На этих шагающих монстрах не побывал разве что ленивый. Вот и мы наконец доехали!
Воскресенский карьер был открыт в 1932 году и является крупнейшим в Европе - сотни квадратных километров! Здесь добывали фосфориты для химической промышленности (производства стиральных порошков на соседнем Воскресенском химическом заводе) и в качестве удобрений. Несколько лет назад залежи истощились, да и спрос на фосфориты сильно упал из-за более современных и дешевых химических соединений. Поэтому теперь тут добывают только песок.
Подъезжаем к абзецерам. Кажется, что никого нет. Подходим к экскаватору, и из него выходит доброжелательный мужичек, который с удовольствием проводит экскурсию.
Многочерпаковый экскаватор-абзетцер Takraf Ers 710 произведен в Германии на конверсионном военном заводе. Высота с 25 метров, вес 10 тысяч тонн, питается электричеством 6 тыс. вольт, 8 гусениц, производительность 10 тыс кубометров в час! Для сравнения: объем типового грузового вагона - 70 м3. Это 140 вагонов - несколько составов. Управляется двумя машинистами: один управляет ковшами, другой - транспортером и погрузкой в вагоны.
Первая кабина
Лебедки для управления сегментами стрелы
Ковши
После добычи остается такой пустырь
Трансформатор убегает
Все здесь передвигается. Не только экскаваторы, но и рельсы с домиком и трансформаторами
Вторая кабина
Лента транспортера
Сюда поступает песок из ковшей
Под монстром можно спокойно ходить
Переходим к осмотру второго экскаватора
Одноковшовый шагающий экскаватор-драглан НКМЗ ЭШ-11/70. Произведен в Украине. Расшифровывается как НовоКраматорский Машиностроительный Завод, электрический шагающий, объем ковша 11 куб.м., длина стрелы 70 м.
Этот экскаватор расчищает грунт для немецкого монстра, который проводит основную добычу. Немец премещается за счет гусениц, а украинский - шагает как изба на курьих ножках. По мере выработки участка, лес вырубают, рельсы ж/д перекладывают на 100 метров и все начинается заново.
Использованные карьеры засыпают пустой породой и землей, засаживают деревьями.
Сначала заберемся на стрелу
А теперь внутрь машинного отделения
Снова лебедки
Двигатели
Теплая кабина с обогревом и кондиционером (который уже не работает)
С другой стороны экскаватора
Вот такая альтернативная эскурсия. Я мог бы гораздо подробнее рассказать всю технологию добычи, но это уже много раз делали до меня.
И лучше Вам побывать самим!
Теперь я тоже могу говорить "О, как далеко они ушагали!" глядя все новые отчеты.
При подготовке поста были использованы материалы
http://путевые-заметки.рфi/russia/mosreg/55/ Рассказы об остальных путешествиях вы можете найти в
оглавлении журнала!