Современное православное покаяние - и покаяние как его понимали в общине ап. Павла например - очень разные вещи
Например, ап.Павел не пытался навязать постоянное покаяние для верных членов общины, а только для внешних - и для явных грешников внутри.
Например, мы и представить не можем чтобы Павел увещевал Тимофея или скажем других апостолов ежедневно каятся чтобы принять Христа и спасти душу, и не заснуть во сне греховном.
Таким образом, раннехристианское покаянение - гораздо ближе к покаянию в современном бытовом, секулярном смысле. Тот же тип покаяния, которые создали святые отцы аскеты - это нечто совсем другое.
Я знаю только, что покаяние нельзя "создать", нельзя навязать... Его можно только лично испытать. И не "по заказу", чаще всего. Про "типы" покаяния я тоже ничего сказать не могу: не знаю.:)
1. обычное покаяние, типа нашего секулярное, оно же покаяние у ранних христиан. Представляет из себя намерение не совершать конкретные злые дела. Типа, больше не буду бить жену, не буду пьянствовать, не буду воровать и голосовать за жуликов и воров, не буду приносить жертвы идолам.
2. суперпокаяние - специальное душевное состояние когда соблюдаешь более менее все правила приличия и ритуалы церкви, никого не мучаешь, не убиваешь самого себя вредними привычками, ведешь себе мирно, просто и дружелюбно - и при этом считаешь себя достойным ада и последним грешником.
Суперпокаяние было изобретено аскетами в результате постепенного развития теории и практики монашеской жизни
обычное или супер-?:)) Интересная классификация...:)) Вообще-то, если обратиться к значению слова, покаяние - метанойя - это "изменение сознания". И оно совсем "не о том", судя по моему мизерному опыту.
А что в умирании-то плохого? Пока не помрёшь - не воскреснешь:) Да и "умирать для греха" (в процессе покаяния)можно частично - всё равно, что умерщвлять раковую опухоль (которая, конечно, тоже в каком-то смысле "часть организма" - но неправильная и зловредная)...
Всё понимаю.:) Но у меня устойчивое впечатление какого-то унылого псевдо-монашеского и псевдо-аскетического отношения к жизни, которое обычно стоит за всеми этими "искусствами умирания" и мазохистской любви к страданию...:))
Подозреваю, что когда это было не псевдо-, аскеты предавались "умиранию" с удовольствием (избавление от лишнего вообще весьма приятно - вот, даже любительницы худеть радуются избавлению от лишнего веса... а душевная лёгкость - это ж круче, чем телесная). Ну а те, кто не въехал в суть, но заучил "мантры" про само-умерщвление, и превратили это в тошнотворный мазохизм (ну просто не то у них умирает - св. отцы же не предлагали начинать умирание с сердца и мозга... ;))
Да, я как раз про мантры и игры современных неофитов. Кроме того (сама в свое время наигравшись...) я считаю, что мирянам надо очень осторожно применять к себе все эти "умирания" и умерщвления, - это неизбежно затронет их близких - вполне себе живых.:))
Comments 14
Например, ап.Павел не пытался навязать постоянное покаяние для верных членов общины, а только для внешних - и для явных грешников внутри.
Например, мы и представить не можем чтобы Павел увещевал Тимофея или скажем других апостолов ежедневно каятся чтобы принять Христа и спасти душу, и не заснуть во сне греховном.
Таким образом, раннехристианское покаянение - гораздо ближе к покаянию в современном бытовом, секулярном смысле. Тот же тип покаяния, которые создали святые отцы аскеты - это нечто совсем другое.
Reply
Про "типы" покаяния я тоже ничего сказать не могу: не знаю.:)
Reply
1. обычное покаяние, типа нашего секулярное, оно же покаяние у ранних христиан. Представляет из себя намерение не совершать конкретные злые дела. Типа, больше не буду бить жену, не буду пьянствовать, не буду воровать и голосовать за жуликов и воров, не буду приносить жертвы идолам.
2. суперпокаяние - специальное душевное состояние когда соблюдаешь более менее все правила приличия и ритуалы церкви, никого не мучаешь, не убиваешь самого себя вредними привычками, ведешь себе мирно, просто и дружелюбно - и при этом считаешь себя достойным ада и последним грешником.
Суперпокаяние было изобретено аскетами в результате постепенного развития теории и практики монашеской жизни
Reply
Вообще-то, если обратиться к значению слова, покаяние - метанойя - это "изменение сознания". И оно совсем "не о том", судя по моему мизерному опыту.
Reply
Да и "умирать для греха" (в процессе покаяния)можно частично - всё равно, что умерщвлять раковую опухоль (которая, конечно, тоже в каком-то смысле "часть организма" - но неправильная и зловредная)...
Reply
Reply
Reply
Кроме того (сама в свое время наигравшись...) я считаю, что мирянам надо очень осторожно применять к себе все эти "умирания" и умерщвления, - это неизбежно затронет их близких - вполне себе живых.:))
Reply
Leave a comment