Альбрехт Дюрер

Jun 12, 2011 02:06

Много лет назад, когда я ещё учился в школе, в нашем городе проходила большая филателистическая выставка. Я, как и многие мои сверстники в то время увлекался марками, и поэтому мы никак не могли пропустить это событие.
Разделов на выставке было много, но меня больше всего интересовали темы по искусству. И конечно самым лучшим экспонатом, представленным здесь, для меня была коллекция марок, посвящённая величайшему художнику немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру. Автор экспозиции провёл огромную работу, что бы представить коллекцию во всей красе. Каждая марка или блок были выставлены на отдельных листах и сопровождались пояснениями, мастерски написанными готическим шрифтом. Я подолгу разглядывал каждую марку, всё больше и больше узнавая о жизни художника.
К сожалению, я не помню автора этой коллекции. Мне бы очень хотелось узнать её судьбу и увидеть вновь спустя столько лет…
Об этом эпизоде из своего детства я в очередной раз вспомнил, когда взял в руки эту замечательную книгу, которую мне недавно прислали.

Литературное наследие Альбрехта Дюрера еще ни разу не издавалось на русском языке в таком объеме, чтобы можно было получить о нем хоть сколько-нибудь полное представление. Настоящее издание должно, в известной мере, восполнить этот пробел. Предлагаемый вниманию читателя сборник включает в себя автобиографические материалы, письма, дневники художника и выдержки из его теоретических трудов.






(1471-1528)


Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer.

Позже в своём дневнике под названием "Семейная хроника" Дюрер оставит следующую запись:

"Год 1524 после рождества в Нюрнберге.

Я, Альбрехт Дюрер младший, выписал из бумаг моего отца, откуда он родом, как он сюда приехал и остался здесь жить и почил в мире. Да будет бог милостив к нам и к нему. Аминь.

Альбрехт Дюрер старший родился в королевстве Венгрия, неподалеку от маленького городка, называемого Юла, что в восьми милях пути ниже Вардейна, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас,и его род кормился разведением быков и лошадей. Но отец моего отца, которого звали Антон Дюрер, мальчиком пришел в вышеназванный городок к одному золотых дел мастеру и научился у него ремеслу. Потом он женился на девице по имени Елизавета, от которой у него родились дочь Катерина и три сына. Первый сын, по имени Альбрехт Дюрер, был мой дорогой отец, который тоже стал золотых дел мастером, искусный и чистой души человек."

Детство Альбрехта Дюрера - старшего прошло далеко от Нюрнберга, за пределами Германии, в маленьком венгерском городке. Его деды и прадеды испокон веку разводили на венгерских равнинах рогатый скот и лошадей, а его отец Антон Дюрер стал златокузнецом. Золотых дел мастер Антон Дюрер научил сына всему, что умел в обращении с серебром и золотом, потом отправил его поучиться у мастеров на чужой стороне.



Портрет отца художника. 1490 Дерево, масло
Галерея Уффици. Флоренция. Италия

Это его первая живописная работа Альбрехта Дюрера, дошедшая до нас. Это первая работа, которую Дюрер пометил и своей монограммой. Написав портрет отца, он окончательно осознал себя художником. В эту пору Дюрер написал портреты матери и отца. Он задумал эту работу в подарок родителям, прежде всего отцу. Эта работа была благодарностью за то, что отец не воспрепятствовал сыну стать художником. Она была доказательством, что, оставив семейную профессию для иной, сын не обманет отцовских надежд: то, что он хотел делать, он научился делать по-настоящему.

Альбрехту Дюреру - старшему было двадцать восемь лет, когда он переступил городскую черту Нюрнберга. И еще целых двенадцать лет прослужил он подмастерьем у золотых дел мастера Иеронима Холпера. Того давно уже называли Стариком, но он не спешил уходить на покой. Долгие годы потратил Альбрехт Дюрер на овладение ремеслом. Они принесли знание приемов и секретов, придали зоркость глазу, твердость руке, изощрили вкус, но, увы, ему часто казалось, что он так и останется вечным подмастерьем. Только достигнув сорока лет, он смог предъявить имущества на сто гульденов, что требовалось для получения прав мастера; из них он уплатил десять за свидетельство об этих правах, женился на пятнадцатилетней дочери Холпера - Барбаре и с помощью тестя открыл наконец самостоятельную мастерскую.



Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер 1490-93
О своём отце Дюрер напишет в дневнике следующее:

"...Альбрехт Дюрер старший провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде и не имел иного пропитания, чем то, которое он добывал своими руками себе, своей жене и детям. Поэтому он имел немного. Испытал он также немало огорчений, столкновений и неприятностей. Также многие, знавшие его, весьма его хвалили. Ибо он вел честную, достойную христианина жизнь, был терпеливым и добрым человеком, доброжелательным к каждому, и он был преисполнен благодарности богу. Он был далек от общества и мирских радостей, также он был немногословным и богобоязненным человеком."

У Альбрехта Дюрера - старшего было много забот. Дети рождались почти каждый год: Барбара, Иоганн, Альбрехт...

Альбрехт Дюрер записал однажды в свою памятную книжку:
"...В 1471 году после рождества Христова в шестом часу в день св. Пруденция во вторник на неделе св. креста (21 мая) родила мне моя жена Барбара моего второго сына, коему крестным отцом был Антон Кобергер и назвал его в честь меня Альбрехтом"

Так вошла в историю дата 21 мая 1471 года, когда в Нюрнберге родился великий немецкий художник, живописец и график, теоретик искусства, заслуживший всемирную славу.

Потом родились Зебальд, Иероним, Антон, двойня - Агнесса и Маргарита. Мать чуть не погибла родами, а одну девочку едва успели окрестить, как она умерла. За двойней на свет появились Урсула, Ганс, еще одна Агнесса, Петер, Катарина, Эндрес, еще один Зебальд, Кристина, Ганс, Карл. Восемнадцать детей! В крестные к своим детям Дюреры приглашали хороших знакомых и друзей. Среди них - купец и астроном-любитель, сборщик налогов на вино и пиво, судья. А крестный Альбрехта - младшего - Антон Кобергер - был знаменитым печатником. Все, кого Дюреры приглашали в крестные своим детям, были людьми влиятельными, могли в будущем оказать покровительство крестникам, да только те рождались слабыми, много хворали, умирали в детстве или юности. До зрелых лет дожили всего три брата - Альбрехт, Андрее и Ганс. Но семья всегда была большой. Жену измучили беременности, частые роды, болезни детей, бессонные ночи, многотрудное хозяйство. Каким должен быть очаг, чтобы накормить семью, подмастерьев и учеников, какой нужен стол, чтобы усадить за пего всех! Чего стоило одевать и обувать стольких детей! А отец хотел не только прокормить их, по и научить грамоте, дать сыновьям в руки надежное ремесло, проторить им путь, чтобы был он полегче его собственной дороги.

Отец старался увлечь сына ювелирным делом. В 1484 году Альбрехт Дюрер - младший был еще мальчиком. Он перестал ходить в школу, где учился несколько лет. Он ученик в мастерской отца. Привыкает. Хотя поначалу было очень трудно. По всему переулку Кузнецов с утра раздается перестук молотков, сипло вздыхают раздуваемые мехи, скрежещут напильники, негромко и печально поют подмастерья. Пахнет горящим углем, металлической окалиной, кислотой.

"...Но особенное утешение находил мой отец во мне, ибо он видел, что я был прилежен в ученье. Поэтому послал меня мой отец в школу, и когда я выучился читать и писать, он взял меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера.

Были работы в мастерской, которые оставляли его равнодушным, другие он делал с охотой. Но ни одна из них даже отдаленно не вызывала такого чувства, как прикосновение карандаша к бумаге. Объяснить это чувство словами он не смог бы, но вырваться из его плена тоже был не в силах. Он знал: отец может рассердиться, но не возвращался к своему уроку. Oн рисовал. Рисовал себя.



Дюрер. Автопортрет в тринадцатилетнем возрасте.
...На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Когда смотришь на этот автопортрет, чувствуешь, что он нарисован рукой, которая не первый раз взяла карандаш. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Лицо на портрете серьезное, сосредоточенное. Мягкостью черт оно напоминает отца. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по - детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Шелковистые вьющиеся волосы закрывают лоб и уши, падают на плечи. На голове плотная шапочка. Мальчик одет в простую куртку. Из широкого рукава высунута рука - хрупкое запястье, длинные тонкие пальцы. По ним не видно, что эта рука уже привыкла держать клещи, напильник, молоток, штихель.

Мальчик не задумывался над тем, что взялся нарисовать автопортрет - необычная задача для того времени. Он не ждал, что будет легко, но и не страшился, что будет трудно. То, что он делал, было для него необходимо и естественно. Как дыхание. Это он почувствовал, когда попробовал рисовать впервые, и сохранил это ощущение па всю жизнь. Он работал серебряным карандашом. Спрессованная палочка серебряного порошка ложится на бумагу мягким штрихом. Но штрих нельзя ни стереть, ни поправить - рука художника должна быть твердой. Может быть, недетская серьезность и сосредоточенность в лице - от трудности почти непосильной задачи. Альбрехт Дюрер - младший справился с ней удивительно.

Несколько десятилетий спустя детский рисунок попался на глаза мастеру. Он не рассмеялся над ним, как над незрелым опытом, а надписал в верхнем правом углу: "Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюpep". В этих словах - нежность взрослого к собственному, давно отшумевшему детству, уважение мастера к одному из своих первых опытов.

"...И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и когда считали 1486 год от рождества Христова, в день св. Эндреса [св. Андрея, 30 ноября], договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаелю Вольгемуту, с тем, чтобы я служил у него три года. В то время дал мне бог усердия, так что я хорошо учился.

После трех лет обучения, Дюрер отправился в обязательное для получения звания мастера, путешествие по городам Верхнего Рейна (с 1490 по 1494).
До возвращения в Нюрнберг, его отец сосватал ему невесту - Агнес Фрай, происходившую из знатного рода банкиров - финансовых представителей Медичи в Германии. Агнес Фрей дочь Ганса Фрея - медника, механика, музыканта.

"...и четыре года я был вне дома, пока отец снова меня не потребовал. И после того как я уехал в 1490 году после пасхи, я вернулся, когда считали 1494 год, после троицы. И когда я снова возвратился домой, договорился с моим отцом Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнеса, и дал мне за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою [7 июля] в 1494 году.



Видно, к этим дням и относится портрет Агнес - беглый рисунок пером. На рисунке - девушка в домашнем платье и переднике. Она наспех причесана - из косы выбиваются пряди волос и лицо ее не кажется красивым - правда, у каждого века свои представления о женской красоте. Подпершись рукой, она задремала - верно, захлопоталась: дел перед свадьбой много. Жених зашел в дом к будущему тестю. Тщательно причесанный, нарядно одетый, с подарком невесте, Альбрехт Дюрер отворил дверь в дом и застал врасплох задремавшую Агнес. Такой он и нарисовал ее. Мимолетный набросок не льстил невесте. Поколебавшись, словно проверяя себя, как звучат и что значат эти короткие слова, оп написал под рисунком: "Моя Агнес". За всю историю их долгого брака это единственные нежные слова, написанные Дюрером о жене.

Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 году Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.

...Приближался 1500 год.

Круглые даты всегда производят на людей особенное впечатление, а эта завораживала. Невозможно было представить себе, что такой год ничем не будет отличаться от предшествующих и последующих. Люди с облегчением убедились: конец света не наступил. Но они продолжали думать, что год 1500-й означает некий рубеж.



Автопортрет. 1500
Нет, не случайно именно в этот год Дюрер создал новый автопортрет - один из самых удивительных в его творчестве, да, пожалуй, и вообще в искусстве европейского автопортрета.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью:

" Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..."

Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.
Еще совсем недавно немецкие художники не подписывали своих работ: скромная безвестность была их уделом. Дюрер разворачивает свою подпись в несколько строк торжественными золотыми буквами. Помещает эти строки на самом видном месте картины. Картины, исполненной духом гордого самоутверждения, утверждения себя как личности и как художника, что для него неотделимо одно от другого. Нелегко, не просто общаться с человеком такой великой гордости и столь убежденным в своем праве на нее, с таким всепроникающим взглядом.

В 1503-1504 годах Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит "Большой кусок дерна" (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.



Большой кусок дерна. 1503



Молодой заяц. 1502.

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом "где я - господин, в то время как дома - всего лишь паразит".

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины.



Поклонение святой Троице (Алтарь Ландауэр). 1511
Эта удивительная сверкающая картина, одно из самых торжественных, "пафосных" произведений Дюрера, была написана по заказу купца М. Ландауэра. Святая Троица изображена здесь на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог-Отец, увенчанный короной, и распятый Христос).
Вокруг размещены поклоняющиеся Троице персонажи, распадающиеся на четыре группы: вверху слева - мученики во главе с Богоматерью; вверху справа - пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева - деятели церкви, ведомые двумя папами; внизу справа - миряне во главе с императором и королем.
У нижнего края картины мы видим пейзаж с озером. Одинокая фигура на его берегу - сам Дюрер.

Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре.
В 1513-1514 годах он создал три самых знаменитых своих листа: "Рыцарь, смерть и дьявол"; "Св. Иероним в келье" и "Меланхолия I".



Рыцарь, смерть и дьявол. 1513
На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского "Руководство христианского воина" (1504). Рыцарь - аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью.



Св. Иероним в келье. 1514
Лист "Св. Иероним в келье", напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы.



Меланхолия I. 1514
На гравюре "Меланхолия I" изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.



Четыре апостола. 1526
«Четыре апостола» - последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе, и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу.
Эта работа создана в 1526 г, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию.

Запечатлев трех апостолов и евангелиста, Дюрер хотел дать своим согражданам новый нравственный ориентир и высокий пример для подражания. Свои представления об этом ориентире художник постарался выразить со всей возможной ясностью.
В письме Городскому совету мастер писал, что в эту работу он "вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись".
Под стараниями Дюрер подразумевал не только собственно труд художника, но и то усердие, с которым он стремился донести до зрителей религиозно-философский смысл произведения. Одной живописи Дюреру показалось для этого мало, и он дополнил ее словами: по низу обеих досок идут надписи.
Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так:
"В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения".
Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета -высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей; слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных, и, наконец, известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников».
Знаменательно, что евангельские тексты цитируются по Библии, переведенной Лютером в 1522 г. на немецкий язык. Надписи великолепным готическим шрифтом выполнил по просьбе Дюрера его друг, знаменитый каллиграф Иоганн Нойдёрфер.

В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 века. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

Альбрехт Дюрер скоропостижно скончался на пятьдесят седьмом году жизни - 6 апреля 1528 года - и был похоронен на городском кладбище святого Иоанна в Нюрнберге. После своей смерти он оставил несколько сотен гравюр и более шестидесяти картин.

Творчество этого мастера имело огромное значение для развития немецкого искусства первой половины XVI столетия. При всём весьма обширном и значительном вкладе Дюрера в развитие искусства своей страны его главной заслугой является утверждение реалистических принципов в немецкой живописи и гравюре XVI века.

~ ~ ~ ~ ~ ~

Использованы материалы из замечательной книги Сергея Львовича Львова - Альбрехт Дюрер

Обширная коллекция ссылок на материалы о нем и его картины в сети.
Обширная коллекция работ художника на сайте iskusstvu.ru
Почитать online двухтомник Альбрехт Дюрер. Дневники. Письма, Трактаты, главы из которого и вошли в это издание.
«Дюрер и его эпоха» - Великолепная коллеция марок Воронцова А.Ю. (Смоленское областное отделение СФР)

А.Дюрер, книги, филателия, художники

Previous post Next post
Up