Отдельная рассказка про латынь у младшего ребенка.
Пока ребенок сидел в карантине, учительница латыни была к нему очень внимательна и время от времени писала личные сообщения: "Дорогой ребенок, надеюсь, у тебя все в порядке, если бы ты мог прочитать учебник до стр 15, то ты был бы в курсе всего, что происходит в школе". Через пару уроков ".... если бы ты смог прочитать до стр 18...". Ребенок честно рассказывал, что он все читает и в общем-то все понятно.
Пока он не пошел в школу, не попал на урок латыни и не пришел домой, совершенно огорченный тем, что Вообще Ничего Не Понятно! Тут как раз подошли прошлые выходные и я предложила почитать учебник с выражением вместе и таким образом догнать всех.
И тут выяснилось интересное! Дети учатся по
учебнику, который предполагает "естественный метод" обучения. Весь учебник написан на латыни, ни одного слова на другом языке. Начинается все с набора очень простых предложений, которые на разные лады показывают какую-то тему.
Например, первая глава дает понять, как выглядят простые конструкции "что-то есть что-то" в единственном и множественных числах. Делается это на примере географических названий. "Крит -- это остров". "Что есть Крит?". "Остров Крит есть" (так мы узнаем, например, что порядок слов в латыни не важен). Во второй главе, раскрывается тема семьи и дается понимание родов. Т.е. мы узнаем язык через чтение на этом языке.
Каждая глава содержит три-четыре страницы очень похожих предложений, а на полях выделено то, на что обратить внимание. В заключении главы очень сжато показана грамматика (все на латыни), список новых слов (без перевода) и упражнения (без ответов).
Я обожаю математическую лингвистику. А это она и есть! Только не в выдуманном языке, а в реально существовавшем. Прочитать три страницы текста, увидеть зависимости, сделать вывод о правиле, проверить на других предложениях, получить подтверждение в конце главы -- красота!
...На первую главу мы потратили около 4 часов. Ребенок был в кусках. На вторую главу на следующий день мы потратили 3 часа (я уже была более опытным читателем). Ребенок сказал, что меня латынь он ненавидит. Но в результате он запомнил все слова из этих глав и получил сводную таблицу грамматики с правилами и исключениями. С ними он пошел на следующий день в школу. Ответил на все вопросы, написал на отлично тест, показал учительнице свои листики со сводными таблицами (она офигела и дала ему Yellow ticket). А я осталась в недоумении.
Если учительница ничего из этой грамматики детям не рассказывала, то что они вообще делали на уроках? И как они собираются изучать латынь? А если рассказывала, то почему ничего не прислала ребенку? Он-то должен был читать (и понимать!) это сам?
Неделю ребенок ходил в школу и, как шпион, подробно рассказывал, что они делали на уроках. Она им ничего не рассказывает! Они читают текст, пытаются запомнить слова. Но без понимания правил, без понимания грамматики. Ничего из этого она им не объясняет! Упражнения они должны делать, запомнив правильные ответы из текста! В голове не укладывается.
Учебник я купила. Договорились с ребенком, что я буду читать чуть заранее и рассказывать ему грамматику. Ребенок получит понимание, а не запоминание. Я получу дополнительную зарядку для ума :)
Это совершенно потрясающий учебник. Но совершенно не подходящий детям для самостоятельной работы. Он хорош для мотивированного взрослого (любителя мат лингвистики). Но не для 11-12 летних детей. Особенно английских, которые не изучают грамматику даже родного языка, и не знакомы с понятием родов, окончаний и падежей, потому что их нет в английском. Но, в общем-то, никто не говорил, что они должны копать сами. Да, это интересно, это полезно, но не обязательно. Им можно было бы рассказать. Им можно было бы дать вот эти сводные таблицы правил. Но никто не парится. Прекрасная, замечательная идея как всегда слилась и вылилась в "пшик" из-за учительского непрофессионализма. В очередной раз школа неприятно удивила.