Вчера ночью я прочитал три книги...
Неплохо звучит?
Сегодня вечером прочитал двадцать малых глав из одной большой главы первой из восемнадцати книг Махабхараты, но ползунок на айфоновом экране даже не сдвинулся.
А вчера три книги за два часа. Вот они все вместе.
Это очень маленькие книжечки. Лежащий рядом евроцент (диаметром 16 мм) показывает истинный размер изданий.
Краем глаза в фейсбуке увидел, что эта серия награждена. Где и какой наградой - не запомнил, но стало любопытно: за какие достоинства.
Решил написать пост, разобраться.
Во-первых, наверно, за идею.
В микроформате даётся статья серьезного исследователя о превосходном (или просто интересном) художнике, да еще на двух языках. А между русским и английским текстами - небольшой альбом в виде цветной вклейки.
Книга по таймеру - как серия сериала. То, что нужно. Подсел на одну - проглотил все. Я вот три проглотил. Было вкусно и не переел.
Во-вторых (или даже еще более во-первых) за формат и дизайн. Формата мало, дизайна очень много. Смотрите.
Начнем с обложки (см. титульную картинку).
Неяркие обложки на открыточной бумаге цвета natural white сильно напоминают что-то из моего советского детства. Такой же не белый белый, такие же тонкие корешки, немаркая печать... И даже Футура притворяется Журнальной рубленной.
Из новой жизни неведомый в шестидесятые слэш, делящий героя на автора: числитель покрупнее, знаменатель помельче. Больше, чем единица.
На корешках, как видите, только герой и только in English. Если искать в этом всемирный заговор, можно найти. Но лучше не искать.
Идем дальше.
К сожалению, книжечки весьма неохотно раскрываются. Даже веса айфона едва хватает, чтобы удержать их от схлопывания. Зато обложки двойные, как у приличных западных покетбуков. На авантитуле - имя серии: «имена». Хорошее название. Любопытно, что по-английски серия зовётся project, что выглядит деловито и динамично.
Переходим к тексту.
Заголовок набран с некоторым вызовом: автор, а под ним тем же кеглем название - без всякой паузы. Это дизайн, так надо.
Еще дизайн в том, что автор сдвинут почти в центр, но по центру не выключен. Ладно.
Еще один дизайн - в отсутствии спуска: текст начинается в подбор к заголовку. Это минимализм, понимаю.
По-настоящему хороший дизайн в том, что среднее поле широкое, а боковое узкое. Книжка ведь неважно открывается - значит, правильно делать широкое корешковое поле. А боковое обойдется (что тоже верно - по малости формата). Нижнее поле вообще щедрое (видите, выглядывает из-под айфона?). Большой палец умещается без труда.
Только один дизайн мне остался непонятен: колонцифры зачем-то набраны антиквой, да еще и курсивом. Вся книжка Футурой - а тут бац. Как будто в темплейте осталась антиква от прошлой верстки, да так и забыли поменять.
Отдельно про вкус чтения. Читать Футуру все равно, что жевать еловую хвою. Ну, то есть интересное ощущение, но на любителя. От этой хвойности текст что Гройса, что Дёготь (о Пригове) становится несколько умственным и отвлеченным. В одинаковой степени.
Доевши текст, переходим к картинкам. Они как бы подобраны в пандан к статьям, но в самих статьях не упоминаются. И не подписаны. Но оцифрованы цифрами, лежащими на боку. Это делает картинки слегка загадочными, а подписи желанными - но где ж они?
Ну, хорошо у Дейнеки подпись прямо на картинке. Колхозник, будь человеком то есть физкультурником! (простите, айфоном накрыло).
А про что Пригов? Про цифру два?
Где подписи? На странице перед вклейкой нет. После тоже нет. В конце книжки нет.
Честно говоря, не найдя, сильно досадовал. На себя. Ну ведь не может быть оцифровки без подписей, правда? И что я за книжный художник, если на 64 страницах с четвертого раза подписей не найду? Так ночью и уснул в тревоге.
Утром, на свежую голову, подписи нашлись!
Оказывается, волшебной силой дизайна их повернуло набок и закинуло на вторую страницу обложки! То есть я их должен был прочесть еще до всякого текста, и даже не видя картинок - знаете, как в преферансе, «в тёмную» - вдумчиво наклонив выю. И ведь намекали же мне, простаку, подмигивали уложенной спать оцифровкой: ищи набор по вертикали, дурила! Не осилил дизайна, каюсь.
Пожалуй, вынесенные впереди паровоза подписи можно считать чем-то вроде прейскуранта. Посмотрел, не понравилось по названиям содержание альбома - в сторону. Понравилось - можно и текст прочесть.
Зато видите как штрихкод загибается с четвёртой обложки на третью? Это тоже дизайн, и он мне нравится (правда). Он так мило щекотит глаз.
Конклюзия
Книжки хорошие, надо брать. Советую брать в подарок, и не по одной, а пачечкой. По сто шестьдесят-то пять рублей? По четыре, то есть, доллара за книгу? А?
И даритель, и даримый почувствуют себя очень умными, даже утонченными ценителями прекрасного в полной его расшифровке лучшими дешифровщиками.
К тому же дизайн. И Футура. И размер как у айфон-лопаты. Если рассматривать эту серию как книжную - есть вопросы. А вот как сувенирная она абсолютно прекрасна.
Наконец, выходные данные: Ад Маргинем Пресс, место и год выпуска не указаны. Что такое a3 и RDI Culture, проставленные на задней обложке - не знаю.