Времена, когда Команч летал быстро. Ранние проекты программы LHX и программа Tactical Tiltrotor.

May 20, 2016 18:56

Старые геймеры, заставшие ещё начало 90-ых, прекрасно помнят, что под аббревиатурой LHX (Light Helicopter Experimental) скрывается всем известный RAH-66 Comanche - малозаметный, многоцелевой, разведывательно-ударный вертолёт. Практически невозможно перепутать этот угловатый, но всё равно грозный вертолёт с какой-то иной машиной. Но мало кто знает, что изначально LHX имел с концепцией "Стелс" мало общего.

В 1982 году стало ясно, что все современные боевые вертолёты крайне уязвимы перед имеющимися у ОВД средствами ПВО. Армия США приняла решение разработать принципиально новый тип вертолёта способного заменить как ударные и разведывательные машины (подпрограмма SCAT), так и транспортные (подпрограмма UTIL). Главным средством защиты подобных машин должна была стать скорость - в первоначальном общем задании по программе LHX требовалось достичь отметки в 500 километров в час. Несмотря на не самую простую задачу, в конкурсе приняли участие практически все крупные игроки в сфере американского вертолётостроения.

Наиболее очевидным путём выполнения требований военных было создание конвертоплана. Именно этот путь был выбран Bell, первоначально пошли по нему и инженеры Sikorsky.



Фирма Bell, имевшая большой опыт проектирования конвертируемых ЛА с поворотными винтами, разумеется использовала его и первым предложила проект вертолёта с поворотными винтами. Это была лёгкая машина с V-образным оперением, использующая наработки программы экспериментального СВВП XV-15. Конвертоплан получил внутренний индекс ВАТ (Bell Advanced Tilt Rotor). Машина весом чуть больше 3,5 тонн должна была иметь максимальную скорость в 563 километра в час и нести вооружение из четырех ПЗРК Stinger и четырех противотанковых Hellfire, или две подвески по семь 70-мм ракет Гидра. В отличие от других фирм, изначально Bell не разрабатывали вертолёт по подпрограмме UTIL, видимо рассчитывая протолкнуть туда облегчённую версию своего V-22.



Bell ВАТ.



Bell ВАТ, внутреннее устройство.





Bell ВАТ, сцены возможного боевого применения.

Изначально в Sikorsky тоже приступили к проектированию конвертоплана. Эта машина была в целом очень похожа на ВАТ, хотя и была немного больше и тяжелее. Так же кроме ударного варианта по подпрограмме SCAT проектировался и транспортный вариант UTIL. Но далеко разработка не продвинулась. Понимая своё отставание перед Bell по опыту (те занимались конвертопланами уже добрые 30 лет) в Sikorsky решили пересмотреть свой проект.





Различные ранние варианты конвертоплана по программе LHX.

Следующим вариантом от Sikorsky стало использование соосной схемы с дополнительным толкающим винтом в кольцевом обтекателе. Несмотря на падение скоростных характеристик, такая схема была куда более стабильной и манёвренной, что было важно, как для ударного вертолёта, так и для транспортного. Интересно, что в будущем именно такая схема станет "фишкой" Sikorsky, и сейчас мы можем наблюдать соосную схему с толкающим винтом на новейшем S-97 "Raider".



Sikorsky LHX SCAT. Прослеживается влияние и предыдущих проектов Sikorsky. Так пушечная турель своей конструкцией очень напоминает турели S-67 и S-71.



Sikorsky LHX UTIL.

Наверно самым необычным стоило бы назвать проект от Hughes. Это был проект легкого одноместного вертолета одновинтовой схемы с системой NOTAR, не только заменяющей хвостовой винт, но и предающий вертолёту дополнительную скорость. Это был самый маленький из проектов LHX, но он не уступал своим конкурентам ни по скорости (550 километров в час), ни по вооружению (четыре ПЗРК Stinger или четыре ракеты Hellfire на законцовках крыла). Данный проект даже сейчас вызывает ощущение, что это вертолёт будущего для какого-то научно-фантастического фильма. К сожалению, о варианте UTIL от Hughes пока ничего не известно, если он вообще разрабатывался.



Hughes LHX SCAT на фоне своих конкурентов. Интересно, что от Sikorsky ещё представлен конвертоплан.



Иногда это проект называют Х-крылом, но это не верно, ротор не останавливается и не превращается в крыло.





Наверно это мой любимый проект из всего семейства LHX.

В Boeing же решили рискнуть, и частично отказаться от выполнения требований военных, в пользу создания вертолёта, защищённого не скоростью, а незаметностью. Их проект не был похож на конкурентов, по максимуму использовал новомодные тогда наработки "Стелс". На вертолёт устанавливались совершенные радары и боевые компьютеры. Для уменьшения радиозаметности отказались от внешнего размещения вооружения. Пушка выдвигалась, а ракеты стартовали вниз из вертикальных шахт в корпусе. И ставка Boeing, хоть и была рисковой, но победила.



Boeing LHX SCAT.

После предварительного рассмотрения проектов в 1984 году, военные признали идею Boeing об отказе от скорости в пользу незаметности наиболее удачной. Были выпущены уточнённые требования к вертолёту, получившие наименование LHX/LOA, включавшие в себя необходимость придания проектам максимальной радионезаметности. Но история скоростных ударных вертолётов на этом не оканчивается. Военные посчитали идею об ударном, скоростном конвертоплане достаточно интересной - в перспективе такие машины могли-бы заменит штурмовики А-10. В 1986 году Bell и Boeing было предложено совместно разработать такую машину, получившую наименование Tactical Tiltrotor.

Главным требованием военных было создание сверхзвукового ударного коневртоплана, и что бы им угодить инженерам пришлось постараться. Было рассмотрено несколько конфигураций Tactical Tiltrotor, но, в конце концов, остановились на двухместном лёгком самолёте по схеме утка с крылом обратной стреловидности. На законцовках крыла размещались гондолы с турбореактивными двигателями и отклоняемыми роторами, обеспечивающими взлёт, посадку, зависание и полёт на скоростях до 300 километров в час. В режиме вертикального полёта лопасти двигателя складывались, чтобы не создавать лишнее сопротивление, а сам самолёт переходил на турбореактивный двигатель в корпусе. Всё ракетное вооружение размещалось во внутреннем отсеке. В итоге получившаяся машина развивала скорость до 1350 километров в час, и несла до восьми ракет Stinger или Hellfire.



Ранний вариант Bell/Boeing Tactical Tiltrotor.



Различные компоновки Bell/Boeing Tactical Tiltrotor, в том числе и варианты с двумя турбореактивными двигателями.



Внутреннее устройство Bell/Boeing Tactical Tiltrotor.





Художественное представление возможного боевого применения Bell/Boeing Tactical Tiltrotor.



Кроме ударного варианта в инициативном порядке был разработан трансзвуковой транспортно-боевой конвертоплан с применением элементов "Стелс".

Работы над проектом продолжались до 1990 года, когда он был закрыт из-за ослабевания военной угрозы от СССР.

Источники:
Flight International. 05-1990.
secretprojects.co.uk
Warplanes of the Future. Bill Gunston.
Science&vie HS Aviation. 1987.
Attack Aircraft. Roy Braybrook.
Stealthy Scout: The RAH-66 Comanche. Frank Collucci.
Stealth Technology: The Art Of Black Magic. J.Jones.
Bell Aircraft since 1935. Alain J. Pelletier.

проекты, ударные вертолёты, стелс, тяжёлая наркомания, холодная война, транспортные вертолёты, сверхзвук, винтокрылы, разведывательная авиация, авиация, США, вертолёты, штурмовики, конвертопланы

Previous post Next post
Up