Шень приходил, разговоров заводил. Зачем дети пошли во Дворец пионеров на математическую регату и заняли там, вкупе с другими матшколами, все первые места. Это, мол, соревнования для обычных школ
( Read more... )
Ну, в его аргументах есть вроде бы резон, но что-то глубоко неправильное в них тоже есть. Он говорит, что нематшкольникам обидно, что они никогда не займут первых мест, а мне кажется, что обиднее знать, что где-то есть "высшая лига" - мифическая ведь, в сущности - где "играют на другом уровне". Да и вроде все команды, которые пришли, занимаются специально математикой - как минимум, на факультативе каком-нибудь. Или учитель в школе сильный. Понятно, иначе бы и не пошли.
Нет. Ты описываешь ситуацию соревнования между мафиями - это вот примерно матбои. Когда физтех был хороший, он нарочно старался выискивать ненатасканных самородков; а среди нормальных гениев, что-то сделавших в науке, при любом раскладе таковых половина. Думаю, Шень в разговоре делил на любителей и профессионалов, чтобы сгладить пилюлю как бы.
Как обычно, ничего не поняла. В смысле, что если на регате не будет матшкольников, легче будет найти самородков? Я не думаю. Они все там решали задачки в свое удовольствие - это как раз не матбой, прямой соревновательности мало, никто никого не забивает. И физтех выискивал самородков, но чтобы их потом учить - правда? То есть матшколы есть, с этим ничего не поделаешь, но вот барьеры эти дурацкие - если их не возводить, их и не будет.
Вот-вот. "Профессионалы" в 1* лет. Уже "профессионалы". А на самом деле это эвфемизм для "натасканная посредственность". Так можно детям и объяснить, чтоб не задавались. :-( Зато по жизни дальше будет легче.
Да, это сложный вопрос. Похож на то, что мне рассказывали про "политкорректность" при поступлении в американские (некоторые) ВУЗы. Что, с одной стороны, бедным ээ... афроамериканцам невозможно сдавать те же экзамены на общих основаниях, потому что у них в бедных районах ужасные школы и никаких условий для развития. Притеснение. И, наоборот, если введем льготы для афроамериканцев - получим дискриминацию (не можете вы нормально экзамены сдавать!), что тоже притеснение по сути.
По-моему, там этот вопрос полностью не решили. С матшколами - то же самое, по сути.
На самом деле, ничего тут нового нет: скажем, когда я ваш класс набирал, я не взял несколько человек с формально неплохими результатами. Ровно потому, что у меня была уверенность в "натасканной посредственности". Эти дети шли из хороших школ, где "задачам повышенной сложности" их год-два уже учили. Хотя, конечно, грань тонка - казалось бы, мы то же самое делали на ВМШ / Малом Мехмате, правда, в этом случае мы могли судить о прогрессе, достигнутом за год на наших глазах.
Но, скажем, ходить на ТурЛом по математике у нас в классе считалось западло.
Вот-вот. Главное в этом "считалось западло". Т.е эти критерии как-то сами образовались, а не были указанием свыше - и это хорошо. Мне кажется, что, несмотря на хорошие результаты всяческих матшкол, было бы полезно снижать у людей, с течением натасканности, стремление к соревнованиям. А то это приводит либо к снобизму "мы не пойдем, потому что мы умнее", либо к зазнайству "ну, мы пошли - победили, как и говорили - самые умные".
А потом начинается нормальная жизнь, и может оказаться жестоким разочарование собственная "самая умность", потому как не то нужно оказывается.
Prosti za pocherk, no boyus' chto proydet eshe let desyat' pregde chem zavedu russkuyu klaviatury i svoy journal. A konstruktivnoe predlogenie vozniklo pryamo seychas. Po moim nabludeniyam "profesionali" ustupayut "lubitlyam" v sleduyushem tipe sostyazanii: reshenie prostih zadach na skorost'. Nu naprimer, v komante 80 chelovek iz nih 5% procentov lisih, a 25% procentov lisih imeyut usi: skol'ko lisih s usami? Soobrazi za 30 sekund. Kakaya-to chast' sostyazaniya mogla bit' posvyashenna takim vot upragneniam na skorost', na kotorih l'ubiteli obichno pobegdayut professionalov estestevenno, bez vsyakih special'nih poblagek. Ya ne predlagayu chtob vse sorevnovanie bilo takim, tol'ko kakaya-to ego chast', no eta chast' dolgna toge schitat'sya. Yasno chto eto predlogenie ne kasaetsya "vishogo" urovnya sorevnovanii. Esli professionalam kagetsya chto eto ne dostoyno ih vnimaniya, chto'g togda l'ubiteli poveselyatsya sami.
Привет, Ирка, дорогая! Там, кажется, даже и было какое-то количество простых задач, и все это было сильно на время. Такое, я думала, мероприятие для удовольствия, а оказалось, у Шеня по этому поводу много соображений. Но он все равно, конечно, очень милый; привет передам!
Шень мне запрещал ходить на олимпиады и матбои. Сейчас я понимаю, что он был совершенно прав. Олимпиады прививают стиль мышления, который чрезвычайно вреден при занятиях чем-то творческим.
Какое там творческое... Если им запретить ходить на олимпиады и матбои, они задачки забросят совсем - только школьные задания останутся, не бог весть сколько - а погрузятся окончательно в программирование компьютерной игры при помощи библиотеки трехмерной графики. Размазывать врагов по стенке. Слушай, а у твоих детей есть листочки с задачками à la Шень? Как их Альтшуллер учит?
Comments 71
Reply
но что-то глубоко неправильное в них тоже
есть. Он говорит, что нематшкольникам обидно,
что они никогда не займут первых мест, а
мне кажется, что обиднее знать, что где-то
есть "высшая лига" - мифическая ведь, в сущности -
где "играют на другом уровне". Да и вроде
все команды, которые пришли, занимаются
специально математикой - как минимум, на
факультативе каком-нибудь. Или учитель в школе
сильный. Понятно, иначе бы и не пошли.
Reply
Ты описываешь ситуацию соревнования между мафиями -
это вот примерно матбои.
Когда физтех был хороший, он нарочно старался выискивать
ненатасканных самородков; а среди нормальных гениев, что-то
сделавших в науке, при любом раскладе таковых половина.
Думаю, Шень в разговоре делил на любителей и профессионалов,
чтобы сгладить пилюлю как бы.
Reply
если на регате не будет матшкольников, легче
будет найти самородков? Я не думаю. Они все
там решали задачки в свое удовольствие -
это как раз не матбой, прямой соревновательности
мало, никто никого не забивает.
И физтех выискивал самородков, но чтобы их потом
учить - правда? То есть матшколы есть, с этим ничего
не поделаешь, но вот барьеры эти дурацкие - если их
не возводить, их и не будет.
Reply
А на самом деле это эвфемизм для "натасканная посредственность".
Так можно детям и объяснить, чтоб не задавались. :-(
Зато по жизни дальше будет легче.
Reply
Что, с одной стороны, бедным ээ... афроамериканцам невозможно сдавать те же экзамены на общих основаниях, потому что у них в бедных районах ужасные школы и никаких условий для развития. Притеснение.
И, наоборот, если введем льготы для афроамериканцев - получим дискриминацию (не можете вы нормально экзамены сдавать!), что тоже притеснение по сути.
По-моему, там этот вопрос полностью не решили. С матшколами - то же самое, по сути.
Reply
Но, скажем, ходить на ТурЛом по математике у нас в классе считалось западло.
Reply
Мне кажется, что, несмотря на хорошие результаты всяческих матшкол, было бы полезно снижать у людей, с течением натасканности, стремление к соревнованиям. А то это приводит либо к снобизму "мы не пойдем, потому что мы умнее", либо к зазнайству "ну, мы пошли - победили, как и говорили - самые умные".
А потом начинается нормальная жизнь, и может оказаться жестоким разочарование собственная "самая умность", потому как не то нужно оказывается.
Reply
Reply
Prosti za pocherk, no boyus' chto proydet eshe let desyat' pregde chem zavedu russkuyu klaviatury i svoy journal. A konstruktivnoe predlogenie vozniklo pryamo seychas. Po moim nabludeniyam "profesionali" ustupayut "lubitlyam" v sleduyushem tipe sostyazanii: reshenie prostih zadach na skorost'. Nu naprimer, v komante 80 chelovek iz nih 5% procentov lisih, a 25% procentov lisih imeyut usi: skol'ko lisih s usami? Soobrazi za 30 sekund. Kakaya-to chast' sostyazaniya mogla bit' posvyashenna takim vot upragneniam na skorost', na kotorih l'ubiteli obichno pobegdayut professionalov estestevenno, bez vsyakih special'nih poblagek.
Ya ne predlagayu chtob vse sorevnovanie bilo takim, tol'ko kakaya-to ego chast', no eta chast' dolgna toge schitat'sya. Yasno chto eto predlogenie ne kasaetsya "vishogo" urovnya sorevnovanii. Esli professionalam kagetsya chto eto ne dostoyno ih vnimaniya, chto'g togda l'ubiteli poveselyatsya sami.
Privet Shenyu! Ira
Reply
Там, кажется, даже и было какое-то
количество простых задач, и все это
было сильно на время. Такое, я думала,
мероприятие для удовольствия, а оказалось,
у Шеня по этому поводу много соображений.
Но он все равно, конечно, очень милый; привет
передам!
Reply
Шень мне запрещал ходить на олимпиады
и матбои. Сейчас я понимаю, что он был
совершенно прав. Олимпиады прививают стиль
мышления, который чрезвычайно вреден
при занятиях чем-то творческим.
Такие дела
Миша
Reply
Если им запретить ходить на олимпиады и матбои,
они задачки забросят совсем - только школьные
задания останутся, не бог весть сколько -
а погрузятся окончательно в программирование
компьютерной игры при помощи библиотеки
трехмерной графики. Размазывать врагов по стенке.
Слушай, а у твоих детей есть листочки с
задачками à la Шень? Как их Альтшуллер учит?
Reply
Reply
Leave a comment