации.  Если практика тренировочных асан смогла привести к этому , что может быть лучше?

Еще дедушка Эйнштейн сказал: «стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Если рассматривать разные действия с точки зрения практики, то, как видим, есть имеющие смысл вещи, а есть - не имеющие. Так зачем тратить время жизни на то, что не ведет ни к чему..?

Previous post Next post
Up