Два года тому назад нас волею судеб занесло в Киев на 3 месяца. И я, уже пожив в Британии какое-то время, могла сравнить "подачу материала" в детских кружках и секциях. Она кардинально отличалась.
Ну, например. За четыре месяца до поездки в Киев, 7летний тогда ребенок был отдан в бассейн, чтобы его там научили плавать. В воде ребенок находился с удовольствием, но все как-то бессистемно. Вот чтобы научить его плавать "правильно", я нашла тренера, которая полчаса в неделю занималась с ребенком и рассказывала ему, как правильно плавать. Нежно и ласково. После этого короткого урока мы еще час плавали вместе с ним, чтобы "закрепить" и нахлюпаться в свое удовольствие. За 4 месяца ребенок продвинулся с 1го местного уровня до 3го. От "не сильно уверенно умеет плавать, как-то держится на воде" до "может проплыть 25 метров одним стилем на выбор". Во время нашего прибывания в Киеве, когда выяснилось, что мы застряли там надолго, я его отдала в местный районный бассейн, чтобы не потерять навыки. Поскольку делать все равно было нечего, ребенок ходил туда 3 раза в неделю по часу и занимался в общей сложности месяц. Надо бы говорить, что за это время ребенок возмужал, на животе наметился пресс, плечи развернулись, уровень повысился до "проплыть километр любым из трех стилей на выбор". Плюс не сильно уверенный баттерфляй. Когда мы вернулись, оказалось, что это 6ой местный уровень. Но к концу этих киевских занятий ребенок уверенно сказал, что его там гоняют в хвост и в гриву, заниматься он больше не хочет и вообще, ну его этот бассейн. Зато, когда вернулись, он, посмотрев на детей 8ого уровня, детально рассказал мне, как именно неправильно они держат руки.
Второй пример. Все тот же ребенок ходит учиться играть на гитаре в местную (британскую) частную музыкальную школу. Это полностью его проект, поэтому занимается он в свое удовольствие, когда захочет. А когда не захочет, то и не занимается. Через три месяца занятий, я, в разговоре со своей российской знакомой, с удивлением узнала, что гитару оказывается нужно держать наклонно, и для этого есть специальные подставки. Ничего этого его преподаватель ни ребенку, ни мне не рассказывал. Т.е. ребенок учился три месяца играть на инструменте, при этом ему даже не рассказали, как его держать. И, понятно, никакого прессинга со стороны учителя "работать нужно больше" не наблюдается.
Третий пример. Оба ребенка ходят заниматься легкой атлетикой в местный олимпийский атлетический центр. Учитель у них от центра. Т.е. по моему пониманию, не просто человек с улицы, что-то должен в легкой атлетике понимать. Вместе с моими детьми ходят брат и сестра такого же возраста, которые занимаются в этом центре третий год. Надо бы говорить, что когда эти дети бегают-прыгают-метают копья-нужное подставить, они выглядят, как люди, которые начали вчера, а не как те, которые занимаются три года. Ни техники, ни подхода. Зато в удовольствие.
Таких примеров у меня накопилось порядком. Местный подход к кружкам очень расслабленный. Он позволяет попробовать что угодно, и при этом все будет и в радость, и с удовольствием, никаких требований, никакого давления. Это мне безусловно нравится. С другой стороны наблюдается практически полное отсутствие профессионализма. Т.е. даже если ребенку нравится делать то, что он делает, и, возможно, у него талант и способности, то нужно хорошо постараться, чтобы найти ему тренера-учителя, который поставит правильно технику. А если до этого ребенок занимался вот с такими веселыми горе-учителями, его, с большой вероятностью, придется переучивать. Понятно, что достичь чего-то с местным подходом невозможно. Нужно искать штучных учителей.
В пост-советском пространстве подход кардинально другой. В секциях занимаются профессионалы. Это хорошо. Но занимаются чаще всего жестко, часто с давлением на ребенка, иногда с ором. Нужно быть очень сильно замотивированным (внутренне или родителями), чтобы долго выдерживать такой подход. Задача таких тренеров отобрать тех, кто сможет продолжить заниматься профессионально. Ни о каком удовольствие речь не идет. Это работа и тяжелая. И это сразу дается понять всем участникам процесса.
Где баланс? Как можно с удовольствием пробовать разные вещи, но при этом быть уверенным, что тебя учат профессионалы? Я не хочу, чтобы ребенок был профессиональным пловцом, гитаристом или атлетом. Но если ребенок тратит на это свое время а я свои деньги, то я точно хочу, чтобы ему давали хороший старт. Чтобы можно было продолжить углублять, если "выстрелит", если ребенок найдет то, что ему понравится и чем захочется заняться на более серьезном уровне.
Как вы решаете этот вопрос для себя и своих детей?