Продолжаю про математику начальной школы.
В этом посте речь пойдет об измерениях, времени и деньгах -- темах, которые упоминаются в нашей программе и прорабатываются в британской. Сравнивать их, в общем-то нечего.
Итак:
Измерение
Первый класс: сантиметр, дециметр, метр; измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины, сравнение отрезков по длине; соотношение между дециметром и сантиметром; конвертация между дециметрами и сантиметрами; понятие килограмм, литр.
Второй класс: понятие метр; измерение метром;
Третий класс: миллиметр, километр; соотношение и конвертация между единицами измерения длины; грамм, центнер; соотношение и конвертация между единицами измерения массы;
Четвертый класс: решение задач на конвертацию единиц измерения длины (мм, см, дм, м, км) и массы (т, кг, ц, г).
Время
Первый класс: единицы измерения времени: минуты, часы, сутки, неделя, месяц, год; сравнение часов и минут; соотношение между часами и минутами; определение времени по механическим часам; дни недели, возраст человека.
Второй класс: понятие календарь.
Третий класс: количество дней в месяце; високосный год; работа с календарем; понятие век; секунда; определение времени по механическим часам;
Четвертый класс: решение задач на конвертацию единиц измерения времени (секунда, минута, час, сутки); решение задач связанных с продолжительностью событий.
Деньги
Первый класс: понятие "стоимость монеты"; монеты (1, 2, 5 копеек); сумма монет по рисунку.
Второй класс: стоимость, выраженная числами.
Третий класс: задачи на определение стоимости;
Четвертый класс: усложненные задачи на определение стоимости.
Это только у меня впечатление, что про длину, время и стоимость вспоминают только, чтобы разнообразить задачи, которые решает школьник? Быстро быстро приводят все к числовой записи и начинают конвертировать, чтобы отработать умножение\деление. Например, в деньгах, в учебнике первого класса красиво рисовали 1, 2, 5 копеек, а дальше? А во втором -- уже "бах!" и начинаем записывать суммы числами, оперировать понятием стоимости и конвертировать между гривнами и копейками. А промежуток где?
В то же время в UK:
Измерение
Year1: по картинкам определить длинный\короткий, высокий\низкий, легкий\тяжелый, более объемный\менее объемный.
Year2: чтение термометра; выбор подходящей меры длины\веса (в двух вариантах -- метрическая, имперская); текстовые задачи на длину\вес (метрическая, имперская); сравнение объема стакана, пинты и кварты.
Year3: выбор подходящего средства измерения; выбор подходящей меры объема (метрическая, имперская); сравнение мер длины, веса, объема (метрические, имперские).
Year4: выбор подходящей температуры, заполнение таблиц соотношения мер длины\веса\объема (метрическая, имперская).
Year5: преобразование между метрическими и имперскими мерами длины\веса\объема.
Year6: точность измерений.
Время
Year1: электронные часы; механические часы; половины часа; AM\PM; 7.00 -- это утро или день?; сезоны.
Year2: дни недели; сравнение времени по картинкам, что позже, что раньше; переход через полдень (10 часов плюс 3 часа = ?); календарь; месяцы; четверть часа; арифметика со временем.
Year3: последовательность месяцев; количество дней в каждом месяце; соотношение недель и месяца, месяца и года.
Year4: соотношение лет и веков\тысячелетий; соотношение между минутами и часами; чтение расписания (12 и 24 часов форматы); чтение временной ленты.
Year5: конвертация между часами и минутами; арифметика на смешанных единицах измерения времени; дробные части суток, часа; временные зоны (12 и 24 форматы); арифметика со временем в расписании (12 и 24 форматы).
Year6: тоже самое, что и в Year5.
Деньги
Reception: достоинства монет; подсчет 1пенсовых сумм по картинке.
Year1: подсчет суммы из монет разного достоинства; соотношения между монетами разного достоинства; неравенства между группами монет разного достоинства. Все это по картинкам монет.
Year2: текстовые задачи на арифметику денег; как набрать сумму как можно меньшим количеством монет; хватит ли существующих монет на нужную сумму. Все по картинкам.
Year3: сколько денег не хватает до нужной суммы, сдача. В картинках, числах и текстовом описании.
Year4: банкноты; арифметика с картинками, текстовая и числовая в пределах 10, 100, 1000 фунтов; чтение прайс-листа; хватит ли денег на покупку нескольких позиций из прай-листа.
Year5: сравнение цен, записанных числами; округление сумм в пределах 1000 до 10; сдача; арифметика с ценами из прайс-листа.
Year6: задачи на соотношение цены, количества, суммы; сравнение позиций в прайс-листах.
Здесь у меня осталось впечатление, что детей учат работать с деньгами, временем, измерениями. Очень много задач на выбор подходящей системы измерения, типа нарисован слон, в чем будем измерять его вес? Или нарисованы монеты, разных достоинств, и предмет с ценой. Спрашивается, хватит ли денег на покупку?
В общем, в приближенных к жизни задачах, британская программа мне однозначно нравится больше.