последние дни полностью погрузился в запись этюдов Шопена с Лотар-Шевченко... с некоторым трудом могу думать о чем-то другом и воспринимать... даже на работе нахожусь в слегка отсутствующем состоянии (благо, пальцы сами помнят, что играть)...
размышлял, что меня в ней более всего поражает... ну понятно, что объективно - дарование мирового уровня... спокойно можно поставить рядом с Юдиной, Микеланджели, Гилельсом... но есть еще момент интерпретации - личностного вклада... и тут, пожалуй, вот что...
абсолютная свобода... она вообще не думает, как "правильно" играть... полная разомкнутость сознания, открытость - нет пределов... скажем, я попробовал послушать в сопоставлении ряд этюдов у Горовица (а в манере интонировать, в экспрессивной акцентуации, у него есть общее с Лотар-Шевченко)... но тут же слышна ограниченность и "мелкота" мысли - ряд шаблонов, которыми Горовиц сам себе заслоняет горизонт...
у Лотар этого нет вообще - музыка льется, как расплавленная магма или металл в божественной кузнице - формы пластично возникают и исчезают, при общей огромной волевой организации... натуральный "Солярис"...
как написал один человек на одном форуме - "свободная игра свободного человека"...
я немного недоумевал раньше, почему ее собратья по цеху игнорировали (кроме Юдиной)... а сейчас подозреваю, что (помимо понятного человеческого гадства) это было слишком смело, слишком свободно... при общей тенденции уже в 60-х-70-х к некоторой стандартизации "советского пианистического стиля", Лотар-Шевченко со своим гипер-романтизмом ну никак не вписывалась... она была пришельцем из прошлого, да и "геополитически", да еще со страшным опытом лагерей, уже чисто нашенским, который, видимо, только активизировал раскованность и презрение к штампам - ответ европейца на совковую гнусь...
предполагаю, что и в нашем стерильно-аутентичном времени она придется не ко двору...
Click to view