НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ, где штангой ворот служил старый тополь, дымился костёр. Листья со «штанги» осыпались в огонь.
Наталия стояла под деревом и думала, что самое удачное в её сочинении - футбольные ворота. Даже дедушка Лев Толстой не придумал бы такого. А уж про Торопову и говорить нечего! Наверное, авторучку не пожалела, до стержня прогрызла, пока не выдала свой шедевр: «Помещики жили в роскоши и угнетали крестьян». Жаль, что Полина Леонидовна только лучшие сочинения зачитывает. Обидно, что с топоровской «классикой» никто не познакомился. Пусть бы Митюня послушал... Послушал бы - и сделал однозначный вывод: передвигаться вприпрыжку, как Торопова, могут тысячи девчонок. А вот изящно выразиться, стремительно подхватить развёрнутую учителем тему дано не каждому. Вернее, никому не дано! Кроме Наталии. Единственной из девятого класса.
Наталия улыбнулась. Футбольные ворота!.. До чего же хороша литературная находка! Наталия начала цитировать саму себя...
«МАЛЬЧИКА ЗВАЛИ Никитой. Был он бледен. Ещё бы! В своей роскошной постели под балдахином валялся до полудня. А умывался тёплой водой, которую ему подносил старый слуга. Слуга и одеваться помогал Никите. До зарядки ли было бледнолицему помещику?
Я посмотрела на него и заявила:
- Тебе надо заняться спортом. Футболом, например. У наших мальчишек это любимая игра.- Хотя знала, бледность с лица Никиты не сойдет никогда. Даже футбол не поможет...».
Вот как следует начинать школьное сочинение, Гэ. Вэ. Торопова! Ни одной лишней фразы! Каждая потом сработает на сюжет! А тему сочинения достаточно определить в подзаголовке: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ».
И уж вовсе незачем описывать эту самую машину. Не ради неё огород городится. Полина Леонидовна, объясняя задание, ясно сказала: «Нужно отразить социальную несправедливость прошлого века!». Учителей-то слушать надо, Торопова! Уметь слушать! А ты, верста коломенская, про машину уловила - и снова на Митяя отвлеклась. Даже вполоборота села, чтобы лучше его видеть. Будто другим не хотелось на Митяя оглянуться. Но другие слушали в оба уха. И начали рассказ не так безвкусно и примитивно, как ты: «Я уселась в машину времени!». Хотя бы свои внешние данные использовала, несчастная. Написала бы: «Я легко впрыгнула в машину, вскочила за пульт!». У тебя есть такая одноклассница Наталия по кличке Тюф-Тюф... Вот она могла «сесть» - прочно, основательно! - прогнув днище этой твоей дурацкой машины.
А ты же козочка... Ты - «взбежала», «вспорхнула», «взлетела»... Вз-вз-вз! - оса противная!
Наталия нехотя вспомнила, как однажды Торопова опоздала на урок. Полина Леонидовна поинтересовалась:
- Все на месте?
И Митюня высунулся:
- Тороповой нет!
- Где?
- В библиотеку упорхнула, козочка! - легкомысленно ответил Митька. И даже не заметил, что больно ранил Наталию с её совершенным чутьем на слово. «Упорхнула» - это ведь уже окраска, Митенька... И «козочка» - не нейтральное словечко! Нас, юных филологов, на мякине не проведёшь!
Наталии, как обычно, стало плохо. И как обычно, она приписала свое дурное настроение Тороповой. Даже сейчас, в миг победы, умудрилась о себе напомнить, козочка.
Коза в машине времени: «Я дернула за верёвочку, и подо мной что-то зашипело...». Солидол под вами, Торопова, зашипел. Полный 21 век: «Колёсики завертелись, рычаги задвигались...» Аппарат, описанный вами, Торопова, только солидолом и смазывать. Он полностью соответствует уровню ваших социальных обличений. Нет, Галина Владимировна, умом вы в сочинении не блеснули. А настоящие мужчины глупых стрекоз не уважают! Праздник к Наталии потихоньку возвращался.
Позавчера, заканчивая урок, Полина Леонидовна написала на доске своим правильным почерком: Путешествие на машине времени.
- Это тема домашнего сочинения, - сказала она. - Нужно отразить социальную несправедливость... Торопова, не вертись!
А то бы Наталия знала, что Торопова глазеет на Митяя. Не знала б, если бы не окрик Полины Леонидовны. Нельзя было Наталье отвлекаться и наблюдать, кто любуется Митяем. Здесь так: либо добиваться, чтобы на следующем уроке твое сочинение прочитали в числе лучших, либо откровенно сесть вполоборота и не сводить глаз с Митьки. И безвозвратно упустить ключик к успеху!
Хорошо написать можно о чём угодно, о машине времени, о солидоле, шипящем, как сало на сковородке. Но чтобы учитель декламировал потом твой опус - нужно писать точно. Дело нехитрое... Наспех объясняя задание, Полина Леонидовна выдаёт много деталей, фактов, поворотов мысли - много желаемого. Вот и тогда пошла-поехала...
- Коснитесь контрастов! С одной стороны - дворцы, балдахины, шикарные одеяния, с другой - рубища, убогие избёнки угнетённого класса. Поройтесь в дополнительных источниках. Какие-то факты помогут вам оживить историю. Например, дворяне, да будет вам известно, часто страдали гемофилией, несворачиваемостью крови. Эта болезнь ярко свидетельствовала о нежелании делиться привилегиями: дворяне не хотели брать мужа или жену из других социальных слоев... Таким образом, родственный круг все сужался, сужался... Торопова, не вертись!
«Глазеет, - злорадно отметила Наталия, - и гемофилию пропустила! Поглядим, на кого ты будешь оглядываться на следующем уроке!»
«Гемофилию» Наталия записала после «балдахина». Дело, сказано уже, нехитрое. Потом Полина Леонидовна забудет, к чему призывала свой класс. И страшно удивится, что какая-то девочка (а внешне и не подумаешь!) так согласно с ней мыслит. Как не обогреть такую девочку? Как не порадеть родному человечку?
Дома, прежде чем браться за сочинение, Наталия полистала свой блокнотик. Задержалась на тех страницах, где законспектированы откровения Полины Леонидовны. По самым разным поводам. На самых разных уроках. Этот дневничок Наталия начала вести с Первого сентября. Думала, на экзаменах пригодится. Оказалось - раньше! Как только Торопова встала на пути.
Цитаты «из Полины Леонидовны» занимали пять страниц, а самая первая была датирована Днём Знаний.
«Я так люблю бордовые астры!» - прочитала Наталия эту запись и обрадовалась. Хороша затея! Забыла ведь уже, как Первого сентября Полина Леонидовна ткнулась лицом в букет и счастливо засмеялась: «Так люблю бордовые астры!» А такие вещи забывать нельзя! По крайней мере, до выпускного!..
Пригодились недавние записи! Всё понадобилось для домашнего сочинения!
«МЫ С юным помещиком Никитой вышли во двор усадьбы.
- Что такое футбол? - спросил он.
Я охотно объяснила.
- Слуга, - Никита хлопнул в ладони. - Позвать сюда папиньку.
Когда отец Никиты пришёл, Никита сказал ему:
- Мне нужно футбольное поле. Прикажи поставить ворота. Вон там, на лужайке нашего английского парка. Я хочу играть с этой интересной девочкой.
Отец согласился. Вскоре в английский парк было согнано сотни две крестьян.
- Чтобы штанги из чистейшего мрамору и малахиту! - кричал отец Никиты и размахивал нагайкой. - А перекладины - не иначе как каслинского литья!
- У нас полевые работы! - пытались сопротивляться крестьяне.
- Молчать! - закричал самодур. - Так хочет мой любимый сын и моя прелестная гостья.
Вскоре ворота были сооружены. Они мерцали мрамором. Завитушки перекладины отливали антрацитом и позолотой и очень украшали английский парк. На футбольном поле росло много астр.
- Жаль, цветы помнутся, - вздохнула я.
- Я не люблю бордовых астр, - ответил Никита...».
НАД СПОРТПЛОЩАДКОЙ заколыхался серый дождь. Железная лодка-качели рядом с футбольными воротами задвигалась в порывах ветра. Наполнившая её вода нервно забилась. Ладошки опавших листьев заходили по свинцовой поверхности, словно успокаивали разволновавшуюся рябь.
Наталия промокла, а Митюня со своими футболистами всё не появлялся. Сидит, поди, в классе и думает про сочинение, которое на последнем уроке прочитала Полина Леонидовна. «РЯД ПРИКЛЮЧЕНИЙ» назвала его Наталия. Но Митяй, конечно, не о приключениях думает. О героине! О внутреннем мире удивительной девочки, которую он когда-то окликал «Тюф-Тюф»! Гадает, простит ли его эта девочка? А что гадать?! В сочинении есть тонкий и остроумный намёк на Натальину взаимность...
« - ТЫ ВСТАНЕШЬ на ворота, - сказала я юному помещику. - Будешь от меня мячи принимать.
Никита встал возле штанги. Напряжённо, но доверчиво на меня посмотрел.
- На-ка, перчатки надень! Мяч-то грязный, - я бросила ему свои ослепительно белые перчатки.
- Испачкаются, - пожалел Никита.
- Ерунда! Для тебя не жалко, - тихо ответила я».
ОХ, ЭТИ белые перчатки!
За неделю до домашнего сочинения тоже шёл дождь. Но мальчишки всё равно гоняли в футбол. А девчонки болели.
Митюха стоял в воротах. Когда мяч улетел на другую часть, притянув к себе игроков, Митяй подошёл к Тороповой.
- Дай перчатки, козочка!
- У меня белые. Испачкаешь, - ответила Торопова.
- А у тебя, Тюф-Тюф, какие?
- Зелёные, - сказала Наталия и протянула свои перчатки Митяю.
Несколько футбольных матчей подряд согревали они вратарские руки! Вечерами бережно стирались, сушились и укладывались в карман куртки. Однажды забыла их дома - даже вернулась с половины пути. Показалось, что что-то разрушится в её жизни, если Митюха привычно бросит: «Тюф-Тюф, перчатки!» - а она разведёт руками.
А сегодня... Наталия, прикрывая ладонью от дождя, вынула из кармана перчатки: бе-лы-е! Отыскала-таки у своих знакомых, насовсем выпросила!
- Тюф-Тюф! Белые ведь! - ужаснётся Митя.
- Ну и что, - тихо скажет Наталия, тем самым подтвердив письменный намек на взаимность. - Для тебя не жалко!
Только пришёл бы Митяй на футбольное поле! Не на шутку, видно, задумался в пустынном классе. Или Торопова отвлекает: «Не мог бы проводить меня?» Впрочем, Торопова теперь не соперница. Митяй поднимет на Торопову невидящие глаза и глухо молвит: «На своей машине времени поезжай, коза! Мне и без тебя есть кого провожать...», - и вновь задумается о сочинении «Ряд приключений».
«МЫ ИГРАЛИ допоздна. Вдруг послышались крики. В гуще английского парка засветились огни факелов. Они приближались.
Никита вдруг замер и ещё сильнее побледнел.
- Кажется, это бунт! - прошептал он. - Наши холопы возмущены, что папинька заставляет их работать.
Я подумала и ответила:
- Нет, Никита, они возмущены, потому что у тебя есть возможность заказать мраморные ворота, а у их детей такой возможности нету.
- Они подожгут усадьбу! Я буду с ними сражаться, - закричал он и вынул откуда-то кинжал.
Времени на раздумье оставалось мало, но моя голова оказалась ясна.
- Решено! Сражаемся вместе, - закричала я. - Но наш союз нужно скрепить кровью. Как у индейцев.
Я выхватила из его рук кинжал. Чиркнула лезвием по своему запястью...»
ДОЖДЬ ЗАЧАСТИЛ. Лодка-качели на спортплощадке всё больше набиралась воды и раскачивалась медленнее. Наконец она наполнилась до краёв. Её железные штанги замерли. С боков лодки заструились тоненькие ручейки. Костерок под тополем-штангой опасливо сжался.
Какой уж тут футбол?
Наталия нащупала в кармане шпильку для волос. Прочертила на коре тополя: «Наталия + Митька». Струйка белёсого дыма от костра с прощальной тоской подвернула под руку, заглянула в лицо. Пахнуло гарью...
«НИКИТА МЕНЯ понял. Он перенял кинжал и сделал то же самое. Я увидела, как по руке побежала кровь. Он протянул руку в мою сторону и приложился своим запястьем к моему. Наша кровь слилась и стала неразличимой. Но я знала, это ненадолго. Моя-то скоро свернётся, спечётся в корочку. В отличие от Никитиной бледной помещичьей крови. Вот как оно обернулось, любезный друг Никита, ваше нежелание делиться привилегиями.
Я смотрела не на Никиту, а на бордовые астры. Потом услышала лёгкий звон. Это упал в траву кинжал. Моей спине становилось жарче и жарче: пылала позади усадьба.
Машина времени, ко мне».
ДЫМ ОТ гаснущего костра попал в глаза. Вытирая их, Наталия развернулась от ветра. И увидела Митьку. Он спускался со школьного крыльца. В сторону площадки даже не смотрел.
- Митька, - что есть духу закричала Наталия. - Иди сюда! Дело есть!
Митюха подошёл. Наталия с надеждой заглянула в его глаза. Глаза были злыми.
- Смотри, что про нас написали, - Наталия показала на тополь.
- Ты и написала, - скупо произнес Митяй. - Такая на всё способна!
И стал уходить, не удостоверившись, сработало или нет Натальино чутьё на слово.
У Наталии закружилась голова. Нанюхалась дыма преющих листьев, да?
- Я тебе перчатки принесла, - попробовала задержать она Митьку. - Насовсем дарю, - но, что перчатки белые, почему-то не сказала.
- От предателей не берём! - ответил Митюха и, кивнув на костёр, вдруг спросил: - Огнём любуешься? Представляешь, как горела квартира Никиты?
Безупречный Натальин слух резануло слово «квартира». Причём тут «квартира»? У помещиков - усадьбы. Начала было объяснять разницу, но потом замолчала. Бессильно сжала кулаки. Забежала впереди Митюхи. Увидела рядом с собой железную лодку и рванула, тяжеленную, на себя. Плотная волна, оголив дно, перехлестнула за корму, рухнула на костровище. Митькины штаны стали мокрыми и покрылись хлопьями сажи. А он лишь сказал:
- Этот огонь ты затушила! Этот-то затушила...
Первая публикация: Шинкаренко Ю. Футбол в помещичьей усадьбе // Уральский следопыт. - 1997. - №10.
Чёрно-белый рисунок - Светлана Падерина (Уральский следопыт, 1997).
ИИ-арт - платформа fusionbrain.ai (Kandinsky 2.1).