О фестивалях "За жизнь", псевдоправославных социальных проектах и черных дырах

Jan 08, 2018 20:53





Некоторые активисты из группы поддержки руководства "АНО Фестивали За Жизнь" (далее по тексту именуется как АНО «За жизнь»)  сравнивали мою  критику [1] деятельности этих вождей  с ловлей черной кошки в темной комнате.

Другими словами, указанное  АНО «За жизнь»  и его дела представляют в образе такого вот милого зверька, как черная кошка.

Если бы так было на самом деле... Увы, у меня напрашивается другое сравнение. C черной дырой, способной пожирать  хорошие добрые проекты в области защиты жизни нерожденных детей, за которыми стоит немалый труд других людей, порядочных и компетентных.

На самом деле, эта история с кампанией «по сбору миллиона подписей за запрет абортов», инициированной АНО «За жизнь» -  еще более некрасивая и серьезная, чем это описано в моем другом сообщении («Чичиковы нашего времени или развод на миллион подписей») [1].



Как известно, в январе 2015 г. Патриарх во время своего выступления в Госдуме выдвинул предложение вывести аборты, совершаемые по желанию женщин (не по медицинским показаниям),  из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), то есть прекратить их финансировать из бюджета  [1]. Следует учитывать, что в отличие от утопического проекта о запрете абортов,  требующего изменения Конституции РФ [1], инициатива Патриарха имеет шансы на реализацию.  И эта инициатива прозвучала не на пустом месте. Была проделана определенная подготовительная работа со стороны юристов, законодателей и других специалистов, проект находил поддержку со стороны некоторых ответственных чиновников. И он не имеет таких непреодолимых, по сути, препятствий, как необходимость изменения Конституции. Другими словами,  при правильном терпеливом лоббировании, законотворческой работе и адекватной общественной поддержке - у инициативы Патриарха есть реальный шанс на осуществление.

Лишая аборты «положительного» статуса поддерживаемого государством действия, эта инициатива имела важное значение с точки зрения общественной морали, была необходимым шагом к снижению числа абортов в России.

Собственно по этому пути идут многие страны мира, включая большинство развитых стран на Западе. Один из примеров: «либеральная» Германия. Аборты там включены в  Уголовный кодекс - в главу 16  «Преступления против жизни» ( см. статью 218 главы 16) [2]:





Скриншот фрагмента Уголовного кодекса Германии: глава 16 "Преступления против жизни", статья 218 "Аборты". Источник: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb/englisch_stgb.html

Однако указано, что при определенных условиях, они не подлежат уголовному наказанию. В эти условия входят: 1) медицинские показания со стороны женщины или тяжелые пороки развития и хромосомные нарушения плода; 2) криминальные случаи (изнасилование); 3) аборты по желанию женщины, совершаемые до 12 недель, после обязательного психологического консультирования. В законе также оговорено, что под абортом в данном случае понимается уничтожение эмбриона после его имплантации в матку  (более ранние стадии данным законом не рассматриваются).

Обязательное консультирование перед абортом в Германии согласно статье 219 главы 16 Уголовного кодекса Германии официально предназначено для убеждения женщины сохранить жизнь её нерожденного ребенка  (это подчеркнуто в законе), хотя окончательный выбор и остается за женщиной. В частности, как сказано в указанной статье 219 [2], «консультирование служит для защиты нерожденной жизни. Оно должно быть направлено на то, чтобы  вдохновить женщину продолжить беременность и открыть ей возможность жизни вместе с ребенком; оно должно помочь ей сделать ответственный и совестливый выбор. Женщина должна быть осведомлена, что нерожденный ребенок имеет свои собственные права на жизнь на всех стадиях беременности, и что прерывание беременности рассматривается законом как исключительная ситуация, когда вынашивание ребенка до естественного окончания беременности является бременем для женщины, настолько серьезным и экстраординарным, что это превышает разумные пределы самопожертвования» (cм. скрин ниже).



Скриншот фрагмента Уголовного кодекса Германии: глава 16 "Преступления против жизни", статья 219 "Консультирование беременных в критической ситуации".

Женщине также должны объяснить, на какую помощь она может  рассчитывать при сохранении беременности и т.п. Расходы на аборты в первых двух случаях покрываются государством. Однако аборты по желанию оплачиваются самими женщинами. Но если женщина не имеет средств, то рассматривается вопрос об оплате за счет государства (должны быть представлены доказательства). Она должна обратиться в государственный страховой фонд для этого [3].

И никакой «катастрофы» (роста «криминальных» абортов и т.п.) в результате этих относительно «жестких» мер по регулированию абортов - в «либеральной» Германии не наблюдается. Напротив, Германия отличается очень низким уровнем числа абортов (не сравнимым с Россией, где государство упорно продолжает «щедро» оплачивать аборты по желанию женщины из бюджета).

И вот, после того, как Патриарх выступил с инициативой вывода из системы ОМС абортов по желанию, вдруг, как из "табакерки", выскакивает группа неких лиц с крикливой пропагандой кампании о "запрете абортов путем сбора миллиона подписей". Как можно догадаться, речь идет о вождях так называемого «Движения за запрет абортов» (Сергее Чеснокове, Владимире Потихе и др.), сформированного вокруг АНО « За Жизнь» (учредитель и президент: Сергей Чесноков») [4,5].

У этой группы прослеживается  связь  с Нью эйдж и оккультным движением Дугина, причем это отражалось непосредственно на программах фестивалей "За жизнь"  [4, 5]. И тем не менее, и это следует подчеркнуть, она выставляла себя в качестве "церковной".

Последний момент очень важен, так как в результате в сознании многих граждан (включая журналистов и  политиков) реалистичные предложения Патриарха о выводе абортов по желанию из ОМС стали смешиваться с утопическими (практически недостижимыми) проектами этих активистов [подробнее см.: 1 ]. Это затрудняло возможность организации общественной поддержки инициативам Патриарха.

Более того, в 2016 г. эти активисты выпросили у Патриарха, когда он выходил из храма, подпись в поддержку своей утопической кампании «за законодательный запрет абортов» [6]. Подписание устроили во дворе храма, под камерами журналистов, что напоминало шантаж. Ведь очевидно, что отказ Патриарха поставить свою подпись в таких условиях мог быть ложно истолкован как "поддержка абортов".

Некоторые наблюдательные блогеры более внимательно проанализировали ВИДЕО с подписанием Патриархом этой петиции «за запрет абортов» (https://youtu.be/tmSBbxQUGj8). Лента была сделана  движением Чеснокова. Блогеры обращают внимание еще на ряд «любопытных» эпизодов.  Действительно, как уже сказано выше, можно видеть, как при выходе Патриарха из храма его встречает группа людей, стоящая около стола с подписным листом. Среди них брат Сергея Чеснокова - Евгений Чесноков. Рядом расположились журналисты с камерами. И в тот момент, когда Патриарх ставит свою подпись, Евгений Чесноков заявляет перед камерой,  что это - акция  в поддержку инициатив самого Патриарха.

Но инициатива-то  Патриарха заключалась совсем в другом - в выводе абортов по желанию из системы ОМС!

Более того: рядом можно также видеть активистов,  одетых в форму (светло-зеленые куртки) известной волонтерской организации "Православные добровольцы". Но под этими куртками можно видеть футболки с логотипом движения Чеснокова.   Девушка в такой "двойной" форме благодарит Патриарха за подпись. То есть, по всей видимости,  это - активисты Чеснокова, одетые в форму другой православной организации.

Для чего был устроен этот непонятный маскарад? Чтобы внушить  большее доверие православным?  Во время  подписания в кадре также нарочито  показывают стенд с логотипом движения Чеснокова (и АНО "За жизнь"). Как иронично заметил один из блогеров - авторам этого ВИДЕО надо "Оскара" давать.   Налицо умелая  "пиар-технология" с манипуляциями людьми.

Недаром в тот же день из структур Патриархии послышался отрезвляющий комментарий: это не есть церковная поддержка кампании по сбору миллиона подписей за законодательный запрет абортов, а просто личное выражение Патриархом, как православным человеком, его очевидного отношения к проблеме абортов. Программа же РПЦ на данный момент, как и ранее,  остается все той же: добиваться вывода абортов по желанию из ОМС, как единственно возможной меры при данных условиях [7]. Позднее Патриарх лично разъяснил в отдельном интервью свою позицию и политику РПЦ на настоящем этапе в отношении борьбы с абортами  [8].

В итоговом документе Архиерейского собора РПЦ  (29 ноября - 2 декабря 2017 г. ) также содержится призыв к властям России поддержать инициативу РПЦ  о выводе абортов по желанию из ОМС [9].

Но этот аспект дела, такой "неудобный" для вождей кампании по сбору "миллиона подписей", был ими замят. Стоило им заполучить подпись Патриарха: и понеслось! Были изготовлены плакаты с фотографией Патриарха и надписями типа: «Патриарх поставил подпись за запрет абортов, а ты?»

Замалчивая указанные обстоятельства, активисты, руководимые вождями из АНО «За жизнь», подсовывали на больших православных праздниках свои папки с подписными листками («за запрет абортов») настоятелям, старостам храмов и т.п. Те, озабоченные службами в храме, видя эти папки - с обложками, украшенными фото старцев, Патриарха и т.п. - просто не имели возможности разобраться, действительно ли это "проект, продвигаемый от Патриархии". См. ниже скриншот плаката с инструкцией по сбору подписей на Крещение, а также с призывом собирать подписи в Великую Субботу   (со страниц сайтов движения Сергея Чеснокова):





Никому также не приходило в голову, что в юридическом плане  эта  имитация бурной деятельности на самом деле - заведомо провальный проект, никак не ведущий к достижению указанной в подписном листе главной цели (запрета  абортов) [1]. И с точки зрения противоабортной пропаганды не было смысла и необходимости устраивать такую кампанию по сбору подписей.   Если же иметь в виду получение финансирования от спонсоров и т.п. - то такой способ саморекламы   заставляет вспоминать Чичикова, о чем уже было сказано в предыдущей статье [1].

Наверное,  было бы преувеличением считать сомнительную политику лидеров движения "За запрет абортов" непосредственной причиной того,  что аборты по желанию в России до сих пор не выведены из системы оплаты по ОМС, это связано со многими обстоятельствами. Однако хаос и путаница, вносимые действиями вождей движения «За жизнь», являлись одним из факторов, негативно влияющих на  продвижение этой инициативы.

Характерно, что в своем интервью (вскоре после получения подписи Патриарха) Сергей Чесноков проговаривается [6], что хотел бы, чтобы в Думе рассматривали именно его план (о запрете абортов), а не поддержанный в РПЦ законопроект (о выводе абортов по желанию из ОМС).  Трудно назвать такую позицию вождей движения "За запрет абортов" "церковной", хотя они все время приклеивают к своим акциям «церковные вывески».

Вообще-то в ходе этой шумной кампании имел место сбор личной информации (адресов и телефонов граждан), организованный неким НКО (АНО)  под заведомо обманчивым предлогом. Манипулировали чувствами людей, которым не безразлично, что множество нерожденных детей в России уничтожаются путем абортов. Вот такая некрасивая история. Очень жаль искренних людей - волонтеров, которых вожди "движения за запрет абортов" вовлекли в этот сомнительный активизм. Впрочем, никогда не поздно исправить ошибку (и для вождей тоже такая возможность есть).

В заключение позволю себе привести пространную цитату из статьи сотрудника Молодежного отдела Петербургской епархии (ответственного за профилактику абортов) Алексея Новикова «Плохой хороший пролайфер», где он в несколько сатирической форме рассматривает примерно те же проблемы:

«Естественно, на ниве борьбы с абортами подвизаются совершенно различные личности и организации, с разной мотивацией, идеологией и эффективностью... Я расскажу, как отличить нормальных пролайферов от ненормальных, так как имел возможность пообщаться и с теми, и с другими. Как говорится, обращайтесь к нам, не дайте себя обмануть в другом месте.

Начну с нормальных. Про них писать недолго, потому что ничего такого эпатажного они не делают. Зато они продвигают какие-то не очень масштабные (хотя смотря с чем сравнивать), но целевые и эффективные проекты. Например, закон о материнском капитале, закон о неделе тишины (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/5e5a1acccfe61df97f5fcb684e12cab5fee05e25/  ), закон о необходимом информированном согласии перед абортом (https://rg.ru/2016/05/18/aborti-dok.html ), в рамках которого женщина должна посетить психолога. Такие люди занимаются большой исследовательской работой, изучают международный опыт и принимают решения не на основе желания левой пятки, а все-таки на основе каких-то объективных данных. Обычно такие люди не придерживаются радикальных взглядов и понимают, что проблема слишком сложная и многосоставная, чтобы можно было что-то решить как-то просто и безболезненно

Теперь о моем горячо любимом движении за запрет абортов. В настоящий момент эти люди активно претендуют на захват медийного пространства и возглавление повестки. В целом им это удается, особенно после того, как они правдами, а, скорее, неправдами, судя по тому, что Патриарх от них два раза открестился (https://ria.ru/society/20161120/1481734100.html;  https://echo.msk.ru/programs/a_team/1899640-echo/  ), заставили Патриарха поставить подпись под своей петицией. Об этом я уже писал (http://nenadoada.ru/kak_byt_khristianinom/o_zaprete_abortov_/ ). И вот как-то так у них удачно получилось объединить в себе абсолютно все возможные ошибки, которые можно допустить в этой деятельности, что всю критику дурацкого пролайфа можно разводить только на основе их деятельности…

Резюме. Не надо отчаиваться, работа ведется и рано или поздно мы достигнем светлого будущего и народного счастья. Другое дело, что если вдруг вы захотите присоединиться к какой-то такой вот деятельности по достижению этого самого счастья, работайте с нормальными людьми, чтобы потом не было мучительно больно. Это не только пролайфа касается. Так везде».

***

Всем, кто хочет глубже разобраться в этой проблеме очень рекомендую прочесть статью Алексея Новикова целиком [15], она совсем короткая:

Алексей Новиков. Плохой хороший пролайфер.


Запись на стене

Плохой хороший пролайфер
Автор: [id62654|Алексей Новиков]

Пожалуй, стоит рассказать о том, чем хороший, годный пролайф отличается от плохого и негодного. Для начала - что такое пролайф. Это движение, занимающееся борьбой с абортами. Появилось как ответ на практику легализации абортов в..

vk.com

Литература

1.  Массино Ю.С. 2018. Чичиковы нашего времени или развод на миллион подписей.

https://yuliamass.livejournal.com/245473.html

2. German Criminal Code.

http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stgb/englisch_stgb.html

3. Körper und Sexualität. 2010.

http://www.profamilia.de/fileadmin/publikationen/Reihe_Koerper_und_Sexualtitaet/Schwangerschaftsabbruch_englisch_2010.pdf

4. Массино Ю.С. 2017. Нью-эйдж на православных фестивалях «За жизнь»?

 http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/

5. Массино Ю.С. 2017. Евразийство на православных фестивалях «За жизнь»?

http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_evraziystvo/

6. Ваганов И. 2016. Аборты вне закона: православные России заручились поддержкой Патриарха.

http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/abort-vne-zakona-pravoslavne-rossii-zaruchilis-podderjkoy-patriarha

7. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков). 2016. Аборты: что происходит, и о чем просит Патриарх.

http://www.pravmir.ru/abort-s-prepyatstviyami1/

8. Патриарх Кирилл предложил вывести аборты из системы ОМС. 2016.

https://ria.ru/society/20161120/1481734100.html

9.Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)

 https://pravoslavie.fm/novosti/arhiereyskiy-sobor-prizval-vlasti-podderzhat-ideyu-o-vyivedenii-abortov-iz-sistemyi-oms/

10. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ . )http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/5e5a1acccfe61df97f5fcb684e12cab5fee05e25/

11.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 7 апреля 2016 г. N 216н г. Москва "Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины https://rg.ru/2016/05/18/aborti-dok.html

13. 28 декабря 2014 года.В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата.https://echo.msk.ru/programs/a_team/1899640-echo/ 

14. Новиков А. О запрете абортов. 2016.  http://nenadoada.ru/kak_byt_khristianinom/o_zaprete_abortov_/

15. Новиков А. 2017. Плохой хороший пролайфер.

 https://vk.com/wall-42559005_80287

ано за жизнь, пролайф

Previous post Next post
Up