Если уж я взялась всех учить жизни, то лучше на тему, которую я изучала очень долго и внимательно из шкурного интереса. А поскольку пошла новая волна разговоров о том, что расовые меньшинства занимают место чьего-то ребенка в колледже, то самое время написать о том, что такое вообще место в колледже и как его занимают. Может быть, родителям детей школьного возраста, которые живут в Америке или хотят отправить детей туда учиться, будет полезно. Мне было бы полезно несколько лет назад. Исправления, дополнения и вопросы в комментах приветствуются. Политические дискуссии не приветствуются.
1. Какие бывают колледжи.
Я напишу только про достаточно престижные колледжи, поскольку они вызывают наибольший ажиотаж, и место ребенка в каком-нибудь университете Западной Оклахомы никто у него не отнимет, если он закончил школу с хотя бы относительно нормальными отметками. Грубо говоря, они делятся на три категории: частные университеты, университеты штатов и частные liberal arts colleges (LAC). Университеты штатов отличаются от частных тем, что они стоят гораздо меньше для жителей штата, и получают деньги от штата (но часто эти деньги покрывают небольшую часть бюджета). LAC отличаются от университетов тем, что они маленькие, в них нет аспирантуры, и основной упор на преподавание, а не на науку. Есть еще военные академии, в лучшие из которых тоже нелегко попасть, но я про них ничего не знаю. LAC, принадлежащие штатам, тоже есть, но их мало и они не такие популярные. Еще бывают технологические/политехнические институты, как частные, так и принадлежащие штатам - это тоже университеты, просто в них основной упор на точные науки и инженерное дело.
Из частных университетов особенно известна Ivy League. Диплом любого из этих университетов дает значительные преимущества при приеме на работу в политике, финансах, консалтинге, меньше в науке и технике - тут MIT, Стэнфорд и несколько других мест полезнее, чем хвост Айвис типа Дартмута. Из очевидных преимуществ престижных университетов - сильные студенты, хорошие преподаватели. Хотя тут вопрос сложный, часто профессоров берут на работу в университеты за научные достижения, даже если преподаватели из них так себе. Если нужны профессора, которые избрали делом жизни учить студентов, идите в LAC. Из неочевидных - сеть выпускников во всей стране, очень полезная опять же при поиске работы, ну и вообще много полезных знакомств с людьми, которые, возможно, потом станут важными шишками.
Университеты штатов бывают самого разного качества. Реально в каждом штате это не один университет, а система достаточно независимо функционирующих кампусов. Один кампус обычно главный и самый лучший (state flagship). В некоторых штатах, например, в Калифорнии, Мичигане, есть две таких системы, плюс еще бывают принадлежащие штату политехнические институты. Число студентов в state flagships гораздо больше, чем в частных университетах, как и число студентов на одного преподавателя. Tем не менее лучшие из них, например, University of California - Berkeley, University of California - Los Angeles, University of Michigan - Ann Arbor дают прекрасное образование и тоже пользуются большим уважением. В других бывают отдельные очень хорошие факультеты. Ну и не надо забывать, что конкуренция среди потенциальных профессоров очень велика, так что в средних по другим параметрам университетах могут быть очень даже хорошие профессора.
Что такое вообще престиж колледжа? Престиж, конечно - понятие туманное, но основной меркой престижа университета в Америке являются списки US News and World Reports College Rankings. По поводу методологии этих списков ежегодно ломается множество копий. Факт тот, что множество колледжей предпринимают много усилий, чтоб повыситься в ранге, и это очень влияет на критерии приема (примеры ниже).
2. Чего хотят колледжи.
В основном они хотят больше денег и лучшую репутацию, которая также переводится в больше денег. Доход колледжей состоит из таких основных частей:
- плата студентов за учебу
- деньги от штата для университетов штата
- федеральные и другие гранты на научную работу
- федеральная помощь для студентов
- доход от endowment, то есть денег, которые у них уже есть и куда-то инвестированы.
- благотворительные пожертвования
- плата за разные другие вещи, которые продает университет - жилье, билеты на спортивные соревнования, и т.п.
Соотношение этих частей дохода сильно варьируется между колледжами. Полезно знать, что популярные университеты штатов получают значительную часть дохода от студентов из других штатов, для которых номинальная стоимость платы за обучение гораздо выше, а помощь от университета они получают реже. Важно также, что благотворительные пожертвования и доход от endowment (который в основном состоит из прошлых пожертвований) составляет значительную часть дохода многих частных университетов, и размер endowment важен для престижа. У некоторых университетов штата тоже есть заметный endowment, особенно этим известен University of Michigan, но в общем далеко не в таких масштабах.
Чем больше у колледжа денег, тем больше он может давать финансовой помощи студентам, то есть они не будут платить полную стоимость обучения, которая в топ-колледжах составляет 50-60 тысяч долларов в год, и это не считая жилья, еды и учебников, что добавляет еще тысяч 20-25. Семей, которые могут себе это позволить, не так много, поэтому колледжи, у которых большой endowment, чтобы привлечь хороших студентов, делают им большие скидки. Финансовую помощь получают многие семьи, в которых родители совсем неплохо зарабатывают, а если родители бедные, то есть шанс, что за обучение не придется платить вообще ни копейки. Самые богатые колледжи покрывают всю demonstrated need, то есть они гарантируют, что родители заплатят только то, что смогут заплатить, исходя из своего дохода. Конечно, не всегда идеи колледжа и идеи родителей о том, что они могут заплатить, совпадают. Эти цифры рассчитываются колледжем с помощью финансовых форм, заполненных родителями при поступлении, но чтоб получить грубую оценку, у каждого колледжа на сайте есть Net price calculator, куда можно ввести свои доходы и узнать, какая от вас ожидается плата. Почти все топ-колледжи принимают или не принимают студентов независимо от их способности платить, но это не значит, что у богатых семей нет преимуществ - об этом дальше.
Такая система, в частности, приводит к тому, что многие умные дети из бедных семей могут себе позволить учиться в условном Гарварде, но не могут - в университете чуть похуже, который не покроет им все расходы на обучение. То есть они будут выбирать между очень престижными колледжами и университетом их штата (далеко не все из которых на уровне Беркли или Мичигана). На другом конце шкалы - умные дети, которым условный Гарвард не дает помощи, потому что их родители много зарабатывают, но родители не хотят платить столько денег, или не могут по каким-то еще причинам. У этих детей выбор побольше, поскольку не стопроцентную, но заметную скидку им сделают другие хорошие университеты рангом пониже, которые хотят привлечь побольше хороших студентов.
Из вышесказанного следует вывод: колледжи не просто хотят принять умных детей. Они хотят иметь студентов, которые:
- смогут закончить обучение - потому что graduation rate и retention, то есть сколько студентов, начавших обучение в этом колледже, получат диплом за разумный срок, имеют очень большое значение для ранга на U.S.News.
- сделают хорошую карьеру после окончания, то есть будут много зарабатывать и смогут пожертвовать колледжу много денег. Также, конечно, надо, чтоб они захотели это сделать, то есть чтоб они вспоминали об этих годах с удовольствием, а не с отвращением.
3. Как колледжи выбирают, кого принять.
Ажиотаж вокруг приема в десятку-другую топ-колледжей за последние несколько десятилетий вырос невероятно. Это объясняется, в частности, тем, что население страны и число выпускников школ растет, а число мест в колледжах не очень. Число мест в колледжах сильно ограничено их возможностью поселить студентов в общежития. Не все студенты живут в общежитиях, но почти все первокурсники, у которых нет семьи в том же городе, и многие из тех, у кого семья есть. Жизнь в общежитии (или фратернити/сорорити) и связанное с ней общение считается важной частью студенческого опыта, и колледжи, у которых есть эта возможность, стараются сделать так, чтоб студенты могли жить на кампусе все четыре года, если захотят.
Другие факторы - это престиж, связанный с низким процентом принятых студентов, а также рост числа иммигрантов, особенно образованных азиатов, которые часто гораздо более зациклены на престижных колледжах для своих детей, чем средний американец, и бывают не в курсе про хорошие университеты второй-третьей десятки. Все это привело к тому, что, скажем, в Гарварде процент принятых за последние 15 лет упал в два раза.
И так, наконец, мы подошли к интересующему читателей вопросу: как самые престижные колледжи выбирают себе студентов, и кто пользуется преимуществом при поступлении. Первое, что тут стоит заметить - это что все эти колледжи, как сказано выше, очень заботятся о том, чтоб побольше студентов получили диплом. Поэтому первое, что проверяется - это сможет ли студент учиться. Если у него слишком низкие отметки в школе, или слишком плохо написанный SAT/ACT, то в колледже, очевидно, у него тоже будут проблемы, поэтому такие заявления первым делом идут в виртуальную мусорную корзину. А вот что такое "слишком низкие" - это вопрос непростой.
Обычно на сайтах колледжей и о колледжах показывают, в какие границы попадают средние 50% принятых студентов, и чем эти границы выше, тем труднее попасть туда. Приемная комиссия обычно имеет в виду примерную нижнюю границу, за которой студенту будет тяжело учиться. Но слишком высоко задирать планку они тоже не могут. Прежде всего, стандартизированные тесты не отражают очень многого, что может повлиять на успех студента - способность нестандартно мыслить, разнообразие интересов, даже работоспособность. Некоторые студенты хорошо учатся, но плохо умеют сдавать экзамены в стрессовых условиях. И, конечно, очень многие хорошие ученики пользуются услугами репетиторов или ходят на специальные курсы подготовки к этим тестам, где их натаскивают именно на эти типы вопросов. Дети из бедных семей не могут себе этого позволить. Плюс сами экзамены стоят денег. Их можно сдавать несколько раз, и учитывается только самая высокая отметка. Тут тоже есть вариации, некоторые колледжи требуют, чтоб им присылали все результаты, а некоторые составляют комбинированную отметку из самых лучших результатов в разных секциях теста. По этим причинам некоторые популярные университеты стали делать результаты тестов необязательными, или даже вообще их не принимать (особенно в связи с коронавирусом, но эту ситуацию я не буду сейчас обсуждать). Таким образом они пытаются привлечь больше детей из бедных семей, из расовых меньшинств, из сельской местности. Но если ребенок может сдать тест хорошо, то это непременно надо сделать и посылать даже туда, где это необязательно. Чем больше хороших вещей о нем знает приемная комиссия, тем больше у него шансов.
Таким образом, отметки и результаты экзаменов (включая AP/IB экзамены) учитываются приемной комиссией при оценке того, может ли студент вообще у них учиться, и насколько хорошо он может учиться. А вот дальше происходит перебор огромного числа тех, у кого отметки хорошие, и небольшого числа тех, у кого они похуже, чтоб сравнить их по другим ценным качествам. Что это за ценные качества? Они примерно делятся на такие группы.
1) Демографические. Колледжи любят diversity. В определенных кругах это стало ругательным словом, но на самом деле diversity включает в себя гораздо больше, чем расу. Студенты ценят возможность общаться с разнообразными людьми, а не только из того же узкого круга. Обществу в целом нужны врачи, учителя и другие профессионалы, которые захотят работать и будут признаны своими в inner city, в канзасской деревне, в городе, где половина населения не говорит по-английски. Поэтому преимуществами при поступлении в разной степени пользуются:
- Underrepresented minorities - негры, индейцы, латиносы, парочка других мелких категорий.
- Студенты нужного пола. Колледжи стараются примерно уравнять число мальчиков и девочек, поэтому в университеты, особенно на научно-технические факультеты, легче поступить девочкам, а в LAC, куда традиционно идет больше девочек - наоборот, мальчикам.
- First generation college students - студенты, родители которых не учились в колледже.
- Жители сельской местности.
- Жители всяких экзотических штатов типа Вайоминга, и вообще мест, из которых в этот колледж обычно идет мало студентов.
- LGBT - это дает, говорят, не слишком большое преимущество.
- Ну и вообще если студент чем-то интересен, скажем, имеет нестандартное хобби. Все, что угодно, что позволит выделиться и привлечь интерес приемной комиссии, в хорошем смысле, конечно.
2) Трудная жизнь. Колледжи учитывают, что у разных семей разные возможности. Студент, который вырос в семье необразованных иммигрантов, ходил в плохую школу, и все равно хорошо сдал SAT, скорее сделает хорошую карьеру, чем студент, который сдал его лучше, но перед этим его родители год насильно таскали к репетиторам. Избавившись от родителей, первый студент будет продолжать работать (и у него есть отличный стимул), а второй с большой вероятностью расслабится и будет вместо учебы ходить по вечеринкам. Поэтому к таким преимуществам относятся:
- Опять же необразованные родители, бедные районы, сельская местность, и раса в плане жизни в бедном районе.
- Конкретные обстоятельства в бедной семье, мешавшие учебе, например, необходимость зарабатывать деньги или сидеть с младшими братьями-сестрами.
- Sob stories - болезнь, сирота или злые/больные/наркоманы родители, опыт дискриминации. Тут надо быть осторожным, далеко не любая такая история поможет, а иногда может и помешать (колледж побоится принять больного студента), зависит от умения подать.
3) Академические достижения (помимо отметок).
- Победы в конкурсах, олимпиадах и пр. На национальном или международном уровне - очень большой плюс, на штатском - неплохой, на городском или районном - вряд ли имеет большое значение.
- Участие в разнообразных академических клубах, летних лагерях, особенно тех, куда принимают по конкурсу.
- Research - участие в настоящих научных или инженерных проектах, победы в science fairs, еще лучше напечатанная статья или патент.
4) Внеакадемические достижения. Тут может быть все, что угодно, от музыки и танцев до победы в конкурсе на самую быструю сборку кубика Рубика. Опять же, победы в соревнованиях национального уровня - это большой плюс. Отдельный очень большой плюс может быть, если колледжу как раз нужен именно такой студент - например, в университетском оркестре не хватает первой скрипки, а тут как раз подвернулся кто-то, кто играл на скрипке в Карнеги-холле - но предсказать это невозможно. На diversity это тоже играет, колледжи любят студентов разнообразно талантливых, это делает жизнь студентов интереснее и помогает создавать творческую атмосферу.
5) Организаторские и лидерские таланты, активная помощь другим. Среди амбициозных школьников популярны такие вещи, как организация собственного нонпрофита для сбора денег и помощи бедным, больным, беженцам и прочим несчастным, но теперь, говорят, приемные комиссии столько навидались таких нонпрофитов-однодневок, что смотрят на них очень скептически. Но если это действительно выросло в какую-то серьезную организацию, если о студенте писали национальные газеты, то это большой плюс.
А теперь самые главные преимущества:
6) Спорт. Американские колледжи помешаны на спорте настолько, что вызывают недоумение у жителей почти всех остальных стран. В больших университетах спорт - это большой бизнес, тренеры зарабатывают миллионы, футбольные матчи собирают десятки тысяч зрителей. Команд очень много, и многие студенты специально выбирают университет потому, что хотят играть в его команде, или просто болеть за его команду вместе с десятками тысяч других студентов - это работает на school spirit, чувство причастности, и для многих важно его иметь. При этом достаточно команд в видах спорта, которыми зрители не так интересуются, и которые не зарабатывают для колледжа деньги, как футбол, а наоборот, их тратят, но отказаться от них нельзя - недовольны будут студенты, их родители, и, главное, выпускники, которые дают пожертвования.
Это все важно, потому что тренеры имеют большое влияние на процесс приема. Им нужно много хороших спортсменов, чтоб выигрывать у других университетов. Очень хороший студент, который к тому же добился выдающихся успехов в спорте - это мечта приемной комиссии. Я не очень хорошо знаю, как происходит этот процесс, но тренеры активно выискивают и оценивают таких школьников со спортивной точки зрения, и отдельно обсуждают их с приемной комиссией. После этого, если обе стороны этого хотят, студент обещает играть в команде этого университета, и считается официально рекрутированным. Приемная комиссия еще не сказала свое последнее слово, но вероятность отказа уже очень мала. В некоторых колледжах такие студенты также получают спортивную стипендию.
Спортсмены составляют заметную часть студентов, поступающих в частные университеты - в Айвисах около 20% студентов играют в каких-нибудь командах, и около половины из них официально рекрутированы. В маленьких LAC часто больше половины студентов являются членами каких-нибудь спортивных команд. Не все они таким образом договариваются с тренерами, но у всех успехи в спорте являются серьезным плюсом в резюме. Примечательно, что богатые частные университеты вроде Айвис традиционно имеют много команд в видах спорта, которыми занимаются в основном белые небедные люди, вроде тенниса, фехтования, гребли и гольфа. В больших университетах штатов более важную роль играют футбол и баскетбол, но число спортсменов там ближе к 5%.
7) Деньги и legacy, то есть дети родителей, закончивших этот колледж. Как я уже сказала, университеты очень любят пожертвования. И выпускники, дети которых поступили в их альма матер, склонны жертвовать больше. А если родители способны сделать пожертвование серьезных размеров, то не принять их дитятко как-то неприлично. Конечно, при этом дитятко все равно должно удовлетворять минимальным стандартам. Но если уж эти стандарты для кого-то лично понизят (то есть приемная комиссия будет его рассматривать отдельно и благосклонно), то это с большой вероятностью или выдающийся спортсмен, или ребенок крупного донора.
Насколько сравнительно важны все эти факторы, сказать трудно, поскольку разброс очень большой. Но теперь мы можем привести примеры потенциальных студентов, которые вызовут блеск в глазах приемной комиссии (если у них нет очевидных недостатков):
- черный ребенок из inner city, который очень хорошо учится и прекрасно играет в футбол
- белый ребенок, который очень хорошо учится, и папа которого закончил тот же колледж и подарил ему несколько миллионов долларов, а лучше десятков миллионов.
- ребенок, который хорошо учится, и о достижениях которого писали все газеты (нашел новое лекарство против рака, основал мощное общенациональное движение, носит фамилию Обама).
Поскольку я думаю, что дети моих читателей, скорее всего, не принадлежат ни к одной из этих категорий, в следующей части я займусь вопросом о том, что им стоит делать для поступления в хороший колледж.
Резюмирую все вышесказанное я, пожалуй так. Система приема в американские топ-колледжи невероятно сложна, туманна, запутанна и не имеет ничего общего с какой бы то ни было формальной шкалой оценок или какими-то понятиями о справедливости. Она вызывает огромный стресс у детей и родителей, большое число обиженных и разочарованных, трату невероятного количества времени и денег на вещи сомнительной полезности. В то же время совершенно непонятно, как ее можно было бы изменить, не поменяв принципиально саму структуру американского высшего образования.
Часть2. Что нужно делать, чтоб поступить в престижный колледж.