Я вернулся с «Живой Перми». И первое, что хочу сказать - фестиваль вышел действительно живым. Было весело. То немногое, что я успел увидеть, было настоящим городским праздником: ярким, забавным, немного бестолковым, но интересным ЦА, то есть нормальным жителям, а не только организаторам. И это, на мой взгляд, самое важное. Все, пермяки, с кем пришлось разговаривать, считают, что хорошо бы повторить на будущий год. И правда, хорошо бы. Если позовут, с удовольствием поучаствую.
У меня накопилось порядочно картинок из Перми, но начать хочу с фестивального стиля.
Расскажу о нем, используя картинки из лекции, с которой я выступал в Перми.
Идея.
Стиль «Живой Перми» - пятый, сделанный Леттерхедом для фестивалей, организованных по инициативе Марата Гельмана. До него были «Неофициальная Москва», «Неофициальная столица» (Петербург), «Культурный герой», «Культурный герой Украины».
Все стили связаны между собой сюжетами и героями городского мифа, накладывающимися на местную специфику.
В Москве это был «Дом с трубой», маленький дом с кремлевской звездой на крыше, дудящий в трубу. в Питере - митьковская графика Александра Флоренского, вплавленная в классические «петербургские картины» Добужинского и виды Невского проспекта. На Украине каждый город имел свой герб фестиваля в виде цветущей ветки: Киев - каштан, Одесса - акацию, и т. д.
Для Перми, сравнительно молодого промышленного города, стоящего на древней земле, я решил придумать мифических героев, параллельных, но не подражающих «звериному стилю». Как если бы наскальные рисунки вдруг начали проступать на стенах современных домов, превращаясь то в граффити, то в детские каракули.
Имя.
Как бы рационален ни был замысел, миф может появиться только магическим путем. Я расслабленно рисовал наброски, пока вдруг, почти случайно, не вышел стоящий на колене человечек с раскрытой к небу скобкой рук, задравший голову в зенит. Жрец? Жонглер? Чем бы ему жонглировать? Может, звездочками? Да, точно. И пусть все звезды будут разными: четыре луча, пять, шесть... Отлично - никто не обидится :) Теперь имя. Как его зовут? Ловец звезд.
С этого момента для меня все стало ясно. Конечно, было сделано несколько эскизных вариантов стиля, но Ловец звезд был моим явным фаворитом. Очень рад, что он и оказался выбран.
Фон.
Пермякам не надо объяснять, что такое
перна. Более того, сами пермяки просили меня не использовать этот сильно надоевший им этнический мотив. Но совсем не использовать было жалко - уж очень выразительный орнамент. И я пошел на хитрость. Составил пять состоящих из квадратиков-«пикселей» структур, из которых самая мелкая прямо повторяла форму перны, а остальные становились все крупнозернистей и абстрактней, пока не превращались в один большой квадрат. Наложил орнаменты друг на друга и покрасил каждый слой в свой цвет. Получилась сложная, мерцающая фактура. Я увеличил ее во много раз, и стал использовать небольшие фрагменты в качестве фонов. В каждом отдельном случае кажется, что квадратики наложены хаотично, и это дает эффект калейдоскопа - постоянно меняющейся, всегда разной фоновой заливки.
Значки направлений.
Эти наскальные рисунки тоже не так уж просты. Например, «литератор» пишет не бессмысленные закорючки, а буквы одной из старинных письменностей, бытовавших в пермском крае. А театральный король - и вовсе портрет одного весьма известного в Перми (и не только) режиссера. И неформатный Лучник стреляет не просто за обрез картинки - он добывает месяц с неба.
Логотип и шрифт.
логотип «Живая Пермь» построен на контрасте небрежной, живой рукописи и тяжелого, «заводского», слова «Пермь», отсылающего к эпохе промышленной революции.
В стиле используются два шрифта: сансериф Метод работы Валерия Голыженкова, и созданный специально для фестиваля скрипт.
Здесь останавливаюсь: уже глубокая ночь. Завтра продолжу рассказ о стиле в городе.
PS. Стиль фестиваля огромен. Я показываю далеко не все, что было выпущено.