Большое иранское путешествие. часть 9. Персеполис

Jul 01, 2011 15:40



Утренний подъем, зарядка, легкий завтрак и вот я уже сдаю ключи от номера на ресепшене и получаю назад свой паспорт. Время 7-30 утра и микроавтобус уже ждет нас на улице. До первой точки-Персеполиса ехать коло 50 минут. Раньше выезжать не имеет смысла, потому что открывается он в 8-30 утра. Вещи заботливо уложены в багажник и места заняты согласно купленным билетам. Вперед навстречу приключениям. Время пронеслось незаметно и вот наш транспорт уже паркуется недалеко от нашей цели. Водитель спрашивает как долго планируем там пробыть и смеется когда Костя говорит что около часа. На самом деле на полноценный обход необходимо как минимум 2,5-3. Если вы приехали в Иран и не попали в это место, то считайте зря съездили... Итак, добро пожаловать в Персеполис. Вход 0,5$

































































































Иран имеет множество уникальных произведений архитектуры

Архитектурное искусство в странах, обладающих древней историей и культурой, считается одной из важнейших основ цивилизации. Иран с его многотысячелетней историей имеет на своей территории множество уникальных произведений архитектуры, датируемые несколькими тысячелетиями до н.э.

Огромный интерес иранцев к строительству и применению новых стилей привел к изумительному многообразию форм в иранской архитектуре.
В эпоху Мидийского царства в Иране получило распространение строительство больших крепостей с зубчатыми стенами, стрельницами, подземными ходами и большими крепостными воротами. Такие крепости окружали древние города, кремли, где находились дворцы правителей и придворных вельмож, а также казармы царских дружин. Во времена войн и вражеских набегов крепости, естественно, служили опорными точками для организации сопротивления.

Конечно, в те времена существовали и грандиозные храмы, торжественные залы для проведения обрядовых церемоний. Внешний фасад таких зданий был простым и грубым, но само помещение строилось прочно, чтобы выдерживать ураганы и даже землетрясения. Интересно, что такого рода крепости и сооружения строились в Иране вплоть до 17 века, многие из них сохранились до наших дней.

В иранской архитектуре признается семь стилей, в том числе два доисламских: персидский стиль и парфянский стиль.

В 6 веке до н.э. на территории Ирана возникла громадная империя, созданная основателем династии Ахаменидов, ахаменидским и мидийским принцем Курошем Великим. Курош сумел объединить иранские племена для завоевания и построения великой цивилизации. Персидский царь созвал к своему двору архитекторов и художников с разных концов своей империи с тем чтобы возвести уникальные сооружения, которые увековечили бы его власть и могущество. Художники, собранные с самых удаленных уголков империи, создали уникальный иранский стиль архитектуры с персидской окраской, вобравший в себя все аспекты архитектуры древних народов.

В этом архитектурном стиле всегда использовались наиболее качественные стройматериалы. Так для облицовки дворцов в комплексе Тахти-Джамшид (Персеполис) использовался кипарис, завозимый из Ливана, или сандаловое дерево из Кандагара. Большая часть строений этой эпохи возводилось на каменном фундаменте, что является характерной чертой иранской архитектуры.

До сооружения Персеполиса в мире было построено много колончатых залов и зданий, однако ни в одном из них не было такого расстояния или шага между колоннами. В дворцах Персеполиса колонны отстоят друг от друга на расстоянии 6,5 метров, что не имело прецедента в тогдашней архитектуры. Также применение твердых каменных блоков, скрепленных металлическими скобами, позволило иранским архитекторам довести высоту колонн до 22 метров. Интересно, что в архитектуре того времени избегали симметрии, поскольку считалось, что человеческий глаз устает от симметричных строений.

В период Ахаменидов по всем сторонам строений сооружались смотровые вышки, которые удваивали внешнюю красоту здания. В числе других особенностей архитектуры древнеперсидского периода можно выделить использование деревянных капителей на каменных колоннах. Ночью здания освещались лампами, подвешенными к потолку. В передней части здания, как правило, устраивалась терраса или веранда с несколькими рядами колонн поменьше. Иногда террасы охватывали две и даже три стороны здания.

Дворцовый комплекс Персеполис раскинулся на территории площадью 13 гектаров и делится на три части: основную территорию, главное здание на возвышенности и здания поменьше на прилегающей равнине.

Если сегодня побывать в этом местечке, то можно увидеть каменный скелет комплекса, ибо все остальное развалилось. Большая часть исчезнувших барельефов воспроизведена на камне на нижних постаментах в более мелком масштабе. Эти произведения изображают картину жизни Ахаменидского двора и обычаи древнеперсидских царей. Свод основного здания поддерживали 72 колонны высотой около 20 метров с орнаментированными в виде голов зверей капителями. Это в большинстве своем "крылатые или рогатые львы", изображенные в барельефе. Также на камне запечатлено много солдат персидской армии в стройных рядах. Толщина некоторых стен достигает 5,5 метров. В постройке использовании каменные глыбы весом до 45 тонн. Тахти-Джамшид или Персеполис обладал системой кондиционирования воздуха, подземным водоснабжением и извилистой канализацией.

Конечно, этот комплекс использовался не для канцелярии. Основным его предназначением было проведение торжественных церемоний, от которых иностранные гости приходили в благоговение и трепет при виде могущества Ахаменидских царей. Здесь также отмечался иранский новый год, Новруз, и проводились пышные пиры. На этих церемониях вассалы Ахаменидов преподносили царю множество даров в знак своего повиновения. Некоторые из этих сцен запечатлены на стенах дворцов. От окружающей равнины к дворцу Ападана ведут две лестницы с орнаментированными стенами. Дары состояли преимущество из сбруи и оружия, лошадей, львов и прочих диких зверей, металлических ваз, изящной одежды и парчи.

Еще один зал с 99 колоннами, известный как стоколонный, служил казной Ахаменидского государства. В этом комплексе также обнаружено множество ценных произведений, статуй и инструментов, помогающих составить картину жизни и культуры того времени.

Археологи склонны считать, что наблюдаемый в Ахаменидской архитектуре реализм почти не имеет аналога в мире, особенно относительное воспроизведение сцен природы почти на всех барельефах.

Перед тем как дворцовый комплекс Персеполис был сожжен при нашествии Александра Македонского, большая часть казны и ценностей была по его приказу вывезена в Грецию. Сюда вошли золотые и серебряные слитки, произведения искусства, драгоценности, богатая домашняя утварь, множество ковров и ценнейшие виды оружия. Однако на равнине Парса все еще сохранились каменные колонны и красивые барельефы, которые устояли перед огнем и эрозией и продолжают свидетельствовать о расцвете иранской архитектуры давно ушедшей эпохи.

Когда-то Персеполис был второй столицей Ахеменидской державы, возникшей в 6-5 веках до н.э. Город расположен в 60 км к северу от Шираза и в70 км от Пасаргад. Персеполис сейчас представляет собой дворцовый комплекс, площадью 135 тысяч кв. м., который состоит из развалин культовых сооружений. В Персеполисе наиболее знаменит дворец Ападана царя Дария I.
Город был основан в 560 году до н.э., а столица сюда была перенесена после 520 года.
В 330 году до н.э. город был взят Александром и через несколько месяцев разграблен. Затем во время пьяного застолья Александр сам поджег восточный дворец Ксеркса, в результате чего пожар распространился на весь город. Возможно, это было совершено из мести за сожжение персами Акрополя во время Греко-персидских войн. Пожар в Персеполисе уничтожил самую большую на то время драгоценность персов - ценный экземпляр священной книги зороастрийцев - Авесту, написанный золотыми чернилами на бычьих шкурах. В 318 году город оставался столицей Персии как провинции империи Македонского, однако, он уже потерял былое могущество, которое так никогда больше никто и не попытался восстановить.

Дворец Ападана Дария I является центром дворцового комплекса в Персеполисе. Ападана представляет собой большой зал, окруженный вестибюлями. Вероятно, крыша сооружения была сделана из дерева и поддерживалась 72 колоннами; к сожалению, только 13 их них сохранились до наших дней. К дворцу ведут четыре парадные лестницы, но построены они были так, что по ним было возможно проехать на колеснице. Главную же ценность комплекса составляют рельефные изображения, высеченные на каменных плитах стен здания. На внешней стороне лестницы изображено торжественное шествие царской гвардии, а на внутренней - шествие слуг, несущих баранов, сосуды и бурдюки с вином. На стенах самого дворца изображены выстроенные в процессию представители покоренных народов. Возможно, подобные процессии являлись ежегодно проводимым мероприятием по случаю какого-то важного праздника, предположительно Нового года (восточного праздника весны - Новруза). Главное рельефное изображение было высечено у восточной двери Ападаны - здесь изображен царь Персидской империи Дарий I, восседающий на троне. За ним стоит наследник престола, будущий ахеменидский царь, Ксеркс.

Тачара - жилой дворец Дария I, расположенный справа от Ападаны. Рельефные изображения также украшали стены дворца, а в самом дворце была высечена надпись следующего содержания: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». До настоящего момента от дворца царя царей остались лишь фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

В южной части дворцового комплекса Персеполиса были расположены дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения и царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Помимо этого археологами здесь было обнаружено еще одно здание, которое, скорее всего, являлось гаремом Ксеркса, так как постройка состояла из 22 жилых помещений, в которых могли проживать многочисленные жены царя.

На окраине Персеполиса археологами была обнаружена гробница последнего персидского царя Дария III. Однако усыпальница так и не была достроена и тела Дария в ней нет.

продолжение следует...

Большое иранское путешествие. часть 1. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/7747.html
Большое иранское путешествие. часть 2. Исфахан. yura-koshel.livejournal.com/9208.html
Большое иранское путешествие. часть 3. Исфахан yura-koshel.livejournal.com/9571.html
Большое иранское путешествие. часть 4. Исфахан итоги yura-koshel.livejournal.com/10334.html
Большое иранское путешествие. часть 5. Архитектура yura-koshel.livejournal.com/10897.html
Большое иранское путешествие. часть 6. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11166.html
Большое иранское путешествие. часть 7. Шираз yura-koshel.livejournal.com/11411.html
Большое иранское путешествие. часть 8. Иранский традиционный дом yura-koshel.livejournal.com/11930.html

архитектура, Персеполис, Иран

Previous post Next post
Up