Попытки неким образом "провзаимодействовать" между магией и наукой стары, как сама наука. И редко такие попытки дают хоть какой-то результат. Скептики из этого делают вывод о несуществовании магии как таковой. Другие пытаются натянуть сову на глобус, объявляя, что на самом-то деле наука все давно доказала. Эти рассуждения, как правило, выявляют либо умелых шарлатанов, либо чрезмерно восторженных личностей, совмещающих пылкость, веру в сверхъестественное и крайне слабую научную подготовку.
Сразу хочу оговориться, что под магией здесь подразумеваю вообще все сверхъестественное, начиная с самых примитивных обрядов и заканчивая влияниями на жизнь людскую высших сил. Просто более подходящего слова пока что вроде как никто не придумал.
Можно ли как-то доказать существование магии научными способами? Означает ли невозможность этого несуществование магии? Может быть, звучит странно, но на оба вопроса я склонен ответить отрицательно.
Приведу пример, набивший всем оскомину - многострадальная квантовая физика. "Доказатели" магии обожают приводить этот пример, потому как ни они сами, ни их читатели в этой области ни шиша не понимают, а потому едва ли заметят откровенную нелепость выстраиваемых теорий. Тем не менее, одно про квантовую физику можно сказать с немалой уверенностью: с точки зрения классической механики вся эта квантовая история - чушь собачья. Как еще можно назвать картину мира, в которой на протекание тех или иных процессов влияет, например, наличие наблюдателя, эти процессы разглядывающего? Тем не менее, отрицать квантовую физику сегодня может только полный безумец.
Похожую ситуацию я склонен видеть и в отношении магии. Магия как явление имеет очень и очень немного точек соприкоснования с классической механикой. Попытка провести эксперимент с магическими явлениями при помощи физических и материальных объектов, измерений и исследований, а именно такими способами и пытаются взаимодействовать с магией, напоминает мне попытку вычислить радиус квадрата.
В магии есть несколько параметров, которые напрямую влияют на исход магического процесса. Перечислю те из них, которые мне кажутся наиболее важными.
1. Субъект. То есть, тот, кто осуществляет воздействие. И от него сплошь и рядом зависит больше, чем хотелось бы. Это железный шар, который вы бросаете в стену, всегда останется железным шаром. Страшно представить, что начнется, если железный шар будет иметь возможность, будучи брошенным в стену, раздумать врезаться - и примется зависать в воздухе в метре от стены. В магии подобные вещи не редкость.
2. Объект. Наиболее распространенный способ исследования - взять десять больных, посмотреть, насколько целитель или маг их может вылечить, убедиться, что не очень может. Согласитесь, внешне выглядит как доказательство несостоятельности магии и веры в нее. Мне же подобные эксперименты напоминают последовательные броски в стену подушки, чугунной гири и табуретки с попыткой вычислить траекторию, силу удара и прочие импульсы, игнорируя и форму, и материал предметов. С той лишь разницей, что у каждого объекта таких параметров, как правило, куда больше.
3. Метод. Если вы бьете мячом о стену, то неважно, рукой вы его бросите или же пнете ногой. Он все равно полетит на стену под воздействием одних и тех же законов трения, всемирного тяготения и так далее. В магии же сплошь и рядом выбранный метод воздействия означает принципиально различные правила игры. Мало того, сплошь и рядом тот самый метод воздействия может обладать характеристикой, подозрительно похожей на... разум. Просто представьте себе ученого, который исследует закон всемирного тяготения, сбрасывая различные предметы с пизанской башни при условии, что этот закон по-разному относится к разным сбрасываемым предметам? Одни притягивает сильнее, другие слабее, а зеленый камешек с размаху запускает обратно в лоб ученому. Кроме того (это тема для отдельного поста и он, возможно, будет), у меня есть очень серьезные основания полагать, что этот метод не желает быть доказанным научно. Как бы безумно это ни звучало.
Парадокс доказывающих.
Мне это название кажется очень удачным. Суть в том, что бросаются доказывать существование магии новички (шарлатанов не учитываем, там все ясно), которые еще не очень-то способны что-то кому-то в этой области доказать. А те, кто способен и еще как способен - не испытывают к этому никакого желания.
Еще один пример - осознанные сновидения. Это явление, в отличие от многих, признается научным сообществом. Но вот ведь парадокс. Я в своей жизни осознанных сновидений не испытывал ни разу, несмотря на все старания. И представьте на секунду, что я начну отрицать их существование. И как вы мне их существование докажете? Правильный ответ - никак, до тех пор, пока я сам не испытаю одно из них. Но после этого я точно также ничего не смогу доказать какому-нибудь скептику, у которого таких сновидений еще не было. Магия очень часто действует по схожему принципу. Можно жить, годами не взаимодействуя ни с чем магическим, а то и брезгливо отворачиваясь от всяких сверхъестественных дел - до тех пор, пока в жизни не произойдет нечто инициирующее, что откроет двери в совершенно новый и неведомый мир, отрицать существование которого уже не хватит силы.
Этот пост - не попытка кому-то что-то доказать. Я понимаю, что это невозможно и всем скептикам предлагал и предлагаю рассматривать посты на эту тематику как ненаучную фантастику. Единственное доказательство магии, которое у меня для вас есть - это я сам. Я приложил некоторые усилия, чтобы зарекомендовать себя как человека трезвомыслящего (получилось ли - вопрос другой). Так вот, на авторитете своего трезвомыслия могу лишь заявить - я не сомневаюсь в существовании сверхъестественного. А верить ли мне на слово - это уж решайте сами.
Но не забывайте, что мне ни от вашей веры, ни от вашего неверия ни горячо, ни холодно :)
Кстати, очень важное дополнение. Насколько правомочно применение магии для решения бытовых проблем, включая проблемы со здоровьем. И здесь для меня ответ очевиден: совершенно правомочно. Но, например, целитель, который противоречит официальной медицине либо склоняет пациента к отказу от нее, совершает преступление.
Магия в большинстве ее проявлений - это о духовном. Остальное для нее, как правило, весьма побочно, не всегда надежно и очень часто совершенно непредсказуемо. Полагаться на одни лишь высшие или любые другие силы в решении бытовых проблем - не лучший выбор для вменяемого человека. В противном случае официальная медицина и наука попросту никогда бы не возникли.