"Брат доктора Гомера" (1968)

May 24, 2017 13:58


   Вытащил в кинорулетке посвящённой югославской чёрной волне фильм "Брат доктора Гомера" о котором и напишу несколько следующих абзацев.

Главной исторической заслугой режиссёра Жики Митровича перед югославским кино общепринято считается то, что он стал основоположником так называемого "партизанского боевика". Его дебютный "Эшелон Доктора М." установил определённую планку и положил начало жанру, который оставил после себя сотни фильмов снятых в 50-е, 60-е, 70-е и даже в 80-е, по которым преимущественно и знают мэйнстримный югославский кинематограф. Сам он позже неоднократно обращался к этому жанру и снятые им "Ужицкая республика" и "Операция «Белград»" безусловно стали его эталонными представителями. Вообще-то если учитывать то, что Жика Митрович начинал свою карьеру в качестве художника и сценариста комиксов, то ничего удивительного в том, что он вывел "геройский фильм" на такой уровень нет. Хотя на самом деле его фильмография, да и в целом его вклад в югославский кинематограф этим далеко не исчерпывается, он снимал и костюмные драмы и детективы и историческое кино, а последний его фильм, снятый уже в 80-е вообще сложно отнести к какому-либо жанру.

В чём-то похожая история произошла и с Батой Живоиновичем: известный преимущественно по этому же "партизанскому эпосу", актёр, которого называли Бата Вальтер, которого советские зрители зачастую не могли представить без автомата в руках и про которого рассказывали анекдоты наподобие такого: "- Знаешь какие были последние слова Гитлера? - Нет. - Убейте Бату Живоиновича!", не был ограничен в 60-е только "партизанщиной". Он снимался и в ранних короткометражках Паскалевича, и в фильмах Петровича, Живановича и Кадиевича причисляемых ныне к "чёрной волне" или снятых под её большим влиянием. Ценность "Доктора Гомера" не исчерпывается конечно тем, что в нём мы увидим Митровича и Живоиновича под несколько другим углом, он объективно хорош сам по себе, но когда разрушаются стереотипы это всегда хорошо.


    Немного скажу о сюжете, по возможности обойдясь без спойлеров: Осень 45-го, Симон возвращается из плена, в котором он провёл несколько лет, домой. Как и в предыдущих фильмах Митровича "Капитан Леши" и тот же "Эшелон Доктора М.", действие происходит в Косово, но для сюжета это не имеет ровно никакого значения. Симон приезжает и видит что его дом разрушен, старый друг его семьи, раввин, рассказывает ему что его мать умерла несколько лет назад, а отец, городской судья, недавно убит. Но ещё большим ударом для него становится новость что его невеста, с которой он хотел пожениться до войны, ушла к его родному брату.

В качестве важного отступления стоит сказать и о его брате, тем более что даже в названии фильма Симон представлен через него. Брат его между тем едва ли не самый известный и уважаемый в городе человек, он главный врач городской больницы. В любое другое время эта должность, безусловно важная и почётная, всё же не первая на устах, но в стране бушует эпидемия тифа, и во многом благодаря знаниям доктора Гомера, его настойчивости и энергичности город с ней справился. Его имя открывает любые двери, а самого доктора Гомера наперебой приглашают в гости и благодярят чем могут. Появление Симона вносит некоторую сумятицу, его брат и его новоиспечённая жена все это время думали что он погиб на войне. Конечно они верят что Симон отправлял кучу писем, но до них не одно не дошло. Кто убил отца его брат тоже не знает.

Само собой он отказывается от комнаты в их доме и снимает комнату в захудалой гостинице. Но можно ли в один момент забыть ту, чью фотографию он хранил в кармане с самого начала войны? Однажды Симон будучи слегка пьян пробирается к ней в окно, но слышит слова о том что лучше бы он и не возвращался. Возможно после этой встречи единственной целью Симона становится поиск убийц его отца, его идеей фикс. В этот момент появляется ещё один персонаж, а именно начальник гарнизона города Вук, к которому Симон пришел узнать о результатах расследования убийства. Чуть раньше мы видим что Вук организовывает убийство свидетеля и подстраивает побег преступника, собственноручно убивая при этом караульного, так что ко времени их встречи совершенно очевидно что эта встреча будет для Симона ещё одним ударом под дых. Вук говорит что конечно знает кто убил судью, но дело в том что убийца, некий Хаджи Коста, уехал в Грецию и попросил там политического убежища, так что ничего сделать с этим нельзя. Симон просит помочь переправить его через границу, и ясно что ничем хорошим это закончится не должно. И не заканчивается.



Совершенно очевидно, что при съёмках "Доктора Гомера" Митрович вдохновлялся голливудскими вестернами, и иногда он даёт просто чистый жанр. И если заменить коррумпированного начальника гарнизона на коррумпированного шерифа, а послевоенную Югославию, наводнённую трофейным оружием и бандами, на Калифорнию конца 19-го века, а Грецию в свою очередь на Мексику, ничего по сути не изменится. Но несмотря на это, и даже, как это не парадоксально, во многом благодаря этому фильм совершенно не кажется вторичным. Более того, какую смелость надо иметь чтобы перенести такой сюжет в совсем недавнее прошлое! В предыдущем фильме Жики Митровича "Нож", следователю (которого тоже играет Бата Живоинович) недвусмысленно намекают что не надо лезть куда не надо, причём делает это номенклатурщик, бывший чекист, теперь занимающийся вопросами культуры. А теперь Митрович открыто говорит что да, к партизанам, когда уже была высока вероятность их победы, примкнуло много людей только затем чтобы встроится в новую систему и теперь использующих власть в своих интересах. Мало того, выясняется что банды грабят население деревень, которое уже платит деньги таким же по сути бандитам чтобы они их защищали от нападения. Но даже и это не главное, а главное то, что в фильме нет ни одного так называемого "положительного героя", а есть только персонажи которым сочувствуешь. И тех немного. Этот фильм конечно не хрестоматийный пример "чёрной волны", у неё были другие герои, да и Митрович всё же принадлежал к совсем другому поколению, но отрадно то, что глаза на неё он не закрыл и в этом случае её влияние очевидно.

Что касается Баты Живоиновича, то Симон в его исполнении просто невероятно хорош. На его эмоциях держится весь фильм. В том что он убедителен как драматический актёр уже было понятно и по фильму "Три" Петровича, и здесь он лишний раз это подтвердил.  В той атмосфере когда "кругом измена трусость и обман", когда верить можно только себе и рассчитывать только на себя, когда приходится неизбежно совершать ошибки и искренне раскаиваться в них, постоянная спотыкаясь и снова вставая, его герой вызывает искреннее уважение и сочувствие.

кинорулетка, югокино

Previous post Next post
Up