Строительство и реконструкция являются неотъемлемой частью жизни железных дорог. На просторах сети колеи 1520 мм реализуется множество проектов различной степени сложности и важности, и за всеми ними невозможно уследить. Большинство из них достаточно мелкие или рутинные и меня не интересуют (ну какая романтика в замене шпал или латании платформ?). Однако я пытаюсь отслеживать крупные инфраструктурные проекты, которые идут годами и которые можно перечесть по пальцам. В 2017-2018 годах были закончены или будут закончены девять таких значительных строек. О них собственно и пост.
Поскольку получилось довольно много букв, разделил сей опус на две части. В первой части расскажу о четырех проектах, полностью и почти полностью завершенных в прошлом году, а во второй - о пяти, которые должны быть полностью или почти полностью завершены в этом году. Итак, часть первая.
1. Электрификация в Беларуси и Литве. На протяжении последних нескольких лет Белорусские Железные Дороги весьма активно занимались электрификацией магистральных линий. В 2013 году закончена электрификация от Осиповичей до Жлобина, а в 2016 году электрифицирован участок Жлобин - Гомель. В сентябре же прошлого года вошла в строй электрификация между Молодечно и Вильнюсом (железнодорожные карты
Беларуси и
Прибалтики). Точнее новая электрификация потребовалась только на 111-километровом участке от Молодечно до Новой Вильни, поскольку коротенький участок Новая Вильня - Вильнюс уже был электрифицирован ранее вместе с участком Вильнюс - Каунас.
Таким образом за последние несколько лет был создан мощный электрифицированный коридор Гомель - Минск - Вильнюс - Каунас. По сути это второй магистральный электрифицированный диаметр в Беларуси после существовавшего еще с 1980-х годов диаметра Смоленск - Орша - Минск - Брест. Вся электрификация в Беларуси и Литве, включая новые участки, только на переменном токе (25 кВ).
2. Северный обход Петербурга. Строительство северного грузового обхода Петербурга по трассе Сосново - Лосево - Каменногорск - Выборг продолжается уже много лет (
карта). Реализация этого проекта началась еще до запуска скоростных поездов Аллегро между Петербургом и Хельсинки в 2010 году (и в связи с ним), но теперь она вошла в завершающую стадию. В августе прошлого года начато регулярное движение грузовых поездов на электротяге по новой двупутной линии Лосево - Каменногорск. Протяженность нового участка составляет 57 км; электрифицирован он, как и вся окружающая сеть, постоянным током (3 кВ). А с сентября эксплуатация тепловозов с грузовыми поездами на этом участке уже официально запрещена приказом РЖД, и теперь движение по нему должно осуществляться только под электротягой. Пригородные поезда по этой линии пока не пущены, поскольку строительство пассажирских платформ еще продолжается.
Помимо строительства непосредственно новой линии, закончена и реконструкция прилегающих участков нового обхода, существовавших ранее: Сосново - Лосево и Каменногорск - Выборг. В частности, между о.п. Лосево и бывшей станцией Петяярви создана новая станция Лосево-1, от которой собственно и отходит вновь построенная линия на Каменногорск, а участок Сосново - Лосево-1 одвупучен. Станция Петяярви ликвидирована и заменена на о.п.
Также завершена коренная реконструкция линии Каменногорск - Выборг (46 км). Эта линия теперь полностью электрифицирована (постоянный ток, 3 кВ) и двупутна, за исключением однопутного моста через реку Вуоксу и однопутных примыканий к главному ходу на подходах к Выборгу (южнее о.п. 2 км). В месте примыкания новой линии от Лосево, между треугольником ответвления к Светогорску и станцией Боровинка построена новая станция Каменногорск-1. Станции Ханнила и Гвардейское ликвидированы за ненадобностью и конвертированы в о.п.
3. Южный обход Петербурга. Еще дольше, уже более десятилетия, тянется эпопея и с другим глобальным проектом на петербургском железнодорожном узле - южным грузовым обходом города по трассе Мга - Новолисино - Гатчина-Товарная-Балтийская - Веймарн - Котлы-2 - Лужская-Сортировочная (карты:
восток и
запад). Этот проект был начат еще в далеком 2005 году, но наконец и он благополучно подходит к концу. Целью этого проекта является создание магистрального двупутного электрифицированного подхода к новому мега-порту Усть-Луга на южном берегу Финского залива, призванному стать основным российским грузовым портом на Балтийском море.
Новая станция Лужская-Сортировочная расположена на месте ликвидированных о.п. Валговицы и Кямиши и является главными воротами мега-порта. После выхода на проектную мощность она станет одной из самых больших сортировочных станций России (но не мира - самая большая сортировка в мире находится на дороге Union Pacific в Небраске, США,
вот здесь, две горки, 65 и 50 путей).
На этой странице выложен неплохой фотоотчет про Лужскую-Сортировочную.
Помимо нее будут еще как минимум пять других "Лужских" станций уже ближе к берегу моря в самом порту: Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Восточная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Генеральная, и пр. Две схемы всего этого грядущего великолепия можно найти здесь:
одна и
другая. (Лужская-Генеральная - это так "грамотеи" из РЖД "перевели" английское слово "general", означающее "общая, обычная, повсеместная, широкая", то есть по сути это станция для грузов общего характера и широкого профиля. В их же "переводе" название станции звучит весьма угрожающе, чуть ли не как название военной базы или "генеральной линии партии".)
Линия Мга - Новолисино - Гатчина-Товарная-Балтийская - Веймарн - Котлы-2 - Лужская-Сортировочная протяженностью около 175 км была полностью одвупучена еще в 2013 или 2014 году. Электрификация к востоку от Гатчины также существовала довольно давно. Электрификация от Гатчины до Веймарна заработала в октябре 2016 года, когда дизель-электропоезда на Ивангород и Сланцы стали использовать электротягу вплоть до Веймарна. В июне же прошлого года вошла в строй электрификация между Веймарном и Лужской-Сортировочной, а с октября начата промышленная эксплуатация электрификации в полноценном грузовом движении. Таким образом, вся линия от Мги до Лужской-Сортировочной теперь полностью электрифицирована (постоянный ток, 3 кВ).
На станциях Веймарн, Кёрстово, Котлы-2 и Лужская-Сортировочная были построены пассажирские платформы, но только в Веймарне платформа используется по своему прямому назначению, поскольку между Веймарном и Лужской-Сортировочной регулярного пригородного движения пока нет (и неизвестно будет ли).
Все многочисленные Лужские станции к западу от Лужской-Сортировочной также должны быть полностью электрифицированы, таким образом позволяя осуществлять движение грузовых поездов под электротягой в буквальном смысле "с корабля на бал". Работы здесь еще идут, но также близятся к завершению.
Участки Калище - Котлы и Веймарн - Ивангород (или даже Веймарн - Нарва) изначальным проектом также предполагались к электрификации. Оба участка достаточно коротки (36-38 км каждый), и оставлять эти неэлектрифицированные островки в море электрификации не имеет смысла. В противном случае ради их обслуживания придется либо эксплуатировать тепловозы под контактным проводом, либо перецеплять локомотивы на какие-то 36-38 км. Однако ни по тому, ни по другому участку никаких конкретных строительных работ пока не начиналось, и на данный момент непонятно, будут ли планы по их электрификации воплощены в жизнь. Октябрьская Железная Дорога чрезвычайно любит гонять чадящие тепловозы под контактным проводом на протяжении сотен километров, так что тут в принципе возможен любой исход.
4. Обход Украины. В отличие от обоих обходов Петербурга, этот проект развивался стремительно. Работы были начаты только в 2014 году, а сейчас, менее чем через четыре года, стройка практически завершена. (Ага, именно, как у Маяковского: "Через четыре года здесь будет город-сад!")
Речь о магистральной железнодорожной линии Москва - Рязань - Воронеж - Ростов-на-Дону - Северный Кавказ, проходившей по территории Украины на небольшом участке на границе Воронежской и Ростовской областей (карты участка:
север и
юг). Любые нормальные государства конечно же просто бы договорились и эксплуатировали этот участок с обоюдной выгодой без какого-либо нового строительства, но нынешние отношения России и Украины "нормальными" назвать никак нельзя, причем ни с той, ни с другой стороны. Соответственно, Россия выложила миллиарды на строительство обхода "вражеской территории", а Украина потеряла стабильный источник дохода. В результате этой ссоры Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем финансово пострадали обе страны, но зато мы теперь имеем абсолютно новую двупутную электрифицированную магистральную линию там, где ранее о ней никто даже и не мечтал.
Обход начинается у ранее существовавшей станции Журавка и заканчивается у вновь созданной станции Боченково (
карта). Обход весьма протяженный, 123.3 км, вместо 114.7 км по старой линии. Электрификация обхода, конечно же, произведена переменным током (25 кВ), как и на старой линии. В августе прошлого года началось рабочее движение по обходу, а регулярное движение грузовых поездов началось в сентябре. В ноябре по обходу пошли первые пассажирские поезда, не имевшие остановки в Чертково. С нового же графика (с 10 декабря) на обход переведены и все остальные пассажирские поезда, а остановка в Чертково ликвидирована. Вместо этого отдельные поезда теперь останавливаются на новых станциях Зайцевка и Кутейниково. Сейчас уже все грузовые и пассажирские поезда идут по новой линии.
Новая граница Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог проходит по северной горловине станции Сохрановка, то есть практически в точности по административной границе Воронежской и Ростовской областей. Развязок на примыканиях в Журавке и Боченково не строили, просто переложили главные пути на новый ход, а путь на старую трассу сделали по отклонению.
На старой линии сохранены две пары пригородных электропоездов в день к северу от Гартмашевки и две пары пригородных электропоездов в день к югу от Чертково. Участок между Гартмашевкой и Чертково будет разобран. Участки Журавка - Гартмашевка и Чертково - Боченково сохранят электрификацию, но станут однопутными (второй путь будет демонтирован). Для двух пар в день одного пути на этих участках будет более чем достаточно.
На этом пока все. Окончание воспоследует
во второй части.
P.S. Все железнодорожные карты, приведенные в этом посте (а также многие другие), доступны
на этой странице. Условные обозначения для карт России можно посмотреть например
вот здесь.
P.P.S. Любое обсуждение политики и российско-украинских взаимоотношений будет нещадно удаляться без каких-либо дополнительных предупреждений. Особо одиозные политические комментаторы будут баниться. Здесь обсуждаем исключительно железные дороги и транспорт.