Девушка с жемчужной серёжкой

Jun 13, 2010 00:14

Ещё учась в школе, я купил очень интересную книгу - Голландский рисунок XVII века (Из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), которая впоследствии стала одной из самых моих любимых книг. Листая страницы этого каталога, я изучал работы старых мастеров, технику исполнения и каждый раз узнавал многого нового и интересного. Я очень люблю западноевропейскую живопись, особенно той эпохи, и когда я решил посмотреть фильм ,, Девушка с жемчужной серёжкой’’ режиссёра Питера Уэббера, снятого по роману Трейси Шевалье, я был уверен, что он мне понравится. И я не ошибся.

Голландия, 1665 год. После несчастного случая с отцом юная Грит вынуждена работать, чтобы содержать семью. Став служанкой в богатом доме живописца Яна Вермеера, она быстро привлекает внимание творца. Загадочный мир роскошных полотен, пронизанных магическим светом, очаровывает юную красавицу, и вскоре ее присутствие в мастерской становится вдохновением для гения. Их тайные и чувственные отношения вызывают ревность домашних, но ван Райвен, могущественный покровитель Вермеера, решает воспользоваться ими, заказав мастеру портрет Грит. Постепенно на холсте появляются первые штрихи будущего шедевра - "Девушки с жемчужной сережкой"...

Фильм великолепный! Тонкая, искренняя, чувственная история... Это история о художнике. История написания одного портрета. История одной любви, которая могла произойти - а может быть, и произошла - в старом доме на одной из живописных улочек голландского города Делфта в далеком семнадцатом столетии. На протяжении всей картины зрителя сопровождают необычайно красивая музыка, изумительные пейзажи и интерьеры, ну, и, конечно же, великолепная игра таких замечательных актёров как Колин Ферт и Скарлетт Йоханссон.






















БИОГРАФИЯ ЯНА ВЕРМЕЕРА


  О жизни Вермера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его дед был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1615 г. он женился, переехал в Делфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.



Делфт

О годах ученичества Вермера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермера.

20 апреля 1653 г. Ян Вермер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермера платили очень хорошие деньги. В основном Вермер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г., супруга Вермера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В 1675 г. Вермер заболел и умер спустя несколько дней. 15 января 1675 г. Ян Вермер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ

«Девушка с жемчужной серёжкой» (нидерл. Het meisje met de parel) - одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой.

Картина подписана «IVMeer», но не датирована. О ней известно очень мало. Неизвестно, писал ли её Вермер на заказ, кто в таком случае был заказчиком и имя изображённой девушки. По одной из версий художник изобразил собственную дочь Марию. В любом случае очевидно, что это необычный портрет. Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки.

В современных Вермеру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII в. «tronie», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. В ходе реставрации картины в 1994 г. удалось подчеркнуть изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя.

По совету Виктора де Стуера, который много лет настойчиво боролся за сохранение на родине художника его редких полотен, А. А. дес Томбе приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881 г. всего лишь за два гульдена и тридцать центов. Картина находилась в плачевном состоянии. У дес Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902 г.

В 1937 г. объявилась очень похожая картина, которую тоже приписывали Вермеру. Её передал в Национальную галерею искусств в Вашингтоне коллекционер Эндрю У. Меллон. Сейчас он считается подделкой под Вермера, которую в начале XX в. написал копиист Тео ван Вийнгаарден, друг Хана ван Меегерена.



Ян Вермер
Девушка с жемчужной серёжкой, 1665-70
Het meisje met de parel
Холст, масло. 44.5 × 39 см
Маурицхёйс, Гаага

В фильме «Малхолланд Драйв» в квартире тёти Бэтти можно увидеть портрет Беатриче Ченчи, причём обычно его ошибочно принимают за творение Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» из-за тюрбана и поворота головы.





ВИД ГОРОДА ДЕЛФТА

Живописец Ян Вермеер достиг в своих городских видах (у него всего два городских пейзажа - «Улочка» и «Вид города Делфта») удивительной, почти фотографической точности и объективности, соединив их с привычной для своей живописи мягкой поэзией. Городские виды во времена Вермеера в Голландии редко исполнялись художниками для широкой продажи, большей частью подобные картины-пейзажи или ведуты создавались под определенный заказ. Вермеер в этой картине в целом остается верен своим принципам располагать компоненты изображения параллельно плоскости картины. Композиция художника состоит из четырех горизонтальных пластов: берег, река, город и небо. Слева на берегу художник изобразил мать с ребенком, даму в обществе двух элегантно одетых бюргеров, и в центре картины еще две женские фигуры. Река Схи, протекающая у города, разветвляется на картине на Старый и Новый канал. Полагают, что живописец писал картину «Вид города Делфта» при помощи камеры-обскуры, стараясь передать игру света на воде и предметах. Особенно это заметно в изображении водной поверхности у рыбачьих баркасов в центре и правой части картины. Камера-обскура, светонепроницаемая коробка с небольшим отверстием в центре одной из стенок. Установив коробку отверстием к какому-либо предмету, можно наблюдать на противоположной стенке его изображение. До изобретения фотоаппарата камера-обскура часто применялась художниками для точных натурных зарисовок.



Вид города Делфта, 1658-1660
Маурицхейс, Гаага



Улочка Делфта, 1658
Рейксмузеум, Амстердам

video, художники

Previous post Next post
Up