на конференции были высказаны два очень важных мнения: одно мнение что медитация это концентрация и другое что это в корне не верно.
давайте проверим верность обоих утверждений (и что они в корне оба верны) через не-еврейские и еврейские схемы.
мы придём к выводу что концентрация это процесс достижения повышенной осознанности. Пребывание в повышенной осознанности часто называют медитативным состоянием или медитацией (которой восточные медитаторы говорят невозможно заниматься потому что это плод, который человек получает) (мы увидим метафору разгона на велосипеде как усилия и потом безусильного катания на нём когда уже не нужно крутить педали а лишь держать баланс).
Само же это состояние является результатом концентрации (усилия). поэтому делание медитации (то чем возможно заниматься) это концентрация (как единственный способ достижений медитативного состояния или медитации) (только разогнавшись можно безусильно кататься) - конечно вы возразите что можно достичь этого через некие стрессовые ситуации или наслаждения невероятные или даже опасно-вредные - но это будет та же концентрация автоматическая усиленная внешними факторами которые захватывают всё внимание (инстинктивная-концентрация -например по причине опасности для жизни - прыжок с парашюта и тд) тем самым приводя к повышенной осознанности.
однако опасно-вредные штуки как трава грибы видимо приводят к повышенной осознанности через другой механизм - и именно поэтому они бесполезны для внутреннего роста. тк они дают этот усиленный луч концетрации расслабляя сами по себе за счёт своего влияния на организм разные части психики и физиологии и когда то заблокированные как бы "лучи" внимания которые распространялись в эти зачастую вытесненные в подсознание области теперь освобождаются на время от туда (расслабляется блок) и теперь человек получает сильный луч внимания (сконцентрированный за счёт того что он не распыляется больше по множеству точек в теле подсознании и сознании)....
однако это как слабительное - принимая его человек постепенно (а в случае с травой это быстрее) нарушает свою способность справлять нужду самостоятельно. то есть так же как справить нужду это напрячься а потом идёт волна как бы расслабления так же и в медитации... метафора - какой почти единственный шанс кататься не крутя педали не приложив заранее усилия? если ты катишься с горки (вниз) (то есть деградация сравнивается с падением вниз)
дальше
те кто занимались спортом... знают что сверх-усилие приводит к медитации. но медитация это не совсем сверх-расслабление. потому что некая форма расслабленной концентрации (а то есть усилия) в ней должна присутствовать иначе человек просто уснёт (полное расслабление). поэтому чтобы описать такое расслабленное усилие - то есть такой концентрированный но не напряженный луч внимания - восточные медитаторы использовали такие образы как мудрец идёт не оставляя следов. или хлопок одной ладонью (который не встречает сопротивления и не оставляет следов свойственных хлопку - то есть не даёт звука). для тех кто пережил медитативное состояние (расслабленности и в то же время включености концентрации, повышенной концентрации но не напряженной) - эти образы очень понятны. Тоесть это как разогнаться на руле (советский скейтборд), а потом какое то время она скользит по дороге. Или забраться на гору а потом съехать вниз по ней (ну только вверх) (если это правильная кошерная медитация например без грибов). То есть надо усилие, а потом идет на автомате движение, твоё усилие заключается в держании баланса чтобы не упасть (не провалиться например в сон).
перефразируя профессора Икс из последнего вполне любопытного фильма-метафоры про еврейский народ в современном мире - которые как и мутанты воспринимались и воспринимаются как другие (Люди Икс Первый Класс) (хотя возможно это только я воспринял его так по причине еврейства одного из главных героев, и видимо и второго главного героя и своей еврейско-центрической модели мироздания) - и так перефразируя фразу от туда скажу что медитативное состояние находится между полной расслабленностью и полной концентрацией (это понадобиться нам для нашей еврейской схемы потом).
но вот начнём с истинно арийско-йогической схемы...
8 ступенчатый процесс йоги.
последнии ступени
это дхарана (концентрация)
дхьяна (без усильная концентрация уже в повышенном состоянии созания) и самадхи (высшая форма осознанности, медитативности). и самадхи нельзя заниматься это результат предедущих ступеней, и дхьяной нельзя заниматься, а все предедущие 4 ступеней нужны были для дхараны (концетрации) для подготовки способности концетнироваться и именно ей возможно заниматься из этих последних 3 ступеней, а она нужна была чтобы достичь дхьяны (безусильной концентрации = однонаправленного мощного луча внимания = медитативности) и дальше самадхи ( просветленного пробуждённого состояния) (грубо говоря - высшая форма медитативности, осознанности). тоесть именно концентрация приводит к медитативности. поэтому если можно назвать какой то процесс медититированием это именно концентрация. хотя когда такие как Ошо говорят что медитацией невозможно заниматься они имеют ввиду уже этот следующий этап ( без-усильной концентрации-усилия который является результатом концтентрации) (там ты уже как бы не занимаешься, ты пребываешь, созерцаешь в повышенном состоянии внимания, и если начнешь концентрироваться то вернёшься на прошлую ступень чтобы вернуться сюда ещё более осознанным) (но чтобы перейти на следующий уровень что нужно делать это не наша тема да я и не знаю, насколько я читал надо пребывать на этом уровне максимально долго и тогда когда наберется некая критическая масса осознанности...) в описании не-еврейской схемы так и говорится что дхьяна (медитативность) является продолжением (результатом) дхараны (концентрации)
Ошо любил говорить что йога это достижение высшего пробуждение через усилие а вот тантра (ну в его понимании то что сейчас на западе от него пошла) это через наслаждения и расслабленность. это конечно интересная мысль. однако если просто наслаждаться по обычному то это ничем не отличается от обычной жизни любого человека.
что делает то или иное (надеемся кошерное) наслаждение дверью(или трамплином) в повышенную осознанность? это именно то что человек концентрируется на этом наслаждении (тоесть снова усилие). однако в случае наслаждения (кошерного) это происходит ПОЧТИ-автоматически (тем самым не растраивая вашу способность расти см. пример со слабительным и давая возможность расти) потому что вам приятно концентрировать своё внимание туда и так далее. тем не менее усилия с вашей стороны нужны чтобы углубиться в это состояние и выделить это наслаждение и ещё больше собрать рассеянное внимание (лучи сознания) с разных мест где они неосознанно находятся (заблокированы в связи с тем или иным стрессом или неправильным образом жизни что является стрессом для тела и психики) несмотря на то что то или иной наслаждение это делает в какой то степени само. при том что это всё будет выглядеть очень расслабленно и приятно и будет в какой то степени отличаться от концентрации на какую то точку на стене (куда внимание надо будет очень тяжело концентрировать) (потому что она не влияет никаки на медитатора в отличии от ощущения от пироженного или боли в руке или того что выделяется при прыжке с парашютом). поэтому адепты такой медитации расслабления могут сказать что медитация это не концентрация (как в случае с точкой на стене) а сразу некое повышенное состояние. потому что через этот метод можно сразу выйти в повышенное состояние сознание за счёт внешнего раздражителя (будь то музыка приятна или еда, или красота природы, красота молитвы и тд) которое автоматически почти приковывает (концентрирует) ваше внимание туда. тем не менее и тогда чем больше человек самостоятельно концентрацией углубит это состояние тем больше будет эффект. иначе бы все были просветленны( тк Всевышний предоставил много красоты в природе и много дал потенциала людям быть со-творцами прекрасного - однако даже восхищающиеся творениями Творца или со-творцов людей редко достигают глубокой медитативности и редко способны их автоматически появившиеся ощущения трансформировать их или наполнить их повседневную жизни хотя бы на день). также кроме плюса естественного собирания лучей внимания внешним раздражителем медитация через наслаждения может быть опасна так человек начнёт искать всё больше и больше наслаждений видя в них источник своей повышенной осознанности, и например перееевший человек будет меньше чувствовать вкусность еды. а вот голодавший человек будет и от простого помидора в восторге. поэтому медитация наслаждения эффективна если есть концентрация в процессе (усилие) либо если до этого было усилие (например ограничение в еде, или в чём заключается наслаждение).... иначе она только тушит через какое то время силу луча внимания. (нужен заряд Гвуры...)
и так перейдём к главному
к еврейской схеме.
концентрация это Гвура. ведь это усилие.
не случайно именно Ицхак который соответствует Гвуре. ведь он занимался молитвой в поле. а это авода сердца. и мы знаем это уровень всей Аводы - уровень Ицхака.
Поэтому прямо из нашей традиции мы видим что медитация как процесс это концентрация это Гвура (усилие).
Однако результат Ицхака (Гвуры) это Яакова (Тиферет) (однако может стать и безконтрольной Гвурой - Эйсав - много историй в восточных преданиях что вот мудрец концентировался медитировал и вот теперь его разгневить очень легко и бедная птичка которая посмела на него что то сделать он её испепелил взглядом, тоесть его концентрация переросла в гнев (мы знаем из нашей традиции что корень гнева он тоже в Гвуре, и это Гвура во вне, и это гвура Эйсава, тем временем как Гвура Ицхака во внутрь).
И так результат правильной работы Гвуры это Тиферет. Тиферет находится посредине между Хеседом и Гвурой. Тоесть то что я хотел сказать между концентрацией-напряжением (Гвура) и расслаблением-любовью (Хесед).
Тиферет как я слышал на уроке р. Сфирского (если я правильно помню) это когда каждая вещь осознается как имеющая своё место в мироздании, всё ощущается как полная гармония, видится единство всего мироздания, видится суть каждой вещи и важность её. нет ничего недуховного.....
человек выходящий в повышенную форму сознания начинает именно тк воспринимать мир. (например он пришёл через концентрацию на какую то точку или букву и теперь видит её связь с Божественным, и теперь уже в таком потоке который сам несётся - надо только держать баланс что является усилием безусильным )
и это может перерости в то что сказал Яаков - как страшно (Нора) это место. и именно это качество проявления Всевышнего - Нора (Нойро) - связанно с Яаковом - Тиферет. Потому что именно осознавая гармонию всего мироздания (Тиферет) - того как всё взаимосвязано и множество уровней связей между малейшими и величайшими аспектами и важность даже мельчайший аспектов бытия (Яаков это сказал согласно мидрашу на храмовой Горе, а она как известна выбрана не за то что она большая) - ощущает трепет невероятный перед Творцом. как всё невероятно взаимосвзяанно в мироздании (увидеть в одной точке всё мироздание и всё мироздание в точке и всё мироздание одновременно....) ... и именно поэтому Яаков и Тиферет это уровень Торы. потому что мы должны видеть связи в Торе, и в мире. как связана история первого человека с историей праотцов, как их жизни проявлялась в исходе из Египта, как это всё в моей жизни. что всё связанно, малейший поступок праотцов тогда повлек невероятные глобальные последствия в еврейской истории (маасе авот симаним лебаним), в мировой. Небольшая гора Цион - а какое важное значение духовное - центр мира.
Уровень Тиферет может увидеть центр мира во всём, потому что в каждой точке Всевышний и видится как это точка также равноприближенна к Истине также как и другая. (в обычном состоянии слишком великие на внешнем плане вещи великие горы и тд могут приковать наш взор к внешней оболокчке -маске и не дать углубиться в суть) (слишком невзрачные могут вести нас в заблуждение что за этим ничего не стоит и не надо смотреть вглубь). наша задача сделать Седер, Геула связанна с седером. (ночь геулы - Лайла Седер). тоесть мы должны увидеть взаимосвязанность... порядок.... и тогда раскроем суть каждого события предметы через связь с другим, как раз человек является кем то через связь с кем то. Пока он не взаимодействует нискем он никакой.... он какой то в процессе взаимодействия в опр. среде с опр. людьми. Такой же принцип отсносится и к Всевышнему и к миру Его. Мы говорим не возможно познать Всевышнего а только то как Он проявляется.
на более высоком уровне (на другом ветке)
Тиферет это Даат
и он находится между Хохмой (знание которое нам дал Всевышний новое, озарение, подарок)
и Биной (глубокая переработка этого знания чтобы это стало частью нас, логическое разделение на части, расмотр частностей, общего)
тоесть снова между раслаблением (Хохма-принятие-подарок) и усилием (попыткой понять это, переработать, сделать частью себя, понять как работает этот принцип в других ситуациях, вычленить суть, понять частности).
Даат это осознание. это осозннаность и осознание, прямое осознание, видение сути (которое возможно в повышенной осознанности, внимании). это то что между усилием и раслаблением.
именно деа (даат) и дубур были у Адама Ришона когда он был только создан. именно благодаря деа (Даат) он видел суть животных и называл их дибуром их истинными именами (отражающим их суть). Раши говорит что у Адама Ришона были деа и дибур на слова что человек стал живой душой (когда Всевышний вдохнул Нешаму) и Раши пишет что Адам Ришон был живей остальных животных потому что у него есть деи и дибур.
Даат - Осознанность - Повышенная осознанность это то что делает нас более живыми... во сне которая 1 шестидесятая смерти человек не осознан. полностью не осознан. там есть сновидения конечно частично осознанные вкрапления но тем не менее.... именно повышение осознанности делает нас более живыми....Даат (и дибур). благодаря которому (которым) Адам Ришон был более живым чем все другие живые существа.
также интересно что в не-еврейской схеме идёт дхарана (концентрация) в еврейской схеме это Гвура и в не-еврейской схеме она приводит к дхьяне (без-усильной концентрации) и в еврейской схеме это Даат или на другом ветке Тиферет. говорится про дхьяну что это выход на связь с объектом концентрации когда происходит единение с объектом (так что тщательней выбирайте объект медитации). и также про Даат в еврейской схеме говорится что это связь приводящая к единенению, например связь мужа и жены называется словом Даат, "познал Адам Хаву"....Даат прямая связь с познаваемыем, прямое видение сути, такое возможно только в таком состоянии повышенной осознанности. прямое видение сути.... тоесть есть аналогии...
Даат невидимая (скрытая сфира) также и сознание, внимание это невидимая сила (в то время как правая и левая стороны - Хохма и Бина ещё можно соотнести с левым и правым полушарием) которая тем не менее наполняет нас полностью и даёт жизнь всему организм. если нет сознания то хоть в человеке всё есть, все полушария и органы - толку от этого нет.
это результат Хохмы потом Бины, когда это понято, стало частью нас. теперь это входит в нас и теперь мы уже это осознаем без усилий.
это похоже видимо на мидраш где говорится что Моше трудился пытался понять 40 дней Тору но в конце концов он это получил в подарок от Всевышнего.
Но ведь подарок это Хохма... тоесть противоречие? нет...
если бы он не трудился... не получил бы Тору...
то есть это подарок совсем другой.
именно благодаря усилию, концентрации.
то есть медитативность это подарок от Всевышнего, повышенное состояние сознание.
но получается благодаря тому что человек концентрировался.
Понимание, осознание это подарок процесса понимания, благодаря тому что человек пытался понять.
в то время как новая идея (Хохма) может прийти без усилий. но вот понимание её, осознание её. через усилие...
поэтому смотря что мы называем медитацией.
если достижением этого - то концентрация верно.
если нахождение в этом состоянии повешенного сознания (медитативном) - то конечно это не совсем концентрация а результат концентрации. (тем не менее без усильная концентрация нужна и тут иначе будет провал в сон нужно держать баланс на велосипеде когда несешься после того как разогнался или на волне во время серфинга ) (просто за счёт того что успешно сконцентрировались собрались и собрали лучи сознание внимания в точку некую то есть в луч то теперь мы на этой волне можем пребывать в повышенном состоянии сознания)