В народном эпосе русов рефреном проходит образ моря. Море, безусловно, образ поэтичный, но вряд ли только этим можно объяснить обращение русов к морским просторам в сказаниях и былинах, в том числе в Слове о полку Игореве.
Через осознание принадлежности древних русов к скифской общности народов мы начинаем понимать, что иначе и быть не могло. Именно эти глубокие корни, на мой взгляд, вызывают в сказаниях русов образ южного моря, в древности называвшегося Великим, Донским и даже Русским.
В
предыдущей главе мы увидели, что есть основания поискать Трою на берегах именно этого моря. Однако Черное море, хотя и внутреннее, но все же не садовый пруд. Куда нам направиться в поисках?
Нас с завидным упорством убеждают, что Троя была на побережье Средиземного моря недалеко от современных Дарданелл и обосновывают место ее расположения не только сведениями из «античных» источников, но и удачным географическим положением (контроль пролива и т.п.)
Поэтому мы пойдем от противного и обозначим район будущих поисков Трои в Северном Причерноморье по соседству с аналогичным проливом, т.е. Керченским. Поскольку через него проходил важный торговый и легендарный «путь быка», в значимости географического положения этого пролива сомневаться трудно.
Косвенным аргументом в пользу поисков Трои в Северном Причерноморье является глубокая древность скифов. А одним из главных указаний на такую возможность является свидетельство Диодора о том, что легендарный предок троянцев Дардан был скифским царем. Ведь страна скифов берет свое начало именно в Северном Причерноморье.
Но для того, чтобы глубоко обосновать нашу гипотезу, нам следует убедиться, что в Северное Причерноморье приводит много путеводных нитей.
Начнем мы с «античных» легенд и мифов. Они напрямую на троянский след не укажут, но дадут нам понимание насколько «античность» была связана с Северным Причерноморьем.
По легенде, которую приводит Геродот, от Зевса у дочери реки Борисфена (Днепра) родился сын Таргитай, который стал родоначальником скифов. Т.е. Зевс не гнушался посещением этих мест в целях, так сказать, культурного отдыха. Интересно, что Б.А. Рыбаков в книге “Язычество Древней Руси” сопоставляет с Таргитаем Аполлона Таргелия, в честь которого в «Древней Греции» проводились празднества, посвященные первым плодам.
Геродот приводит и альтернативную легенду происхождения скифов. Геракл гнал быков (!) Гериона в землях, которые потом назвали Скифией. Там у него от местной богини, полудевы-полузмеи родились три сына. Только один из них по имени Скиф смог натянуть лук Геракла и надеть его пояс, он то и стал родоначальником скифов. Двое других сыновей стали родоначальниками народов, входящих в скифскую общность.
Эта легенда, как ни странно, помимо всего прочего подтверждает связь между скифами и русами. В скифских курганах обнаружены изображения этой богини.
Но к ней проводят параллели от барельефов соборов и орнаментов вышивок. Также всем известны так называемые змеевики, которые находят в Средней России.
Как мы знаем, все тот же Геракл освободил Прометея, по Псевдо-Аполлодору прикованного на Кавказе. По Геродору Гераклейскому Прометей был не только титан, но и царь скифов. А Проперций (I век до н.э.) говорит, что Прометей создатель людей. Интересно, что Прометей присутствует в нартском эпосе Северного Кавказа. Например, сюжет чеченской легенды о нарте Пхармате во многом схож с рассказом о Прометее, приводимом «античными» авторами.
Один из подвигов Геракла заключался в том, чтобы отобрать пояс у царицы амазонок Ипполиты. По версии Квинта Смирнского (IV век н.э.) Ипполита - сестра амазонки Пенфесилеи, которая впоследствии участвовала в Троянской войне на стороне царя Приама. Амазонок, как мы знаем, древние писатели локализовали в районе Северного Кавказа.
Мне могут возразить, что пояс Геракл отбирал у Ипполиты на реке Термодон в Малой Азии, куда тоже помещают амазонок.
Однако в схолиях к «Илиаде» говорится, что амазонки были «вскормлены у Термодона, реки в Скифии». К тому же Термодон, это «теплая река». И хотя «термо» (θερμός) вроде как греческого происхождения, но «дон» (dānu), исконно скифо-сарматского. И свойственен «дон» именно названиям в Скифии (Дон, Кармадон, Гизельдон, Ардон, Геналдон и др.). Кстати название Кармадон происходит от осетинского «хъæрм» - тёплый.
Думаю, это дает нам основания не принимать в расчет малоазийскую версию амазонок, считая ее более поздним отражением.
Аргонавты по Диодору на пути за золотым руном сначала направились в землю тавров (т.е. в один из городов Крыма), где царствовал Перс, брат Ээта царя Колхиды. На обратном пути аргонавты тоже посещали Северное Причерноморье.
Кстати, Геродот пишет, что когда аргонавты похитили Медею, царь Колхиды направил в Элладу посланника с требованием вернуть ее. Но если запросто был направлен посланник, значит добраться из Колхиды до Эллады было делом не трудным.
А может быть «Эллада» в те времена располагалась где-нибудь на юго-восточном побережье Черного моря, где мы находим еще одни Афины?
Но все-таки, на мой взгляд, в поисках родины аргонавтов следует обратить взгляды на Северное Причерноморье. Ведь имя их предводителя Ясона (Язона) перекликается с ясами и языгами. А наличие сцены с руном на золотой пекторали из скифского кургана «Толстая могила» также говорит в пользу этого предположения.
Есть еще один полулегендарный гипербореец-скиф, которого упоминают «античные» авторы. Это мудрец Абарид (Абарис), о котором сообщает еще Геродот. Ямвлих (рубеж III-IV веков) писал, что Абарид «был старшим и самым опытным в богослужении жрецом Аполлона». В произведениях Гераклида Понтийского (IV век до н.э.) приведен список теологических и мифологических сочинений, приписываемых Абариду. Интересно как Страбон (рубеж I в. до н.э. - I в н.э.) характеризует Абарида-Абариса: “Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость”.
Наверное, на этом мы можем остановиться. Для того чтобы увидеть скифскую составляющую во многих «античных» легендах, приведенных примеров, на мой взгляд, больше чем достаточно. Следует также принять во внимание, что ряд свидетельств говорит о высокой культуре скифов.
Более конкретно на троянский след в Северном Причерноморье могли бы указать скифские корни богов, которых позиционируют в Илиаде как сторонников троянцев. Согласитесь, если мы скифских корней у троянских богов не увидим, это будет серьезный аргумент против нашей гипотезы.
Аполлона, бога гиперборейского, т.е. скифского мы разбирали достаточно подробно в нашем
прошлом исследовании и даже пришли к выводу, что Аполлон и Дажьбог, это одно и то же божество.
Артемида, это сестра-близнец Аполлона. Если Аполлон это воплощение солнца, то Артемида - луны. Она почиталась в Северном Причерноморье так же, как и ее брат Аполлон. Исходя из лирики Пиндара (VI век до н.э.), Артемида тоже гиперборейская богиня. Он пишет о том, что Геракла, достигшего «земель, что за спиной у ледяного Борея», встретила Артемида. А мы уже знаем, что гиперборейцев «античные» авторы часто отождествляли со скифами.
Говоря об Артемиде, следует вспомнить еще одного персонажа «античной» мифологии и сюжета о Троянской войне, Ифигению. Геродот сообщает, что по собственным словам одного из народов Северного Причерноморья - тавров, «богиня, которой они приносят жертвы… это дочь Агамемнона Ифигения». Как мы помним, по легенде Ифигению должны были принести в жертву Артемиде, но она перенесла Ифигению в Тавриду (Крым), где сделала своей жрицей, а впоследствии (по версии Гесиода), бессмертной богиней чародейства Гекатой. Исходя из работ советского-российского филолога А.И. Зайцева, Геката может отождествляться с Артемидой. А энциклопедия Брокгауза и Эфрона сообщает, что Ифигения это древний эпитет Артемиды.
Попутно возникает вопрос, если тавры приносят жертвы Ифигении как дочери Агамемнона, то не являются ли они соавторами легенды о ней и эпоса о Троянской войне?
Нельзя не вспомнить и богиню Лето, которая хотя и не упоминается среди богов, поддерживавших троянцев, но это мать Аполлона и Артемиды. Академик Рыбаков связывает богиню Лето со славянской богиней весны, весенней пахоты и сева, покровительницей брака и любви Ладой. В свою очередь польский историк XVI века М. Меховский отождествляет славянскую Ладу с Ледой, матерью Кастора и Полидевка (братьев Диоскуров), Клитемнестры и… Елены троянской.
На стороне троянцев была и Афродита. По словам Геродота в скифском пантеоне присутствовала Афродита Небесная. Греческое «Афродита», это не имя, а эпитет «пенорожденная» (ἀφρός - пена). По Павсанию Афродита богиня не только браков, но и родов, а по Эсхилу - плодородия, что позволяет увидеть связь с богиней Лето (Ладой). Тем более, что в средневековом энциклопедическом словаре Mater Verborum (IX век) Лада соотносится с Венерой, более поздней римской версией Афродиты.
Арес (Арей) тоже поддерживал троянцев. В Одиссее говорится о том, что Афродита была возлюбленной Арея. По одной из легенд именно в результате связи Арея и Афродиты возникло племя амазонок. Геродот пишет о том, что Арей был весьма почитаем у скифов, и ему возводились кумиры, алтари и храмы. Кстати, имя Арей вполне сопоставимо с праславянским jaro, jarb, jarovb со значениями яровой, яростный, жаркий.
Как мы видим, у всех богов, поддерживавших троянцев, были глубокие скифские корни.
То, что троянские боги названы греческими именами, не должно нас смущать. Геродот, например, перечисляя египетских богов, называет их по-гречески. Судя по всему, имена богов использовались не как собственные, а как нарицательные.
Об этом может говорить пример из Илиады. Хотя Афина-Паллада по Гомеру и дальнейшей традиции изображается на стороне ахейцев (в том числе и афинян), она же была покровительницей Трои. Как мы помним, в Трое находился дар Афины палладий (паладион) с ее изображением, который делал Трою неприступной. В те времена имя Афины могло еще не отождествляться с Грецией, но скорее всего у скифов-троянцев было другое имя богини с функциями Афины.
Геродот Афину среди скифских богов не упоминает, но пишет, что прежде всего, скифы поклоняются Гестии (т.е. целомудренной богине домашнего очага). Не уверен, можно ли соотнести троянскую Афину со скифской Гестией. Однако по отношению к Афине часто применяется эпитет «Парфенос» (т.е. дева), она не чужда ремеслам, искусствам и целительству. По Еврипиду, при рождении Афины из головы Зевса ее принял Прометей, который, как мы уже знаем, был царем скифов.
Да и людей Прометей создавал в присутствии Афины. Не иначе этими людьми были скифы, самый древний народ по Помпею Трогу и Петавиусу.
Одним из священных символов Афины была сова, изображения которой можно увидеть на монетах и подвесках скифского царя Скила (V век до н.э.), а также на флагах и гербах Тартарии (на иллюстрации флаг с таблицы 1783 года, изданной в Лондоне).
К слову сказать, подчас с удивлением читаю исследования на тему «к каким языкам можно отнести скифские имена богов, приведенные Геродотом». У него только одно название скифского Зевса «Папей» видимо почти правильное из-за того, что по-гречески слово папа (πάππας) произносится похоже. Да и то, скорее это эпитет «Отец», а не имя бога. А как можно всерьез анализировать всяких гойтосиров и прочих аргимпас, если их имена могут быть искажены до неузнаваемости.
Пример такого искажения мы видим в названиях днепровских порогов в книге «Об управлении империей» ромейского басилевса Константина Багрянородного (X век). Историк XIX века Д.Иловайский пишет: «…возьмем… название одного порога «Есупи». Не прибавь Константин, что это значит «не спи» или «не спать», много пришлось бы ломать голову, чтобы дойти до такого смысла. От XVI века название этого порога дошло до нас в форме Будило». Вот вам и «Есупи».
У Константина Багрянородного названия большинства днепровских порогов настолько искажены, что это позволяет отдельным «историкам» обращаться к ним для поиска германских корней и обоснования «норманнской теории». Хочется добавить, что у Константина упоминается город, который идентифицируют с Любечем. Константин называет его Телиутца. Не иначе пора пойти по стопам норманнистов и поискать наши корни среди ацтеков.
Думаю, в старых текстах массово искажены не только славянские названия. Поэтому, на мой взгляд, использовать интерпретации «древними» авторами иностранных слов для составления словарей, соотносить получившееся с тем или иным языком и на этом основании делать выводы об «исчезнувших» народах и «мертвых» языках, по меньшей мере, неразумно.
Кстати, вы помните легенду Геродота об одноглазых аримаспах, живущих за скифами и сражающихся из-за золота с грифонами?
Видимо будучи знакомым с работой Константина Багрянородного, русский историк XIX века Егор Классен выдвигает интересную версию про аримаспов, которая после Есупи не кажется такой уж невероятной. Он предположил, что одноглазые аримаспы, это греческая интерпретация славянского племени «кривичи».
Но вернемся к основной теме нашего исследования. Для локализации Трои в Северном Причерноморье следует рассмотреть и пути подхода войск.
Как добирались ахейцы, мы подробно разбирать не будем. Аргонавты дошли морем до Колхиды и обратно, а посланник царя Колхиды спокойно добирался в Элладу. Если исходить из этого, то и ахейцы могли без больших проблем прибыть к стенам Трои, даже если она находилась в Северном Причерноморье.
Мы вспомним только, что город Мирмекий на крымском берегу Азовского моря считают родиной Ахилла, которого относят к русам (Лев Диакон).
А также разберем один любопытный, на мой взгляд, эпизод из «Дневника Троянской войны» Диктиса Критского, который сейчас считают апокрифом.
Диктис пишет, что в Авлиде (где собирались силы ахейцев) после несостоявшегося жертвоприношения Ифигении, Ахилл и другие организаторы этого действа передали ее тайно скифскому царю, правившему в то время.
Автор примечаний к тексту Диктиса блещет эрудицией: «Каким образом Ахилл и все прочие нашли в Авлиде скифского царя, остается тайной».
А у меня, при сопоставлении свидетельства Диктиса с информацией Геродота о поклонении тавров Ифигении, возникает вопрос, где на самом деле была Авлида?
Рассмотреть, как могли добраться до Трои ее союзники, мне кажется, надо в деталях. Это может стать одним из основных аргументов в пользу нашей гипотезы о размещении Трои в Северном Причерноморье.
Амазонки (амазоны), как мы уже знаем, располагались за Северным Кавказом на восток от Дона.
Гализонов, которые в Илиаде из «Аливы далекой», канонические историки почему-то отождествляют с халибами в Малой Азии. Вместе с тем, Геродот локализует недалеко от Ольвии ализонов. Вот, что он пишет: «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов (Ольвии - прим. моё)… обитают каллипиды - эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны». Думаю, очень близкое звучание в названии, как народов, так и городов дает нам основания говорить о том, что ализоны Геродота и гализоны из Илиады, это одно и то же.
Каноническое место проживания ликийцев и киликийцев от Северного Причерноморья далеко в Средиземном море. Особенно большое расстояние до Северного Причерноморья от канонических киликийцев, которых помещают невдалеке от современной Сирии.
Вместе с тем на исторической карте XVII века мы находим на южном побережье Черного моря речку Ликус недалеко от Боспора фракийского, а также остров Киликум на юго-востоке Черного моря. Таким образом, мы нашли в пределах досягаемости географические названия, соответствующие ликийцам и киликийцам.
Однако ликийцы могли жить еще ближе к Северному Причерноморью. Предводителем ликийцев был Сарпедон, город имени которого мы находим во Фракии на западном побережье Донского моря.
А еще одна река Ликус вообще впадает в Азовское море.
По-древнегречески ликус, это волк. И в современности есть реки с названием Волчья севернее Азовского моря в доступности от Северного Причерноморья, например приток Самары. Итог в наших поисках ликийцев подводит «Равеннский аноним» (VII век), который сообщает о том, что около Меотиды существовала страна Ликания.
Каноническое расположение энетов, пафлагонцев и киконов (кавконов) на южном побережье Евксинского Понта, думаю, не помешает нашей версии о размещении Трое в Северном Причерноморье, поэтому поиски альтернативных мест их проживания мы проводить не будем.
Хотя кавконы перекликаются с Кавказом, а энеты с венедами. Энетов мы находим не только в Малой Азии, но и около будущей Венеции на исторической карте 1594 года, иллюстрирующей троянские события. Судя по названию города Троя, можно предположить, что карта показывает ситуацию уже после Троянской войны.
Про пеласгов пишут, что античные авторы находят их в таком количестве регионов, что это ставит в тупик и древних, и современных исследователей. По словам Страбона, «пеласги были племенем, постоянно кочевавшим и весьма подвижным». Он отмечает, что кавконов в Вифинии некоторые называли пеласгами, а кавконов мы только что разбирали.
Лелегов по канонической версии помещают на юге Балканского полуострова. Однако Страбон пишет о скифских племенах, которые называются гелы (елы) и леги, проживающих на северо-востоке Кавказа. Может быть созвучие в названиях, это очередное совпадение, но, согласитесь, совпадений мы находим слишком много. Поэтому сомнения, полагаю, мы можем толковать в свою пользу.
Фракийцы. Страбон говорит о том, что значительная часть Фракии относилась к Малой Скифии. Интересно, что Плиний Старший (I век) называет фракийцев народом, одним из сильнейших в Европе. Также он говорит, что, несомненно, прекраснейшие из городов Фракии расположены на черноморском побережье.
Описывая подход фракийцев к Трое, Диктис Критский сообщает, что фракийский царь Рес пришел, «немного замедлив у полуострова, который расположен перед городом, соединяясь с его материком…». Диктиса в комментариях к тексту, конечно же, обвиняют в незнании географии, дескать, около Трои нет никакого полуострова. Но если Троя находилась восточнее Херсонеса Таврического, и морем, и посуху из Фракии в эти места можно добраться только мимо полуострова.
Фригийцы. Страбон говорит, что фригийцы (бригийцы) это фракийское племя, переселившееся в Малую Азию. Они могли прийти на помощь Трое из Фракии еще до переселения, в пользу чего говорит город Фригия на черноморском побережье недалеко от города Византий. Да и археологические раскопки указывают на то, что народ, отождествляемый с фригийцами, поселился в Малой Азии видимо уже после Троянской войны.
На карах (карийцах) придется остановиться подробно. В Илиаде упоминается Милет, как город каров. Мы естественно помним про Милет на средиземноморском побережье Малой Азии.
Однако есть Милет (Милетополис) и в Северном Причерноморье. Это еще одно название Ольвии. Правда канонические историки считают Ольвию колонией малоазийских милетцев.
Вместе с тем, Геродот (V век до н.э.) указывает, что эллины, жившие в Ольвии, звали себя ольвиополитами, а скифов-земледельцев, живущих в тех местах и севернее, называли борисфенитами. Сами же борисфениты (т.е. скифы-земледельцы), по словам Геродота, называли себя милетянами.
Если понимать свидетельство Геродота буквально, то милетяне, это не пришлые колонизаторы, а самоназвание одного из скифских народов.
Интересно, что Плиний Старший (I век) дает названия Ольвиополис и Милетополис городу на Борисфене (Днепре), отстоящему от моря на 15 миль выше по течению. Век спустя, Птолемей называет этот город Метрополис. По-древнегречески, как можно догадаться, метрополис (μητρό-πολις, дор. ματρόπολις), это метрополия, главный город, столица. Есть даже значение у этого слова - родина.
Можно предположить, что путаница с названиями вызвана наличием столичных функций сначала у более древней Ольвии-Милетополиса. В пользу этого говорит свидетельство Геродота, что в Ольвии был дворец царя скифов Скила. Впоследствии столица могла быть перенесена в другой (возможно более новый) город выше по Днепру.
Но в любом случае, наличие царской резиденции скифов вряд ли может ставить город в разряд колоний.
В своей работе
«Греческая колонизация Средиземноморья» М.А. Колесников сообщает о сохранившемся в милетской эпиграфике декрете второй половины IV века до н.э. об установлении исополитии (равноправия) между малоазийским Милетом и Ольвией. Колесников говорит о том, что эти два города могли быть связаны исополитией изначально, и в этом случае связи между Ольвией и Милетом следует признать более тесными, чем это можно ожидать в обычных отношениях между метрополией и колонией.
Теперь надо вспомнить, что в середине VII века до н. э. из Северного Причерноморья в Малую Азию вторглись киммерийцы и воевали, как утверждает каноническая история, в том числе с малоазийским Милетом или как он там назывался.
В качестве древних упоминаний малоазийского Милета хеттские Millawanda/Milawata и микенская «mi-ra-ti-ja», если честно, как-то не очень впечатляют.
Так может быть название Милет пришло в Малую Азию из Северного Причерноморья в результате нашествия киммерийцев?
Но мы забыли, что эти киммерийцы должны были быть карийцами (карами). Однако у нас есть две Карии на выбор: несколько южнее устья Истра (Дуная) и около Меотиды.
Трудно сказать, откуда пришли на помощь Трое скифы-милетяне-кары, но похоже, что не из Малой Азии.
Если говорить о мисийцах, то Мисий (Мизий) тоже много - в Малой Азии, современной Болгарии и на Каспии. Какую Мисию (Мизию) рассматривать?
Страбон по этому поводу писал, что мисийцы также являются фракийцами и живут они по обеим сторонам Истра (Дуная). По мнению Страбона, в Илиаде Гомер имеет в виду именно Европейских мисийцев, а не тех, которых изображают в Малой Азии. От устья Дуная, как мы знаем, не то что до Северного Причерноморья, даже до Колхиды рукой подать.
Пеоны. С пеонами у «античных» авторов незадача. На одной из исторических карт XVIII века мы находим Пеонию рядом с Дунаем, что позволяет Пеонам спуститься по нему и добраться до Северного Причерноморья.
Но в Илиаде говорится, что пеоны жили далеко в странах Амидона, где катится Аксий широкий, который чистейшей водою поит священную Эю. Поскольку Аксием считается река Вардар, впадающая в Мраморное море, каноническим местом локализации пеонов считается местность между древней Македонией и Фракией.
Однако ряд авторов, например, Евстафий Солунский (XI век) отмечают некоторые странности, т.к. Вардар, река мутная, и его воды чистейшими ну никак не назовешь.
Вместе с тем, название Амидон выглядит скифо-сарматским (скифо-сарматское dānu мы разбирали выше), а Птолемей между Днестром и Южным Бугом указывает реку Аксиак, чье название уж очень созвучно с Аксием. К тому же от Греции Аксиак действительно расположен далеко.
Аксиак отождествляют с пересыхающей речкой Тилигул. Но до XX века Тилигул был рекой полноводной и судоходной. Тилигульский лиман, принимающий в себя воды реки, является одним из самых чистых и прозрачных в Северо-Западном Причерноморье. В нижней правобережной части лимана находятся остатки античного поселения.
Также Евстафий, видимо имея в виду малоазийскую Трою, писал: «если у греков под Троей были союзники из Пеонии, то трудно себе представить, чтобы к троянцам прибыли союзники из упомянутой более отдаленной области Пеонии».
По всей видимости, Пеония, как это водилось у «античных» авторов, могла быть не одна, а расположение Трои в Северном Причерноморье даже для канонической Пеонии снимает проблему, о которой говорит Евстафий.
Дарданы (дарданцы). С этим народом в канонической версии тоже путаница. С одной стороны их помещают на территории современного Косово и Южной Сербии. С другой стороны, они должны были быть соседями троянцев, т.к. их легендарный город Дардания стоял у подножия горы Иды, с которой по Илиаде боги следили за событиями возле Трои.
Название пролива Дарданеллы возводят к этим событиям. К гомеровским дарданам относятся также и тевкры.
Вместе с тем, Дарданеллы назывались раньше Геллеспонт, и это наименование совпадает с одним из древних названий Днепра.
А в Северном Причерноморье в древности отмечаются два народа тавры и дандары (дандарии), которые созвучны соответственно тевкрам и дарданам.
Точку в этом вопросе ставит «Равеннский аноним», в котором указано: «В девятом часе ночи находится страна амазонок, как ее назвали древние после того, как амазонки, как мы прочли, спустились с Кавказских гор. …а перед ней располагается обширная древняя Дардания, а за ней, или лучше сказать, - сбоку, находятся большие болота, которые называются Меотийскими».
Таким образом, мы нашли третье по счету место проживания дарданов, называемое «древней Дарданией», которое можно локализовать на тарритории нынешних Ставрополья и Краснодарского края. По всей видимости, это и есть настоящая родина легендарного царя скифов и предка троянцев Дардана, а значит и гора Ида где-то неподалеку.
Были среди союзников троянцев и достаточно экзотические, из «Эфиопии» и «Малой Индии». Однако на расположение «Эфиопии» может указать имя одного из предводителей «эфиопов» - Перс. Кстати Павсаний (II век) отождествляет этих «эфиопов» именно с персами. Войска союзных троянцам «эфиопов»-персов могли попасть в Северное Причерноморье не только морем от юго-восточного берега Евксинского Понта, но и посуху, например, через Большой Кавказский проход.
Кстати, Диктис Критский сообщает, что царь Мемнон привел «эфиопов» и «индийцев» с отрогов горы Кавказ. В комментариях к тексту, конечно, указывается на ошибку Диктиса, поскольку к малоазийской Трое через Кавказ персы никак не попадут. Однако версия о расположении Трои в Северном Причерноморье сразу все ставит на свои места. Потому что свидетельство Диктиса можно понимать и как движение войск Мемнона из Персии через Кавказ.
Мы рассмотрели подавляющее большинство союзников троянцев по Илиаде, Диктису Критскому и Дарету Фригийскому.
Однако в Лицевом летописном своде Ивана Грозного (XVI век) приводятся еще несколько, на мой взгляд, весьма интересных союзников.
Там, в частности, говорится, что в Трою прибыло подкрепление из царства Василейского. Помпоний Мела (I век) и Плиний Старший говорят о том, что народ василиды (базилиды) тоже жили в Северном Причерноморье.
Мы знаем, что по-гречески βασιλεύς, это царь. Таким образом, скорее всего мы находим в числе союзников троянцев пресловутых царских скифов, описанных Геродотом. А имя предводителя василидов Сарпед созвучно со словом царь, которое при желании можно увидеть и в таких географических названиях, как Саратов, Саранск, Саров, Сарай и Сараево, а также в названии народа сарматы.
Также по Лицевому своду к троянцам пришли союзники из «царства, называемого Трасия, что в восточной стороне». Может быть, это уже рассмотренная нами Фракия? Но Фракия расположена к юго-западу от Северного Причерноморья.
Однако фракийцев уже упоминал Дарет Фригийский. А Лицевой свод оговаривает, что в нем приводится перечень троянских союзников, не упомянутых Даретом. Интересно, что Страбон говорит о каких-то фракийцах, перекочевавших на Северный Кавказ и имевших стычку с амазонками. А это как раз получается восточнее предполагаемых нами мест расположения Трои.
Анализ союзников троянцев можно провести гораздо глубже и осталось еще несколько союзников. Но, как мы убедились, подавляющее большинство упомянутых различными источниками союзников троянцев могли добраться без больших проблем до северного побережья Донского моря, а многие проживали в Северном Причерноморье.
А теперь после может быть несколько утомительного, но, на мой взгляд, необходимого перечисления союзников троянцев, давайте посмотрим на карту, иллюстрирующую
курганную гипотезу миграции индоевропейцев с IV по I тысячелетие до нашей эры. И давайте сравним ее с подходящими нам каноническими и обнаруженными нами альтернативными местами проживания союзников троянцев.
Пурпурная и красная области на карте практически соответствуют союзникам троянцев, а оранжевая область обозначает границу миграции уже к 1000 году до нашей эры, т.е. спустя 200-300 лет после канонической датировки Троянской войны.
Здесь обнаруживается очень интересная вещь. Согласно курганной гипотезе в период Троянской войны (XIII век до н.э.), ни в районе шлимановской Трои, ни в Греции теоретически могло не быть индоевропейцев, т.е. народов, говорящих на индоевропейских языках, к которым относится и греческий.
С троянцами и их союзниками мы разобрались, они по нашей версии находятся как раз на территории предполагаемой прародины индоевропейцев или рядом с ней. Но тогда кто такие ахейцы, заселившие Грецию, как нам говорит каноническая история, с начала II тысячелетия до нашей эры? Не иначе это любимые каноническими историками, но набившие всем нам оскомину «монголы».
Если же серьезно, не кажется ли вам нарочитым, что с одной стороны, наши народы отрывают от Северного Причерноморья, объявляя их более «молодыми», а с другой стороны, в месте нашего исконного проживания, где действительно сосредоточена настоящая древность, предполагают прародину всех (!) индоевропейцев?
А как же тогда слова почитаемого каноническими историками Петавиуса, который называет скифов матерью всех переселений народов?
Можно предположить, что гипотезы о великих переселениях и курганная гипотеза (в части "индоевропейцев") одного поля ягоды. Вероятно очень не хочется западным европейцам признавать, что вовсе не они вышли из Северного Причерноморья, что это были наши предки скифы, которые принесли носителям
«доиндоевропейского субстрата» в Западную Европу культуру и еще много чего полезного.
Думаю, теперь мы можем уверенно приступать к поискам Трои в Северном Причерноморье. Но для того, чтобы поставить точку в этом вопросе, давайте рассмотрим еще два свидетельства, связанных между собой.
В Лицевом своде Ивана Грозного говорится, что троянский царевич Гектор «находился в Паннонских землях, подчиняя их троянскому скипетру».
Поход Гектора в Паннонию (видимо в северную часть Югославии) из шлимановской Трои, мягко скажем, маловероятен, а из Северного Причерноморья еще как возможен по Дунаю и его притокам. Тем более, что ниже Паннонии по течению Дуная локализованы союзные троянцам мизийцы и фракийцы.
По-моему, в рамках нашей гипотезы расположения Трои в Северном Причерноморье очень логичным выглядит союз наших предков скифов-троянцев с народами, жившими в современных землях южных славян и рядом с этими землями. Южных славян, как вы знаете, тоже лишили древней истории.
На основании «Равеннского анонима» мы локализовали древнюю Дарданию около Меотиды в районе современных Ставрополья и Краснодарского края (это была Азия по представлениям древних). В свете посольства (или похода) Гектора в Паннонию, где и до Венеции рукой подать, появление еще одного места проживания дарданов к югу от Паннонии не выглядит чем-то загадочным.
В пользу этого говорит и свидетельство из «Книги истории франков» (VIII век), которое, как мы уже можем понять, не имеет никакого отношения к франкам, и которым я завершаю эту главу: «В Азии находится город троянцев, он называется Илиум, и правил там Эней. Народ был храбр и силен, мужчины [были] полны неукротимой воинственности и вели постоянные войны, пока не подчинили себе окрестные народы. Тогда поднялись короли Греции с большим войском против Энея и сражались с ним в ужасной битве, и много народа троянцев погибло там. Эней бежал оттого и заперся в Илиуме; они же воевали за этот город 10 лет подряд. Когда же они, наконец захватили его, тиран Эней бежал и переселил свой народ для борьбы в Италию. Другие князья [троянцев, такие] как например Приам и Антенор погрузили оставшееся войско, двенадцать тысяч человек, на корабли и провели их в (?) берегов Дона. Они прошли через болота Меотиды в чьей близости они, наконец, прибыли в Паннонию и выстроили город, которому дали, в память о своих предках, название Сикамбрия, там жили они много лет и стали большим народом».
Читать далее:
Глава 3. Три версии и одно предположение