В конце апреля я формально передал руководство Союзом юнкоров Свердловской области новым людям. А потом провел с ребятами большой разговор. Обо всем, что имеет отношение к журналистике и что согревало меня на всех этапах моей творческой карьеры.
Разговор с юнкорами. 2023, май. Фото: ДМОО юнкоров Свердловской области.
Я говорил о своих удачах и неудачах. О бурных событиях 1990-х, заставивших меня пристально вглядываться в юношеские субкультуры. О том, как угораздило меня в 2001 году подхватить хиреющий Союз юнкоров, вдохнуть в него свежие силы и с переменным успехом держать эту организацию на плаву в течение 20 с лишним лет. Естественно, с помощью единомышленников.
Без «Нагорных проповедей». Но правила и традиции доведены до общего сведения всех участников юнкоровских сборов «Хорошая погода»-2006. Здесь и далее - фото автора
Я вспоминал о нашей славной «Хорошей погоде», юнкоровских сборах, настрой которых, словно камертон, держал, держит и будет, надеюсь, держать содержание всей юнкоровской работы в области.
Азы взаимоподдержки.
А еще, вылавливая в весенней аудитории живые, заинтересованные глаза ребят, я думал, что пора, наверное, выложить на широкую публику часть моих заметок, относящихся к работе с подростками.
Куратор без гитары - не куратор.
Всё официальное - заявки на сборы, сметы, приказы о безопасности, программы и планы отдельных занятий - все это теперь хранится в Центре документации общественных организаций Свердловской области. И доступно исследователям.
А вот то, что творилось в душе у меня, известно только мне. Некоторыми моментами, мыслями, настроениями, тревогами и радостями поделюсь, предлагая вам отрывки из своего дневника.
2006.08.24
Ребята решили, что для юнкоровских сборов нужен флаг. Ну, кто бы возражал! Долго-долго они там чего-то варились в творческих поисках, и вот, наконец, сегодня я увидел полуфабрикаты: купили оранжевое полотнище (в Екатеринбурге этот цвет давным-давно «узурпирован» юнкорией - такого цвета и флаги, и рубашки в юнкоровских отрядах «Каравелла», «Всадники»). На полотнище решили разместить фотографию крохотного мальчика Максима. Максиму всего годик. Он - племянник ветерана юнкоровского дела Андрея Щербова. И на фото кроха Максик - в бандане с нашей эмблемой.
Сборы 2006 года обогатились новой традицией: старичики придумали и изготовили собственный флаг сборов.
Честно сказать, было сначала желание рационализировать этот процесс: настоять на официальной символике - все-таки областной слет. Но потом махнул рукой… Это же здорово, что Андрей предложил на полотнище портрет своего любимого племяша, а ребята его поддержали. Это и есть то живое, чем отличается строго рассчитанный «проект» от потока жизни, который наши ребята полно и радостно проживают в эти четыре дня, называющихся сборами «Хорошая погода».
На полотнище тонов солнечного восхода юнкоры сделали аппликацию малыша, растущего человека. Символика ясная и понятная. Правда, где у Максима второй носок, не знаю...
Точно так же с банданами. Настояли, что в этом году будут не официозные, как в прошлом, тиражированные, а сделанные своими руками и расписанные акриловыми красками. Аня Шубина взялась организовать такую «банданную» мастерскую. И опять - кто бы возражал. Да, получится несколько корявенько, не так «проектно». Зато - от души и с ощущением, что сборы - это свое, а не то, что придумали какие-то дяденьки-тетеньки.
2006.08.24
В этом году снова отчетливо выявилось, что наши сборы - не разовый проект, не «конечное» мероприятие, но живой организм, который странным образом существует и до августовской встречи и после нее.
Приехали старички - те, кто когда-то участвовал в юнкоровских сборах. Они и раньше заглядывали. Но в этом году стали палаточным лагерем рядом с нашей «Зарницей», где-то на берегу Шиловского пруда. В общем - мне головная боль. Потому что приехали они, взрослые уже люди, - не рыбу ловить, а «соучаствовать», пусть не впрямую, но хотя бы эмоционально объединиться с нашим сообществом. И нужно было как-то откликаться на этот шаг встречным телодвижением.
Для начала я «откликнулся» просьбой: с пивом и прочими подобными напитками на территории не появляться, в корпуса и палаты не заходить (ибо гости без медицинских справок, - а мне по должности положено в этом вопросе быть формалистом). Но тут же меня дополнили ребята. Аня Шубина предложила: на следующий год подготовить встречу выпускников и новых участников сборов, какой-нибудь совместный концерт. Кто-то уволок за кулисы одну из «легенд» предыдущих сборов - Женю Банникова, «Беса». Там ему быстро нашли роль - Снегурочки (забегая вперед, скажу, это была потрясающая роль).
А Макс Ивков раздавал газету, которую они со старичками выпустили к сборам.
«Мы уважаем и любим тех, кто остается верен нашему братству юнкоров, - прочитал я в этой газете в одном из материалов, подписанном «Макс, Надя, Саша & Совет старейшин». - Мы приезжаем на сборы не за тем, чтобы слушать «Нагорные проповеди», не за тем, чтобы показывать дурной пример детям, мы приезжаем, чтобы увидеть тех людей, которые остались верными нашим идеям, несмотря на карьерный рост, несмотря на стремление достичь материальных благ. Здесь интересные люди, интересная атмосфера. Мы пытаемся сохранить эту атмосферу. Если вы нам поможете, то это будет клёво.
Пролетели дни, и светлые слезы расставания покрыли темные лица… Благодарим тех, кто делает эту историю незаконченной. А Юрий Васильевич, наверное, нас презирает, тихо ненавидит и в подушку ругается матом».
Пять педагогов на одного юнкора.
Ругаться-то я, конечно, ругаюсь - хотя в открытую, а не в подушку, и не матом, конечно. Поводов для этого «старички» дают предостаточно. Но еще больше я радуюсь, что они искренне убеждены: кроме них никто не сохранит ту потрясающую атмосферу, которая и называется «Хорошей погодой», юнкоровскими сборами в августе. Ведь так оно и есть: никто кроме них, старичков, не убережет того невеликого мира, в котором расправляется и размягчается подростковая душа, зачерствевшая от обид и тревог «большой земли».
2006.09.03
Чтобы перед сборами юных журналистов набраться сил, заручиться поддержкой, я пошел в… церковь. По традиции перед августовским выездом в лагерь всегда заглядываю в храм. Когда вывозишь из города сто с лишним ребят - готов перестраховаться всеми доступными способами.
Получилось так, что завернул в первый попавший - в часовню Александра Невского <в дендропарке на ул. Восьмого Марта>. Заходил и думал: а Невский-то причем, он какое отношение к сборам имеет?
Но вот в часовне направился к иконе святого Александра Невского и остановлен был невидимой рукой. Словно кто-то мягко, но настойчиво подсказал: «Не сюда, это рядом…» - и развернул меня к другой иконе, центральной на иконостасе.
То была икона богоматери «Державная». Я зажег возле нее огонек над воском, постоял в отзывчивой тишине, сосредотачиваясь и умоляя, чтобы такая же сосредоточенность была во мне во всем, что касается жизни и здоровья детей. Потом подумал: связь наших сборов с «Державной» более объяснима, как никак мы тоже делаем державное дело, ну, хотя бы в том смысле, что тратим бюджетные деньги… Правда, с самого начала тот показной патриотизм, та нарочитая «державность», которая отличает некоторые молодежные выезды, учебы и сборы, у нас не прижилась. Мы все больше обращаем внимание на конкретную личность, на ее раскрепощение от всех возможных пут, на душу человека… Но, в конце концов, помогать человеку формироваться свободным, творческим, милосердным - это и есть державные заботы.
Ищу человека.
Когда сборы закончились, я снова зашел в часовню Александра Невского. Подошел к иконе «Державная». Хотел поставить свечу возле нее - но куда-то подевались все служки - и не дождался, у кого купить свечку. Вышел на улицу, слегка огорченный, что не поставил точку в этом крохотном эпизоде моих отношений с Небесами. Но точка возникла сама. Тут же, через два шага, увидел нищую, попрошайку, и с радостью протянул ей деньги, приготовленные для свечи.