В ближайших постах я покажу подборки моих любимых картин импрессионистов. Эти подборки - очень субъективны, они отражают мои личные предпочтения. Тут будет только то, что мне сейчас нравится, цепляет, впечатляет, не отпускает, заставляет задуматься. Чтобы получить более полную и всестороннюю информацию о творчестве художников-импрессионистов, больше подойдет мой
предыдущий пост.
Начнем с Клода Моне, как одного из наиболее известных, плодовитых и разносторонних художников данного направления. Долгое время он был для меня безусловным фаворитом среди импрессионистов. Мне нравился в целом его стиль, его цвет - смелый, насыщенный, яркий. Разнообразие подходов и проектов. Его неутомимость. Постоянные эксперименты. И, главное, я обожаю его серии. Ведь, по сути, Моне использовал научный подход, рассматривая изучаемое явление тщательно, с разных сторон. Свет - вот его цель, предмет его интереса в течение всей жизни. Изучая свет и пытаясь понять его природу, он писал один и тот же объект при разном освещении, при разной погоде. В какой-то момент даже начал использовать одновременно несколько холстов, по одному на каждый тип света (ведь освещение на пленере постоянно меняется!). То есть, выражаясь научно, он выделял классы эквивалентности для света! Вот если подумать, а как еще можно изучать интересующий тебя предмет? Но почему-то, кроме Моне, другие импрессионисты так не делали - они просто писали разовые сюжеты, как бы делая быстрый срез, проекцию постоянно меняющей реальности. При этом Моне не был и естесственником-дивизионистом (как, например, Синьяк или Сера), "линейкой измеряя гармонию света" - он, минуя математику и логику, работал эмоционально, пропуская свет сквозь призму своего внутреннего восприятия и отражая его на холсте... "Руанский собор" - одна из интереснейших его серий, особенно с точки зрения изучения разных типов освещения, поэтому смотреть ее лучше не в виде отдельных полотен, а именно в таком виде, с целью сравнительного анализа:
Замечу, что по отдельности картины этой серии меня поначалу не впечатляли. Не нравилась композиция. Но, глядя на сравнительную таблицу, где собраны почти все картины серии, становится понятно, что здесь основное действующее лицо - СВЕТ. Освещение. В разную погоду, в разное время суток, с разных сторон. А композиция - она тут вообще неважна:) Однако смотреть отдельные картины все же стоит - для того чтобы понять, каким именно образом переданы те или иные световые эффекты.
Следующая любимая серия - картины лондонского периода Моне. Выбрала наиболее понравившиеся из серий "Парламент" и "Мост Ватерлоо":
Уж не знаю, так ли они прекрасны в реальности - большинство картин из этой серии я в музеях не видела, а нашла в интернете. По собственному опыту могу сказать, что большинство оригиналов картин импрессионистов очень сильно отличается от своих цифровых версий. У меня был настоящий шок от оригинала самой известной картины Моне ("Дикие маки близ Аржантея") - во-первых, она очень маленькая, а во-вторых, тона намного спокойнее, чем мы привыкли видеть на многочисленных репродукциях:
С первого же взгляда меня привлекла серия, посвященная вокзалу Сен-Лазар. А история ее создания вообще незабываема :) Молодой и еще никому неизвестный Моне пришел к начальнику вокзала Сен-Лазар и сказал: "Я - Клод Моне, художник. (пауза) Я выбрал именно ваш вокзал и собираюсь его писать." Решив, что перед ним известный художник, польщенный начальник вокзала выполнял все требования Моне, останавливая для него поезда и поддавая столько пара, сколько художнику требовалось :)
Следующие серии создавались Клодом Моне в Живерни.
Хотя серия "Стога" интересна мне только в качестве эксперимента, одна картина мне все же очень нравится:
Один из фаворитов - "Японский мостик", именно этот, зеленый вариант, но его, конечно, нужно смотреть в д'Орсэ, репродукция не передает и малой доли впечатления от оригинала:
Нравятся мне и многие представители самой последней серии Моне - "Нимфеи", новыми необычными цветами (сиренево-фиолетово-зеленые в контрасте с пурпурно-желтыми с белыми акцентами) и повышенной абстрактностью и декоративностью:
Ну и напоследок - "Бульвар капуцинок в Париже", картина, написанная из окна студии, где проходила первая выставка импрессионистов. Нравится она мне и визуально (люблю парижские бульвары), и своим названием, и знаковостью места, а также интересна тем фактом, что здесь наглядно (даже прямолинейно) продемонстрировано противостояние света и тени, теплого желтого и холодного синего - этот прием, вкупе с тепло-холодным тонированием, сейчас активно используют многие видеооператоры и фотографы, часто именно таким - диагональным - способом:
А какие картины Клода Моне любите вы? Добавляйте их (или ссылки на них) в комментарии!