Космическая одиссея 11010010 или завтрашний космос во вчерашнем кино, Часть 2

Feb 21, 2014 22:46

        Не знаю, как вы, а я при просмотре космической фантастики всегда с интересом разглядываю пульты управления кораблями, компьютерные терминалы и разные гаджеты. Особенно занятно бывает рассмотрение техники в контексте возраста фильма; и чем фильм старше - тем интереснее: "О, а ведь как угадали с развитием техники!". Или наоборот: "Вот же лопухи, дисковый телефон в 23 век запихнули". Давно хотел попробовать поосновательней сравнить эволюцию космической (и) компьютерной техники в кино и в жизни, да руки не доходили. А тут вот на днях дошли...



К сожалению, ЖЖ не пропускает всю статью в один пост, так что придется разбить ее на две части. В данном посте находится часть 2, а в предыдущем расположилась Часть 1.

Продолжаем разговор...

1979, возвращение легенды: "Энтерпрайз" снова на экранах, теперь - в полнометражном "Звездный путь: Фильм". По сценарию, за время, прошедшее с сериала, корабль был серьезно модифицирован. Интересный эффект модернизации: приборов стало меньше. Сплошную ленту экранов по периметру мостика заменили четко разделенные по рабочим местам группы приборов. Кроме того, на мостике почему-то стало меньше света:



Кроме компоновки панелей ничего особо не изменилось, но графика на экранах стала позаморочней, а лампочки расположены похитрей :)



В медотсеке изменения существенней: невнятные ползунки заменил томограф:



Еще одна легенда, рожденная в том же 1979: "Чужой" Ридли Скотта. По вниманию к технике "Чужой" сравним с "Одиссеей" - разве что, нет того упоения и длительного любования, которыми отличался фильм Кубрика. Еще одним творение Скотта отличается от кубриковского: отсутствием существенных компьютерных фантазий. Места пилотов - это опять чуть более просторная версия "Аполлона" или, скорее, чего-то авиационного:



Опять лампочки-кнопочки, движки, выгнутый ЭЛТ-экран и более-менее стандартная клавиатура. За что-то оригинальное могут сойти непонятные круглые штуки над клавиатурой, но герои ими ни разу не пользуются, и что это такое - остается загадкой:



Веяние времени и наследие уже упоминавшегося Apple II: графику компьютер воспроизводить способен, но все основные операции с системой производятся в текстовом режиме:



Выдаваемая в реальном времени навигационная информация радует разнообразием. А вот нарочито-грубый вид как будто чугунных панелей, содержащих приборы - озадачивает. Как и непонятые поршнеобразные штуки сбоку:



Интересно, что дисплеи в "Чужом", в принципе, цветные, но все изображения на них за редкими исключениями двуцветные: черно-зеленые, черно-желтые, черно-синие, красно-белые...
        1980 год. Не самый успешный, но один из самых известных советских космофильмов - "Через тернии к звездам" - продолжает восточноевропейские традиции фантастики. Удивительно похоже на "Москву-Кассиопею" : три пилотских кресла перед стеной с телевизорами.



Опять продолжение традиций. Как и в "Пирксе", ламповый циферблат:



Не менее традиционно: экранов в медотсеке много, но все выключены, горят только лампочки. Детали не шибко разбираемы, но такое впечатление, что экраны как-то оторваны от элементов управления. Впрочем, работа с ними не показана - фик уж знает, что подразумевали декораторы.



Вообще, у меня сложилось впечатление, что в любом фильме о космосе - как отечественном, так и западном - медотсек это едва ли не самое популярное место для съемки.
        Все еще 1980 год, 5-я часть "Звездных войн" не приносит каких-то заметных новинок. Разве что, можно получше рассмотреть пилотские места в повстанческих штурмовиках:



Впрочем, за пределы атмосферы они, вроде, не вылетали, так что, немного не наша тема - детально ковырять не будем.
        В 1981 году случается много интересного. Во-первых, NASA запускает "Колумбию" STS-1 - первый космический корабль многоразового использования:



Как и в "Аполлоне", почти все плоскости в кабине заняты тумблерами и поворотными переключателями. Создается впечатление, что далеко не до всех пилоты могут дотянуться со своих мест, но, вероятно, это только из-за искажения широкоугольного объектива.
        Кроме того, в 1981 на рынок выходит "Osborne 1" - первенец рынка портативных компьютеров:



Не знаю, как вам, а мне эта штука больше всего напоминает увеличенный трикодер из оригинального "Звездного пути" (см. выше). И, кстати, не изучал вопрос специально, но именно на Osborne 1 мне впервые встретился NumPad современного вида: интегрированный в клавиатуру и расположенный справа от основной ее части (UPD: туплю, на упомянутом выше DataPoint 2200 такое же расположение).
        Легок на помине - очередной "Звездный путь". Однако, 2-я часть полнометражной версии, вышедшая в 1982, как и сиквел "Звездных войн", не подарила нам каких-то заметных компьютерных или пилотских чудес.
        Зато их подарил выпущенный в том же 1982 Grid Compass - первый в истории лэптоп. Достоинства компактного и легко транспортируемого компьютера очень быстро оценили в NASA, и в следующих полетах шаттлов он уже входил в стандартный набор оборудования:



Пробегая через 1983 год, нельзя, разумеется, пропустить заключающую, шестую, часть "Звездных войн". Новых чудес она опять же не принесла, но позволила чуть лучше рассмотреть некоторые старые.
        Мостик имперского крейсера. На первый взгляд, интересно тут только архитектурное разделение на этажи. Однако, присмотревшись, мы заметим, что аппараты, за которыми сидят операторы, удивительно напоминают громоздкие терминалы-гробы "доперсональной" эпохи. А ведь это в то время, когда миру уже знакомы лаптопы:



Рубка "Сокола". Бросаются в глаза четыре нелепо длинных рычага с ухватами под вертикальную ладонь. При таком близком расположении двигать центральные все равно придется кончиками пальцев:



Голограммы в уже использовались в предыдущих "Звездных войнах" для отображения собеседников в своеобразном голо-видеофоне, но как полноценное средство вывода компьютерной информации, появляются только в 6-й части:



Советская ровесница ЗВ6, "Лунная радуга" 1983 года, с техникой особо не парится. Все терминалы, управляющие кораблем, сняты почти в полной темноте и освещаются лишь светом своих же лампочек - разобрать что-то сложно. Это я еще специально осветлил стопкадры:





Здоровенные прозрачные панели со звездными картами, кстати, встречались еще в "Звездных войнах 4", но я не стал их специально скриншотить, т.к. не нашел явных подтверждений компьютерности. Как и в "Лунной радуге", панели там были совершенно статичны.
        С научной же техникой, расположенной в светлых помещениях, в "Радуге" обходятся вообще просто: берут ее из соседнего НИИ. Похожий подход мы встречали в "Солярисе".



А вот этот кадр остался для меня загадкой. Присмотритесь:



Либо глаза меня подводят, либо справа от двери стоит ДВК-2 (с одним нижним блоком):



Похоже? По-моему, очень. Вот только ДВК-2 вышел в 1984, через год после премьеры "Лунной радуги" . Видимо, НИИ, в котором брали технику для съемок, поделилось опытным образцом или его макетом - других объяснений я не вижу. Выходит, это единственный случай в истории, когда в фильме показывалась самая настоящая техника будущего. Хоть и недалекого :)
(Дополнение: в комментариях поправили, что это таки не сам ДВК-2, а терминал 15ИЭ-00-013, с которым ранние ДВК работали. Причинно-следственная связь может спать спокойно, ход истории не нарушен.)
        Но это было отступление - хронологически мы немного поторопились с ДВК. В 1983 году на рынке новая знаковая игрушка: Apple Lisa:



Как и в случае с Apple II, сама по себе Lisa не приносит каких-то существенно новых концепций, но продвигает в массы то, что раньше было известно лишь узкому кругу специалистов и почти такому же узкому - гиков. Окна приходят в массовое сознание, и GUI отныне правит бал. Мышка тоже начинает движение "в народ" именно с Лизы. Забавно, что в эппловском исполнении мышь снова становится однокнопочной - как самая первая деревянная версия.
        Не стареют душой ветераны. В 1984 выходит 3-я часть полнометражного "Звездного пути". Сам "Энтерпрайз" с прошлого фильма ничуть не изменился, но нам показывают его конкурента - новейший флагман звездного флота "Эксельсиор":



... а также - позволяют рассмотреть диспетчерскую кабину орбитального дока:



Выход Лизы не прошел даром: стены рубки новейшего корабля представляют собой один сплошной экран, на котором выделены рабочие области под разные задачи. В доке тоже сплошные широченные экраны со сплошной - не очень понятной - графикой. Экраны, кстати плоские - и здесь определенно виновато начало эры лэптопов. Сами по себе жидкокристаллические дисплеи существовали давно, но использовались, в основном, в часах и прочей мелочи, и большого внимания киношников не привлекали. Однако, стоило выйти полноценному компьютеру с плоским и тонким экраном, как именно такие экраны стали визитной карточкой компьютеров будущего.
        А вот на "Чужих" 1986 года новые тенденции не особо произвели впечатление. Возможно, Кэмерон решил сохранить стилистику первого фильма Скотта, но на самом-то деле эффект получился как раз странным: по сценарию между фильмами прошло дохрена лет, а техника разве что менее выщербленными панелями обшиваться стала:



Пилот на своем месте: эээ... над экраном что, калькулятор?



Ну, ничего, Кэмерон еще отыграется - у него впереди целый "Аватар".
        А на орбиту тем временем (все еще в 1986) выходит "Салют-8", более известный как орбитальная станция "Мир":



Сразу бросаются в глаза трубы под потолком, хоть это и не компьютерная техника: почему-то в кино таких элементов в кабинах не бывает :)



Можно опять же отметить плоские экраны, но в выключенном состоянии - да еще и в музее - нельзя сказать наверняка, не защитные ли это пластины или заглушки.
        Так, что-то затянулся пост - пойдем побыстрее. Тем более, что в реальной технике наступает период прогресса преимущественно внутреннего, не так бросающегося в глаза, а в кино прогресс вообще помаленьку застывает - изменяются только детали.
        Четвертая часть полнометражного "Звездного пути" (1986), герои путешествуют на конфискованном клингонском корабле:



По сравнению с погибшим "Энтерпрайзом" клингонское судно имеет куда меньше места и меньшие экраны, зато в рубке практически отсутствуют неплоские элементы управления. И конечно же, для подчеркивания агрессивности клингонов все светится красным. Голливудская колористика такая голливудская :)
        "Лиловый шар" 1987 года на серьезную фантастику не претендует, но как последний в обзоре советский фильм - пусть будет:



За исключением подсветки, сами клавиатуры вполне в стиле тех, что на "Мире". Единственное, что бросается в глаза лично мне - что здоровый экран в центре, а два бездисплейных рабочих места отвернуты от него на весьма заметный угол. Выражу свои сомнения в том, что это сильно удобно.
        А за океаном в 1987 полностью перезапускается ветеранская фрашиза: начинается показ сериала "Звездный путь: следующее поколение". Затрудняюсь сказать, что бросалось в глаза зрителям тех лет, а сейчас самое заметное нововведение - это полный переход на тачскрины. Причем, если в предыдущих фильмах большие экраны, с которыми работали операторы были просто плоскими и с ними абстрактно "как-то" работали, то в "следующем поколении" все панели управления явно блестят сплошным стеклянным покрытием и не дают усомниться в своей монолитности:



В общем, тачскрины уже напоминают те, что используются в современных планшетниках.
        В 1988 году СССР запускает в космос свою версию многоразового космического корабля - "Буран" (на фото - кабина Ту-154 ЛЛ, летающей лаботатории, на которой отрабатывались системы "Бурана"):



Наши конструкторы любят проверенные решения: если можно вывести информацию на проверенный диск со стрелкой, то к чему извращаться с лишними мониторами? Кстати, в центре, по-моему, что-то вроде системы ИЛС - на тот момент все еще редкой в кинематографе. Впрочем, расположение и размеры для ИЛС довольно странные, так что не уверен.
        "Звездный путь 5" 1989 года никакими новинками особо не отметился, кроме напоминающего современный e-book беспроводного терминала к бортовому журналу:



Впрочем, я бы и не стал этот терминал отмечать, если бы в том же 1989 году на рынке не появился GRidPad 1910 - первый планшет с тачскрином:



Девайс - с поправкой на детали оформления, разумеется - весьма напоминает планшет из оригинального "Звездного пути" 60-х годов.
        На этой оптимистичной ноте мы вступаем в десятилетие застоя. Застоя, разумеется, по теме поста - интерфейсам будущего и настоящего. Компьютерная техника в 90-х продолжала наращивать мускулы. Повышение мощности компьютеров вкупе с новыми алгоритмами буквально дало новое рождение многим областям исследований. Появляются сети GSM, развиваются мобильные телефоны, КПК и их гибриды - смартфоны и коммуникаторы... Но с точки зрения разновидностей взаимодействия человека с компьютером, все это сопровождается тасованием старых подходов.
        Кинематограф же так обалдел от прогресса, что забил уже на придумывание чего-то нового - фантастика едва угоняется за переосмыслением новых возможностей окружающей техники. В результате, вышедший почти через десятилетие - в 1997 - "Звездный десант" может похвастать разве что оригинальным кронштейном:



В 1998 на орбите появляется актуальная и по сей день МКС:



Красота, правда? Ну чем не кадр для НФ-фильма? То-то киношники и сдулись...



На большей части МКС хрен разберешься, где кончаются портативные компьютеры и начинается встроенное в стену оборудование. И где там вообще эти стены.





1999 год, Джордж Лукас возвращается к самому успешному своему детищу, и на экраны выходит первый эпизод "Звездных войн" (первый - это, разумеется, не считая давно уже вышедших четвертого, пятого и шестого):



А вот шаттл "Атлантис" модификации 2000 года:



Эмм... Если это не кадры из одного фильма, то во втором кабина выглядит, по-моему, круче :) Если из одного, впрочем, тоже.
        Голливудский "Солярис" 2002 года идет по пути советских кинофантастов; на технике он особо не концентрируется, а там, где она есть, либо использует более-менее современную, либо светит лампочками в темноте:





Вторая часть новых "Звездных войн" (2002) показом пилотских мест старается не злоупотреблять: либо корабли показываются снаружи, либо камера утыкается пилоту в лицо. Редкие кадры, которые удается отловить, показывают тренд на упрощение:





Впрочем, у Лукаса была довольно сложная задача: что бы он ни напихал в новую трилогию, к ее концу придется как-то подогнать дизайн под начало трилогии старой. Третий фильм (2005) в основном этим подгоном и занимается. Симпатичное такое ретро:



Нет, какие-то более продвинутые интерфейсы встречаются, конечно, но показываются очень вскользь: только для того, чтобы через мгновение быть разнесенными ударом светового меча.
        Что же касается внешних проявлений реальных компьютерных технологий, то в начале XXI века стало очень трудно следить за тем, кто и что сделал первым: революционные изменения полностью сменились эволюционными, и очень быстрыми - разработки конкурентов очень похожи. Все усложняется и постоянной работой дизайнеров и маркетологов, сильно обгоняющих инженеров.
        Пожалуй, это хороший повод начать закругляться. Тем более, что речь идет уже практически о настоящем, и объективно оценивать новинки сложно.
        В общем, я не буду сейчас пытаться определить, кто в новейших подходах лидер, а кто догоняющий, а обозначу просто несколько заметных трендов и покажу в хронологической последовательности их представителей - не обязательно первых или последних.
        На носу новый виток развития экранов. Один из заметных трендов, это огромные тачскрины-столы и специальные системы для работы с ними. Основной активист здесь Microsoft со своим Surface/PixelSense, продвигаемым с 2007 года :



С нетерпением ждем также доведения до ума нейрокомпьютерных интерфейсов. Взгляните на Emotiv EPOC, представленный в 2008:



Очень напоминает штуковину из "Запретной планеты" - только крепится сразу на голову, а не прижимается к ней рычагами. И даже проблемы, судя по отзывам пользователей, сходны с теми, что испытывали киногерои полувековой давности (разве что, от Emotiv'овского устройства не умирают). Новейшие технологии в очередной раз замкнулись на кинопредсказания прошлого .
        2009 год. Вы не поверите, но на экраны снова выходит... Да, очередной - третий для полнометражных версий - перезапуск "Звездного пути". Новый - только что с верфи - "Энтерпрайз" светится экранами, лампочками и огромными прозрачными панелями. Такие панели уже встречались в "Звездных войнах" и "Лунной радуге", но там они были исключительно статичными, а здесь, все-таки, уже явно являются средствами вывода для бортовых компьютеров:



Не считая этих панелей, интерфейсы на корабле представляют собой вполне привычный "современный хайтек": большие тачскрины (привет Microsoft Surface) и... настольные лампы?



Да, почему-то все рабочие места на прекрасно освещенном "Энтерпрайзе" со светящимися экранами оснащены вдобавок настольными лампами - причем, постоянно включенными. Видимо, ради добавления лишних бликов:



Пульт шаттла тоже "современно хайтековый" - вполне соответствует пульту реального шаттла. Разве что сильно скругленный экран отличает этот фантастический космолет от реального:



Тот же 2009 год. В "Аватаре" Джеймса Кэмерона бал правят прозрачные и изогнутые мониторы:



... и голограммы. Голографический стол мы уже видели в "Звездных войнах", но здесь он, конечно более продвинут.



Прозрачные экраны занятно смотрятся, но в представленном в кино варианте это, на мой взгляд, "фишка ради фишки". Для пилотов они, конечно, удобны, но в лаборатории же будут только отвлекать внимание тем, что через них просвечивает:



Изогнутые экраны - это тренд и в реальном мире. Еще одно направление дисплейной революции - экраны гибкие. Пока, вроде, речь только об экспериментах и прототипах, но не исключено, что я и пропустил уже какой-нибудь серийный образец... Экранчик от Sony 2010 года:



От себя добавлю, что очень жду появления экранов, способных изменять свой физический размер. Пока не знаю, на основе какой именно технологии они будут реализованы, но думаю, будут обязательно. Это единственный логичный выход из противоречия тенденций: уменьшения гаджетов и увеличения экранов.
        Еще одна технология, претендующая на революцию - безэкранные дисплеи вроде Displair, активно презентуемого с 2010 года:



В реальном космосе тоже начинается реальная фантастика. С 2011 года на МКС работает робот. А точнее - "Робонавт":



Завершим же обзор макетом пилотируемого транспортного корабля ПТК НП, показанным на МАКС-2013:



Выход ПТК НП в космос планируется в 2018 году - пока, правда, в беспилотном варианте. Что ж, выглядит вполне футуристично, посмотрим что получится с полетом.
        Да и вообще - посмотрим. Посмотрим на компьютеры дома, посмотрим в кино и - чем черт не шутит - может, посмотрим когда-нибудь на все это в космосе.
        Даешь Стартрек в жизнь! :)

Кино, fyi

Previous post Next post
Up