Крымский мост

Jan 24, 2020 18:33

Как многие уже наверное знают, перед Новым Годом открылась железнодорожная часть Крымского моста, и соответственно мост завершен, поскольку автодорожная часть открылась еще в мае 2018-го. 23 декабря 2019 года по мосту проехал Путин, а в ночь с 24 на 25 декабря по мосту прошел первый пассажирский поезд (да-да, именно так, в ночь на католическое Рождество, видимо чтобы сделать рождественский подарок Западу). Оставляя политические аспекты моста и его открытия в стороне, остановимся на некоторых технических моментах железнодорожной инфраструктуры и попробуем разобраться, что же именно было сделано и что планируется в будущем.



Протяженность самого моста составляет 19 км. Мост стал самым длинным железнодорожным мостом и Европы, и России. Мост полностью двухпутный, но пока неэлектрифицированный, поскольку с Крымской стороны электрификации между Керчью и Джанкоем нет, и на электровозах туда ездить пока просто некуда. На данный момент электрификация заканчивается в Тамани-Пассажирской, последней станции на территории Краснодарского края перед мостом. Однако электрификация на мосту предусмотрена, и официально планируется закончить электрификацию моста и западных подходов к нему вплоть до станции Багерово к 31 декабря 2020 года. Как будут выдержаны эти сроки - посмотрим через год.

Восточные подходы. Основное железнодорожное строительство происходило с восточной стороны моста, в Краснодарском крае. Там было построено и модернизировано в общей сложности более 300 км железнодорожных линий. Для ориентации ниже приведена карта железных дорог того региона по состоянию на 2012 год. Что было сделано с тех пор?



Железные дороги Краснодарского края. Черные линии - неэлектрифицированные, синие - электрифицированные,
тонкие - однопутные, толстые - двухпутные. Полный размер (3381 × 2377).
1. Построен новый 45-километровый двухпутный подход к мосту от станции Вышестеблиевская. (Мост идет от южной оконечности Таманского полуострова, а не от северной, т.е. не оттуда, где станция Кавказ.) Подход электрифицирован переменным током (25 кВ). На нем открыта новая пассажирская станция Тамань-Пассажирская. Также сооружена частично однопутная, частично двухпутная железнодорожная линия от станции Вышестеблиевская к новому грузовому порту Тамань на побережье Черного моря южнее города Тамани.



Вокзальчик Тамани-Пассажирской



Платформы и пути ее же
2. Одвухпучена, электрифицирована (25 кВ, переменный ток) и реконструирована 95-километровая линия Вышестеблиевская - Красная Стрела - Юровский - 9 км. На Вышестеблиевской построена новая пассажирская платформа. На станции 9 км создана огромная товарная станция, обслуживающая грузопотоки во все черноморские порты.

3. Электрифицировано 28-километровое ответвление от главного хода из Юровского в Анапу. На станции Гостагаевская сооружена новая пассажирская платформа. Регулярное движение электропоездов "Ласточка" в Анапу началось 30 декабря.

4. Почти полностью одвухпучена и реконструирована 111-километровая линия 9 км - Тимашевская. Между станцией Величковка и бывшим о.п. 104 км построена новая станция Гречаная. Станция создана в месте примыкания северного грузового обхода Краснодара (о котором чуть ниже). Однопутными пока остаются только два участка: короткий полуторакилометровый участок непосредственно возле станции Тимашевская и более длинный участок 9 км - Протока с мостом через реку Кубань. С весны 2019 года идут работы по строительству второго моста через Кубань и соответственно полному одвухпучиванию участка 9 км - Протока. В окончательной своей конфигурации весь участок 9 км - Гречаная будет двухпутным.

5. С севера от Краснодара еще год назад открылся новый 65-километровый грузовой обход города. Движение началось 26 декабря 2018 года, а с 6 февраля 2019 года обход введен в полноценную постоянную эксплуатацию. Новый участок полностью двухпутен и электрифицирован переменным током (25 кВ). Обход начинается на новой станции Гречаная на линии 9 км - Тимашевская и заканчивается на станции Козырьки на линии Краснодар - Тихорецкая. С обоих концов примыкания нового обхода к обеим существующим линиям реализованы посредством разноуровневых развязок без враждебных пересечений путей в одном уровне. Грузовой обход пересекает главный ход Тимашевская - Краснодар по путепроводу без развязок и съездов (глухое пересечение под прямым углом над линией главного хода). На новом обходе нет пассажирских остановочных пунктов.

6. Продолжается реконструкция и одвухпучивание и всего главного хода Краснодар - Тихорецкая и дальше на восток вплоть до самого Волгограда. Работы на этом направлении идут с 2007 года.

Таким образом, на данный момент уже имеется полностью двухпутный электрифицированный ход мост - Тамань-Пассажирская - Вышестеблиевская - Красная Стрела - Юровский - 9 км общей протяженностью порядка 140 км (не считая самого моста), далее ведется дальнейшее одвухпучивание между станциями 9 км и Протока, откуда уже идет опять же полностью двухпутный электрифицированный ход Протока - Гречаная - Козырьки общей протяженностью еще порядка 125 км. С окончанием одвухпучивания участка 9 км - Протока суммарная протяженность магистрального хода от моста до Козырьков достигнет около 300 км. По сути создан мощнейший двухпутный электрифицированный широтный ход "запад-восток" от моста в обход Краснодара и далее к Волгограду, ход во много сотен километров, причем там, где 7-10 лет назад еще ничего подобного не было.

Западные подходы. С западной стороны моста, в Крыму, сделано пока очень мало. Карта железных дорог Крыма по состоянию на 2014 год приведена ниже.



Железные дороги Украины, Крыма и Молдавии. Зеленые линии - неэлектрифицированные, синие -
- электрифицированные, тонкие - однопутные, толстые - двухпутные. Полный размер (2487 × 1653).
Пока построен лишь короткий двухпутный участок от моста до примыкания к существующей линии Керчь - Джанкой на станции Багерово с коротким же двухпутным туннелем и новой пассажирской станцией Керчь-Южная. Станция Керчь-Южная еще не открыта для пассажиров, но согласно официальным обещаниям должна открыться к концу апреля.



Полный размер (1395 × 870).
Сама линия Керчь - Джанкой на данный момент остается неэлектрифицированной и однопутной. Ее реконструкция, одвухпучивание и электрификация - это по идее следующий этап. По крайней мере именно на это выпрашивал у Путина финансирование Министр Транспорта РФ на открытии моста. Официально Министерство Транспорта планирует следующие фазы электрификации железных дорог Крыма:

1. До Багерово (так сказать, "в процессе", хотя пока и чисто формально).
2. До Владиславовки и Феодосии.
3. До Джанкоя.
4. Перевод существующей постояннотоковой сети Крыма южнее Джанкоя на переменный ток.

Движение через мост. На данный момент через мост запущены два пассажирских поезда: Санкт-Петербург - Севастополь и Москва - Симферополь. К лету география пассажирских маршрутов будет расширена:



Полный размер (897 × 1200).
Грузовые поезда должны пойти по мосту только в июле из-за неполной готовности подходов с крымской стороны моста.

Имеет смысл упомянуть, что РЖД боится санкций как огня, и подвижной состав РЖД в Крым не ездит (и именно поэтому электрификация пока заканчивается в Тамани к востоку от моста, а не в Керчи к западу от него). Для обслуживания Крыма и моста создана "независимая" Крымская Железная Дорога (КЖД), которая формально не является частью РЖД и которая принадлежит напрямую Правительству РФ. Через мост ездят только тепловозы этой самой КЖД. Пассажирские вагоны так и вообще принадлежат частной компании Гранд Сервис Экспресс, которая и обслуживает два запущенных пассажирских поезда. Билеты на пассажирские поезда в Крым также надо покупать на сайте этой компании, купить их на сайте РЖД невозможно. Более того, РЖД так боятся санкций, что даже на своих локомотивах, тягающих поезда в Крым по чисто Российской территории, закрасили логотипы РЖД:



Это где-то под Питером. И смех, и грех...
Видеоролики. В заключение несколько интересных видеоклипов.

Вся четырехлетняя история строительства моста в одном двух-с-половиной-минутном таймлапсе. К просмотру обязателен!

Одноминутный клип проезда по мосту из лобового окна локомотива самого первого пассажирского поезда.
Несмотря на ночь и дождь, видимость хорошая, поскольку мост прекрасно освещен и подсвечен.

Любительский пятиминутный ролик прибытия первого пассажирского поезда в Севастополь.

То же прибытие того же первого пассажирского поезда, но только с воздуха (четыре минуты).

P.S. Любое обсуждение политики и российско-украинских отношений будет беспощадно наказываться баном комментаторов, причем как с той, так и с другой стороны. Обсуждаем исключительно железные дороги, технические аспекты и инфраструктурные вопросы.

Update от 31.01.2020: Как и ожидалось, на Гранд Сервис Экспресс наложены санкции.

Update от 07.07.2020: Грузовые поезда пошли по мосту с 30 июня.

ЖД

Previous post Next post
Up