Одна из находок прошлой недели - вышедшая в 1981-м году в Тель-Авиве книга Владимира Лазариса "Диссиденты и евреи: кто порвал железный занавес?"
Книга написана для "своих". В ней дается множество нелицеприятных оценок тех, кто "выбрал свободу". Такой публичной откровенности от современной столичной и местечковой диссиды не дождешься!
Уже на первых страницах этой небольшой - 179 страниц плюс фотографии - книги автор пишет об искусственном, приукрашенном образе советского "диссидента", созданном мастерами западной пропаганды.
"Персонажи, описанные в этих работах [т.е. в работах западных авторов. - YourInsomnia], - говорит Лазарис, - далеки от реальности... Для западных советологов и читателей термин "диссидент" включает в себя не только гражданскую и социальную активность, но все черты характера. И потому все диссиденты похожи друг на друга. Как и то, что они делают. Никого не смущает это обилие ярлыков "героев" и "борцов", которые приклеиваются сразу и навсегда. Никого не беспокоит тот затяжной кризис, из которого немногие оставшиеся в СССР инакомыслящие пытаются найти выход и не могут" (с.7-8).
О "кризисе", поразившем диссидентское движение в СССР в 1970-е годы, сказано очень откровенно!
Еще более откровенны слова автора о том, что стараниями западной пропаганды "был создан тип некоего "сборного диссидента", абстрактно-безгрешного, абсолютно-добродетельного, полу-человека, полу-легенды. В лавине газетных публикаций на Западе этот тип советского диссидента становился всё более популярным и общепринятым, как и теория планомерной и всеохватывающей борьбы инакомыслящих против советского режима и того недовольства властью, которое проникло во все слои населения Советского Союза" (с.8).
Не так всё было, говорит Лазарис!
КАК было на самом деле осмелился рассказать только один американский журналист, корреспондент газеты "Лос-Анжелес Таймс" Robert Thot, который - цитирую Лазариса - опубликовал в своей газете в 1975 году "статью под хлестским [так в тексте. - YourInsomnia] заголовком "Раскол в рядах отказников", в которой обсуждались вопросы не вполне лицеприятные".
Какие именно?
О том, что "ловко устроившаяся компания евреев-бездельников живет себе припеваючи на американские денежки, которые они никак не могут поделить между собой" (с.157).
Диссида 1975-го года... Диссида 2010-го... Что изменилось?