И про британское образование

Nov 20, 2020 16:15

В очередной раз думаю о британском образовании и пытаюсь упорядочить свои мысли.


Как в Британии выглядит классическое начальное образование ребенка в семье, озабоченной хорошими перспективами?

Хорошая сильная частная школа. Можно заменить на outstanding (высшая оценка от независимых экспертов) государственную. Ребенок обязательно занимается спортом. Лет с трех. Для мальчиков это чаще всего футбол, хорошо, если дополнительно в клубе. Совсем хорошо, если ребенок попадает в команду А (первая лига). В более взрослом возрасте можно дополнить регби. Два спорта лучше, чем один. На крайней случай крикетом. Обязательно музыка. Ближе к 10 годам, лучше бы уже сдать экзамены на третий или четвертый grade (класс). Лучше, если есть второй инструмент. Впрочем, второй инструмент можно заменить на хор. В 9 лет (за год-два до экзаменов в среднюю школу) обязательно репетитора по математике и английскому. Невзирая на хорошую школу. Иначе экзамены в сильную среднюю школу не сдать!

Таким образом, вся жизнь такого ребенка крутится вокруг одного -- как повысить его шансы на поступление в хорошую среднюю школу. Репетиторы повысят шансы сдать экзамены. Спорт и музыка ценится везде и всегда. Чем больше музыки и спорта, чем выше достижения ребенка, тем больше шансов на поступление. Если все совсем хорошо, тогда предложат scholarship, который даст скидку на обучение. При местных ценах на частное образование, это может быть дополнительным стимулом подгонять ребенка.

Где во всем этот сам ребенок, не совсем понятно.

Но допустим, все получилось. Ребенку 11 лет. Он уже в средней школе. Хорошей и сильной. Первые два года он почивает на лаврах. Хорошая школа заботится о том, чтобы ребенку было приятно и комфортно, поэтому у него чаще всего отдельное от основной средней школы здание, отдельная площадка для игр, немного более расслабленное расписание, приятные заботливые учителя и в целом все Очень Приятно. Ребенок приходит в себя и осваивается в средней школе. Академически нагрузка умеренная, потому что дети все приходят из разных школ и хоть на входе и есть вступительный экзамен, дети все разные. Первые два года их причесывают и усредняют.

Но расслабляться долго не получится. Начинается следующий этап -- три, критически важных в жизни ребенка и его семьи, года. Потому что в конце этих трех лет подростка ждут выпускные экзамены средней школы! Сильные школы начинают к ним готовится за три года. Все остальные за два. В любом случае, на начальном этапе нужно выбрать, что именно подросток будет сдавать через три года. Шесть предметов обязательны, остальные 4-5-6-7 (зависит от школы и конкретного подростка) на выбор.

Мы здесь говорим про 13-14 лет. Вся жизнь школы, семьи и подростка построена в этот момент вокруг подготовки к экзаменам. Все об этом говорят. Обсуждают, что выбрать. Переживают, что не получилось выбрать то, что хотелось. Переживают, что выбрать-то получилось, но попал к плохому учителю, который готовит хуже, чем соседнюю группу по тому же предмету. Переживают, что выбралось что-то, что потом разонравилось. А поменять очень сложно. Переживают, что нужны репетиторы, а куда ж их столько впихнуть? Переживают, что выбралось что-то, про что мало что понимал, а теперь оказывается, что подготовиться на высшей бал не получится. Пишут тестовые экзамены, чтобы понять, получится ли высшей бал... А высший бал -- это критично. И правильный выбор предметов, это тоже критично. Потому что если, не дай бог, бал не дотягивает или нужный предмет в свое время не был выбран, то ... "Что такого страшного может случится?" -- спросите вы?

А то, что на следующем этапе, уже в старшей школе, подросток не сможет выбрать этот предмет, как один из трех, по которому ему нужно сдать финальные экзамены. Именно так. Апофеозом британского школьного образования, является правильный, очень важный (и это не сарказм!), выбор из трех предметов, которые изучаются на глубоком уровне, сдаются в конце 13го класса и являются входным билетом в нужный ВУЗ.

Теперь раскручиваем всю эту цепочку в обратном направлении. Начинать, на самом деле, нужно с ВУЗа. И смотреть, какие три экзамена нужны для поступления. Их и выбирать в старшей школе. В зависимости от них выбирать выпускные экзамены в средней школе. Поскольку хорошие ВУЗы требуют только высшие и высокие балы, то два года старшей школы мы готовимся к экзаменам, так что пар из ушей. Поскольку ВУЗы часто смотрят краем глаза еще и на выпускные средней школы (достаточно ли их? хорошие ли там были оценки?), то три года средней школы мы тоже готовимся к экзаменам, к тем 10-11-12-13, которые все сдаются в течении одной недели. А поскольку во всей это подготовке нам нужно помогать, то старшая школа должна быть сильной. Плюс репетиторы. Средняя школа тоже должна быть сильной. И плюс репетиторы. А чтобы поступить в сильную среднюю, нужно хорошо сдать их вступительные экзамены, я для этого и начальная школа тоже должна быть сильной. Ну и репетиторы, куда ж без них. И самое главное, не забываем про спорт и музыку. Желательно лет с трех. Иначе, можно и не успеть достичь нужных результатов!

А вот теперь можно выдохнуть. Описательная часть закончилась. Теперь, с теми, кто дочитал, давайте поговорим?

В моем суровом советском прошлом, было 11 классов (из которых один я перепрыгнула вместе со всеми детьми, потому что страна переходила с 10-летнего обучения на 11-летнее). Из них экзамены были в двух, в 9ом и 11ом. К экзаменам мы начинали готовится где-то за месяц-полтора до собственно экзаменов. Подготовка выглядела так: "вот, дети, темы\билеты\разделы, которые будут на экзамене, убедитесь, что вы все помните". И эти экзамены были, конечно, важны, но годовая контрольная была не менее важной. И уж точно, никто не заменял текущую учебу подготовкой к экзаменам. Могли выделить пару уроков, но и то.

В какой момент в британском образовании произошла подмена понятий? В какой момент собственно образование и расширение кругозора превратилось в подготовку к экзаменам? У британского ребенка есть ровно два периода, когда он, как бы "учится" -- с подготовительного класса по четвертый (4-9 лет) и с седьмого класса по восьмой (11-13 лет). Все. Остальное время это напряженная подготовка к экзаменам, часто с репетиторами в параллель со школой. А поскольку в эту гонку включены все, и учителя тоже, то в седьмом и восьмом классе, учеба, как таковая очень расслабленная. А что? К экзаменам то готовиться не нужно...

Я понимаю, что мне это в корне не нравится. Мне хочется, чтобы ребенок знал не потому что у него экзамен, а потому, что ему интересно. И чтобы направление для углубления выбирал, потому что интересно. А потом мог и передумать. Потому что многие ли из нас в 14 лет знали, что именно они хотели изучать в университете? А если уж мы говорим про экзамены, то было бы здорово не сдавать все за одну неделю, потому что это ж двинутся головой, сдать 10-13 предметов за неделю! А по некоторым предметам экзамены состоят еще из двух-трех частей. И где во всей это гонке что-то, что ребенку интересно помимо школы? Например, шахматы? Или настольные игры? Или спорт, отличный от регби (да, я знаю, я уже всем надоела с этим регби, но ведь оно ж тут из каждого утюга). Или садоводство? Или чтение книг? Где вообще жизнь?

И если отойти от этого забега и выйти из системы, учиться тому, что интересно, и иметь время для своих дополнительных дел, можно ли в эту систему вписаться на более поздних этапах? А нужно ли?

Расскажите, что вы обо всем этом думаете?

образование, uk, дети, ужасы нашего городка

Previous post Next post
Up