Иран. Релгизиозное святилище Куль-е Фарах

Oct 22, 2012 22:10





Куль-е Фарах (Kul-e Farah) -это религиозное святилище эламского периода, расположенное в одноименном ущелье на восточной стороне равнины Изе. Сегодня это место славится своими барельефами. Всего их 6. 3 из них расположены на скалах, остальные же 3 на отдельных камнях. Первооткрывателем этих мест был французский археолог Остин Генри Лоярд, который известен, в первую очередь, своими раскопками в северном Ираке и тем что сумел значительно пополнить британский музей различными артефактами из этих мест. Изначально археолог, как и многие другие его современники, был увлечен идеей найти описанный в библии город Суза и Шушан, где Даниил имел видение, но с 1841 года Лоярд обосновывается в Хузестане в окрестностях Изе и приступает к работе над местными достопримечательностями. Всего в долине Изе Лоярду удалось обнаружить барельефы в 4 разных местах.


Куль-е Фарах находится совсем недалеко от города. Первое что мы увидели, подъехав к комплексу-это козы с модными прическами!


То там, то тут из земли торчат остатки древних колонн. Места, где раньше находились строения огорожены каменными парапетами.




По словам Джамшида, смотрителя, табличку и ограждения здесь поставили совершенно недавно по многочисленным просьбам местных жителей. До этого всё это великолепие никак не охранялось. Дошло до того что какие-то умельцы сбили с одного из барельефов кусок и унесли в неизвестном направлении.




Территория не очень большая.


Барельеф 1 Высечен в скалах.Размер примерно 1,10 - 1,30 м высотой и 1,66 м в ширину. На барельефе преобладает смотрящая вправо фигура с именем Ханни. В правой части поля разделены на две вкладки. В верхней части музыканты, в нижней жертвенные сцены. В верхней части поле покрыто надписью из 24 строк. Текст говорит о том, что Ханни сын Тахи не считает себя царем. Текст является трудным для понимания.






Барельеф 2 высечен на отдельном куске скалы. Главным героем является мужчина, предположительно жрец, смотрящий вправо. За его спиной находятся 4 маленькие фигуры, режущие скот. Судя по всему, на барельефе изображена сцена ритуального жертвоприношения. Никаких поясняющих надписей нет.




Барельеф 3 так же как и предыдущий, высечен на отдельном куске скалы 3х5 м в сечении. Камень покрыт барельефами со всех сторон.
Справа расположена самая большая человеческая фигура, предположительно царя. За и перед ним находятся 4 ряда более мелких человеческих фигур. Предположительно, на барельефе изображена сцена подношения даров царю.







Обратная сторона камня сохранилась значительно хуже.




Барельеф 4 высечен на отвесной скале в нескольких плоскостях и изображает сцену царской аудиенции.






Барельеф 5 высечен на скале рядом с предыдущим и изображает жреца смотрящего на жертвенные приношения.




К последнему барельефу нужно будет немного пройтись. Он находится за скалами, если обходить комплекс справа.










Барельеф 6 расположен на отдельном камне в стороне от первой пятерки. И представляет из себя стоящую слева большую человеческую фигуру и несколько рядов фигур поменьше справа от главной.


Предположительно, все 6 барельефов относятся к нескольким периодам. Рельефы 3, 4, 6 и датируется концом 2-го или началом 1-го тысячелетия до н.э., рельеф I скорее всего относится к 7в до н. э. и выполнен в более поздний период.

Сама территория изобилует остатками каких-то построек, от которых остались основания колонн. Никаких обозначающих надписей и пояснений пока что нет. Долгое время Куль-е Фарах находился совсем без присмотра. За пару месяцев до нашего приезда возле барельефов установили железные ограждения для защиты от вандалов. Жители Изе очень плохо знают окрестности города и найти Куль-е Фарах удалось только по подсказкам пастухов, пасущих здесь овец с козами. Вход свободный, какого-то определенного рабочего времени пока нет. Туристов здесь тоже нет.





другие посты про эту поездку

Иран, западный Иран, Изе, Хузестан, святилище Куль-е Фарах

Previous post Next post
Up