ПРЕДЫДУЩЕЕ САМОЛЁТЫ НЕ ТОЛЬКО ЛЕТАЮТ
В советские догласностные времена о падениях наших самолётов не сообщалось, падали только западные летательные аппараты, - очевидно, потому, что они, по сравнению с нашими, были намного тяжелее воздуха. У нас только слухи ходили, что то один, то другой самолёт грохнулся. В 1970-х рассказывали совершенно жуткие вещи: на подлёте к какому-то городу, уже снижаясь, прямо в воздухе, чуть ли не на глазах встречавших, развалился на части самолёт и с изрядной высоты вниз полетели люди, вещи… Я не помню, какой это был тип самолёта, но примерно в тот же период списали сразу все Ан-10, за их вместимость называвшиеся «свиноматками».
Почитал сейчас материалы по Ан-10 - действительно, это было именно с Ан-10 (хотя о катастрофах других типов самолётов мы тогда тоже в виде слухов узнавали). У Ан-10 крылья в полёте в прямом смысле отваливались. После двух страшных катастроф начала 1970-х (под Луганском и Харьковом) все Ан-10 в 1973 году были сняты Аэрофлотом с эксплуатации. Часть самолётов не была пущена на слом, их установили в некоторых городах в виде памятников, аттракционов, кинотеатров. Один из таких Ан-10 стоит в парке Юго-Западного района, в нескольких километрах от военного аэродрома. Как напоминание и предостережение, получается...
Академик Фридляндер, занимавшийся изучением причин катастроф Ан-10, пишет о том, что произошло. Только одна маленькая цитата:
«Когда фюзеляж летел уже без крыльев, он разрушался, и из него выпало несколько человек, но основная масса людей упала вместе с фюзеляжем в яму». Мало того, четырёхмоторный Ан-10 был спроектирован, оказывается, так, чтобы в случае войны его можно было быстро перестроить в грузовой самолёт. Нового в этом ничего не было: тракторные заводы, построенные в годы сталинской индустриализации с решающей помощью Запада, в первую очередь США, в 1930-е перешли на выпуск гусеничных тракторов, чтобы на этих заводах можно было выпускать танки. Ну, а из трактористов получались готовые танкисты (в фильме «Трактористы» 1939 года, который по путинскому ТВ то и дело крутят, это как раз и пропагандировалось). То есть мирную, казалось бы, технику выпускали всегда с дальним прицелом: главным было не людей, а будущую войну обслуживать…
***
ДА РАЗИ Я ПРОТИВ!
Если кто-то думает, что я вообще против авиабаз, так нет! Как раз наоборот, я за авиабазы. Ведь история ХХ века показала, что тот, кого считаешь другом и даже договором эту дружбу скрепил, может в одночасье (тем более в четыре часа утра) превратиться в коварного и вероломного врага. А тот, кого за противника держишь, легко становится надёжным союзником.
Однако размещать авиабазы следует не по принципу: ага, здесь уже есть военный аэродром, чё там долго думать, инфраструктура имеется, расширим за счёт местных жителей, не цацы, перетерпят ради могущества Родины, перебьются как-нибудь, сознавать ведь должны, что иначе их американские оккупанты перебьют, а оставшихся своими рабами сделают…
Не говоря уж о других авиакатастрофах, «балтиморские» Су-24 за последние четыре года уже два раза на землю рушились, в
2006-м и
2008-м. Пока, условно говоря, «удачно», без «жертв и разрушений». Когда самолётов на «Балтиморе» будет в три-четыре раза больше, вероятность катастроф с тяжелейшими последствиями возрастёт в несколько раз - ведь
лётчикам не всегда будет удаваться отвести самолёт от города даже ценой собственной жизни. Да и разве допустимо напрасно рисковать жизнями лётчиков, если они могли бы регулярно летать там, где можно катапультироваться без угрозы причинения вреда людям на земле?..
Размещать авиабазы надо там, где лётчику не придётся терпящий аварию самолёт героически подальше от жилых кварталов уводить, самому катапультироваться не успев. И чтобы людей не пришлось бы ни гептилом и керосином поливать, ни постоянным шумом травить. И чтобы с оружейных складов, если они вдруг взрываться начнут (что сейчас нередко происходит: в советские времена эвересты и монбланы оружия понашлёпали), ракеты и снаряды на жилые кварталы не летели. Надо учитывать радиус разлёта ракет и снарядов и мощность ударной волны, если всё разом рванёт (в том числе и склады с горючим). То есть авиабазу допустимо располагать на расстоянии в несколько десятков километров от крупных населённых пунктов, - там, где периметр базы и воздушное пространство над ней можно от вероятных террористических атак успешно охранять комплексом современных средств. Любая военная база, окружённая со всех сторон жилыми домами, из которых её обстреливать удобно, - лакомый кусочек для террористов. Тем более что режим умудрился размазать терроризм если не по всей стране, то по всему Северному Кавказу точно - и с тенденцией распространения террористической деятельности всё дальше на север.
P. S. Между прочим, глава правительства, проводя 7 июля совещание по проблемам авиационного транспорта, сказал правильные слова:
«Вопросы безопасности, безопасности воздушных судов, а значит, и людей, имеют приоритетное значение». В ярком свете этих слов непонятно, а кто же тогда решил авиабазу среди жилой зоны, в городской черте создать?.. Может, стоило бы после правильных слов сразу к делу перейти и всех причастных к принятию преступного решения о строительстве авиабазы одним списком уволить? - невзирая на лица, даже если одно из них, наедине с самим собой оставшись, в зеркале на тебя уставится?..
***
НА ТО ДРУЗЬЯ НАМ И ДАНЫ…
…Посмотрел одну из видеозаписей с митинга против создания авиабазы (пару дней спустя обнаружил, что видеозапись удалена): на некотором расстоянии от места проведения митинга какой-то парень пересказал суждения полковника, военного лётчика. Если верно пересказал, то лётчик заявил, что отсюда, как поднялся в воздух, так почти сразу и Польша (явно намекая на тамошние американские ракеты, - хотя в Румынии вроде тоже такие же ракеты появиться должны): вы же не хотите, мол, чтобы нашу землю топтали американские сандалии.
Слова полковника насчёт Польши и Штатов полностью соответствуют оставшейся неизменной с советских времён военной доктрине России, в которой в качестве первой
«основной внешней военной опасности» называется НАТО, стремящееся «приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём расширения блока». Почему расширение НАТО не тем кровавым способом, которым СССР свою империю расширял, а совершенно мирным путём приёма в эту организацию новых членов, считается у нас главной военной угрозой - ума не приложу. Нам бы самим в НАТО вступить, потому что реальные враги и потенциальные противники нас со всех сторон окружают, но только не со стороны НАТО, - но кто же нас теперь с такой доктриной в НАТО примет?..
Но вот слова не про ПРО, а про американские сандалии меня озадачили. То ли полковник из далёкого прошлого явился и сандалии римских легионеров в виду имел, то ли просто оговорился, то ли вовсе ничего такого не говорил, а парень его оговорил: ведь полковник не может не знать, что американские военные в добротные прочные армейские ботинки обуты (хотя и за то спасибо, что не в домашних тапочках американцы у нас, чувствуя себя в России как дома, намерены быть...).
Проблема здесь в другом: даже если Россия сама решит сдаться американцам, ничего у неё из этого не выйдет. Американцы что, полные идиоты, на себя такой груз вешать и такую неподъёмную ношу взваливать? - им же в таком случае заведомо невыполнимую миссию осуществлять пришлось бы: жизнь в России по западногерманскому образцу налаживать…
Положа руку на сердце, скажу честно: с нашим народом и его начальниками у американцев ничего выйти не может. Вот если российское руководство китайцам сдаться захочет, никаких проблем не возникнет: Китаю только намекни, он сразу тут как тут - и русских в белые тапочки обувает, чтобы под ногами почём зря не болтались и территорию осваивать не мешали…
Если кто-то думает, что можно военные аэродромы из Сибири и с Дальнего Востока в европейскую часть страны перебазировать, а потом в случае чего оттуда обратно летать, то нет вам: пока долетят, китайцы уже там будут…
…Ещё немного о
«Военной доктрине РФ»: я плакал от счастья, читая
раздел IV «ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ». Сразу повеяло столь родными и до боли в сердце знакомыми, но далёкими доперестроечными временами, словно переписан раздел слово в слово, буква в букву. Ведь это подготовка к тотальной войне середины прошлого века. Но тотальная война в современных условиях может быть только термоядерной. Я сразу представил себе картину: после обмена ракетно-ядерными ударами вся страна, смахнув радиоактивную слезу с глаза, а такую же пыль с канцелярского стола, на подгибающихся ногах несётся выполнять мобилизационные мероприятия, составленные обезумевшими параноиками…
Может быть, лучше никак не допустить термоядерную войну? - ведь только идиоты полагают, что в ней можно не только выжить, но и выполнять эти самые
«мобилизационные мероприятия»…
С кем Россия воевать собирается, не очень ясно. А пока новоявленные кремлёвские мечтатели заняты уничтожением собственного народа…
***
В самом начале лета случайно узнал, что
Россия собирается создать военную базу в Сербии. Нет, формально это будет база МЧС и опорный пункт для борьбы с пожарами и разными стихийными бедствиями (Медведев, оказывается, ещё прошлой осенью во время визита в Белград насчёт базы договорился). В России с её громадной территорией, где каждый год бушуют лесные и прочие пожары, а помощи с воздуха остро не хватает, пожарные самолёты МЧС не очень-то и нужны: гори оно синим пламенем…
Оно, может, и хочется за рубежами нашей пылающей Родины поработать, но МЧС ведь не коммерческая организация. Значит, главное всё-таки - прикрытая родными пожарами фактически военная российская база в Сербии. Не хотят наши правители помнить, что заступничество за «братушек» в 1914-м обернулось для России непрекращающейся уже почти век непоправимой катастрофой. На то, что очередная великодержавная авантюра закончится распадом России, режиму наплевать: гори она синим пламенем…
…Понятно, что для дела лучше всего иметь совместную с НАТО базу. Но НАТО ведь, согласно военной доктрине России, враг номер один, поэтому натовцам от ворот базы поворот, чтобы в нужный момент её можно было превратить в военную. А что тут сверхъестественного? В Украине власть сменилась - и Черноморский флот остаётся. Чем чёрт не шутит, вдруг в Сербии тоже «наши» к власти придут и разрешат военную базу в открытую создать, без ширмы МЧС. Поэтому НАТО там и нет места: как только можно будет, база МЧС превратится в военную одним взмахом крыльев: противопожарный самолет российского МЧС Ил-76 является одной из модификаций военно-транспортного самолёта Ил-76, предназначенного для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения, так что он с лёта сядет на этот аэродром и доставит всё, что нужно. А кто проверит, что именно он доставит?..
«А ля гер ком а ля гер», даже если эта «гер» - из проржавевшего старого холодильника…
Месторасположения близ города Ниш выбрано, говорят, не случайно: там пройдёт ответвление трубопровода «Южный поток», а все наши потоки носят стратегический и даже геополитический характер и нуждаются в постоянной защите.
P. S. Текст был написан во второй половине июня, поэтому вношу поправку: хотели авиацию МЧС в Нише разместить, да не успели…
«…с 1 июня… на дежурство в Сербии заступят два самолёта Ил-76 и многоцелевой самолёт-амфибия Бе-200, оборудованные специальными водовыливными устройствами, а также вертолёт Ми-26». «…В настоящее время, конечно, у нас нет возможности выделить силы, хотя мы планировали в этом году заступить уже с августа на дежурство в Сербии на аэродроме Ниш по программе «Евроэскадрилья» и центра борьбы с различными катаклизмами, в том числе и пожарами. Но, к сожалению, пока это отодвигается из-за того, что у нас самих не хватает сил». ***
27 июня. Местное отделение государственных «Вестей» дало большой сюжет, из которого я узнал:
побывав в Воронеже, главком ВВС заявил, что решение о создании авиабазы принято на правительственном уровне (понимай, что лично «лидером нации») и что оно будет безусловно выполнено;
начальник местного авиационного инженерного университета с пеной у рта рассказывал о колоссальных преимуществах такого решения:
«Авиабаза даст городу множество плюсов. Это огромные инвестиции. Приедет большое количество молодых семей военнослужащих. Для них будет построено 3 тысячи квартир. Новая полоса позволит садиться любым типам самолётов. Это даст возможность городской и областной власти расширить диапазон внешнеэкономического сотрудничества. В Воронеже будет создана мощнейшая система безопасности. Ведь крупные группировки войск всегда защищены значительно эффективнее, чем любые другие объекты. Те, кто против авиабазы, в основном преследуют не вопросы безопасности, а коммерческий интерес. У них на уме только одно - построить на месте аэродрома жилые дома. Но у нас и так полгорода стоит пустого жилья. А сколько у нас частного сектора! Неужели нельзя все эти халупы снести и построить многоэтажки?» заместитель главы города по градостроительству (он, мне кажется, с советских времён в этой должности), отводя в сторону окосевшие от бесстыдного вранья глаза, утверждал, что участки люди получали под дачи (как будто тем, кто на дачах живёт, ни гептил, ни керосин не вреден, а шум и вовсе не слышен…), но они вместо дач построили коттеджи - а протестуют сейчас из чисто шкурного интереса:
«Те, которые на садовых участках построили крупное жильё с целью не только жить, но и попытаться сделать определённый бизнес, сейчас возмущаются, что их участки резко упали в цене». И протестуют, мол, только новые жители. А те, кто давно около аэродрома живёт, к шуму привычны и к полётам безразличны…
***
Быстро забылась иркутская трагедия 6 декабря 1997 года, когда тяжёлый транспортный самолёт ВВС России Ан-124, загруженный двумя Су-27 для братского Вьетнама, рухнул на жилые дома почти сразу после взлёта. Хорошо помню леденящие кадры по ТВ страшных разрушений: навалившийся на пятиэтажку и возвышающийся над ней богатырский хвост «Руслана», накрытые после работы пожарных склепом из льда и сосулек остатки разрушенного дома…
Тогда погибло семь десятков человек, в основном жителей этих домов. После той катастрофы власти божились, что все опасные аэродромы перенесут на безопасное расстояние от жилья. В память о погибших на месте катастрофы поставили храм Рождества Христова.
О причинах той катастрофы спорят до сих пор…
По горящим следам Правительство России выпустило тогда постановление «О неотложных мерах по ликвидации последствий катастрофы самолёта Ан-124 в г. Иркутске», последний пункт которого гласил:
«Министерству обороны Российской Федерации доложить Правительству Российской Федерации предложения по повышению безопасности полётов авиации Вооружённых Сил Российской Федерации». Вот решит товарищ Путин проверить, как то старое, но далеко не устаревшее постановление выполняется, вызовет к себе министра обороны периметра и его окрестностей и примется у него допытываться, что и как сделано за прошедшие почти тринадцать лет, - а тот ему в ответ почти
по Маяковскому:
Товарищ Путин,
я вам докладываю
и по службе,
и по душе.
Товарищ Путин,
работа базовая
будет сделана
и делается уже.
Оснащаем,
насыщаем оружьем,
ширится на глазах
взлётная полоса.
Но время от времени
обнаруживаем
какие-то недовольные
голоса:
ведь рядом с базой
орудует
много разной дряни
и ерунды.
Устаёшь отбрёхиваться
и огрызаться:
местные у нас
отбились от рук.
Очень много
разных мерзавцев
проходятся по нашей базе
и вокруг.
Нет им ни числа,
ни клички,
ни явки без адреса, -
целая лента типов
тянется.
Журналюги-газетчики,
недобитки-антисоветчики,
хулиганы, жлобы
и пьяницы,
у кого на выпяченной
груди
нет хоть одной награды
тайной.
Мы их всех, конечно,
скрутим,
но всех скрутить
ужасно трудно.
Товарищ Путин…
Доклад миноборонпериметра прерывается отчаянным воплем оппозиции из-за окна:
Лесами горелыми,
землёй,
покрытой террором
и враньём…
Успокоительный свист отполированных вражьими головами дубинок позволяет министру закончить доклад:
…вашим, товарищ,
сердцем и именем
думаем, дышим,
боремся и живём!
***
Генералы, премьеры и президенты могут давать какие угодно гарантии, что ничего страшного не произойдёт, но их гарантии и скорлупы от выеденного яйца не стоят. На бессмысленные Олимпиады,
«Формулы-1», мосты на необитаемые Русские острова никаких денег не жалко, а военную базу на новом месте построить - жадность фраера сгубила…
Хотя ясно, что Формулой-1 должна прежде всего быть безопасность людей и нормальные условия жизни.
…Потом, когда произойдёт непоправимое, прилетит, как водится, Начальник в чёрном прикиде и, не заглядывая в зеркало для пеняния, примется распекать местную мелочь за то, что «допустили катастрофу». Затем снимет пару незначительных начальников с должности «за полную утрату доверия», повелит базу на новом, удалённом от города месте под бдительным оком камер видеонаблюдения возвести, а по телевизору скажет о базе: «Она взорвалась», или: «Она сгорела»…
15-30 июня 2010 года, Воронеж
(доработано 18-22 октября)