Что-то в последнее время повалило: то песни и пляски, то театральные представления, то акробатическое шоу - и все это в православных храмах. Непосредственно в храмовом пространстве, на фоне алтарей и икон. И по благословению настоятелей! Когда стал известен первый такой случай, я подумал, что это просто исключение и что поднявшаяся волна возмущения станет достаточным сигналом к тому, что не стоит это исключение делать правилом. Поэтому я и не комментировал тот случай, но оказался неправ. Подобных инцидентов становится больше, так что это теперь не исключение, а тенденция. И сказать о ней придется.
Прежде всего удивляет отсутствие у этих настоятелей (а также участников данных мероприятий) чувства святыни. Даже у многих нецерковных людей оно есть - понимание, что в святом месте нужно вести себя по-особому и что святое место - только для священнодействий и молитвы. Мы, пришедшие в Церковь в 1990-х, знали (и помнили), сколько храмов было осквернено, и у нас сжималось сердце, когда мы видели бывший храм, все еще используемый для чего-то другого, профанного, на селе нередко превращенный в ДК с концертными выступлениями и плясками. И как было радостно видеть каждый храм, в котором прекращено поругание и который возвращен к службе! Думаю, те, кто пронес веру через советские времена, еще более, чем мы, дорожили храмами, дорожили святыней. Но вот прошла четверть века, и случилось то, чего я никак не ожидал: сами священники без какого-либо принуждения со стороны безбожников, превращают храмы в ДК, устраивая в них пляски и добровольно отдавая их на поругание.
Нередко можно встретить новостной заголовок на наших же, православных сайтах: осквернен такой-то храм! Открываешь, читаешь, оказывается, все дело в том, что где-то на стене храма хулиганы перевернутую звезду нарисовали. Но на мой взгляд, организация танцев, плясок и акробатических номеров внутри храмовых стен с гораздо большим основанием может быть названа осквернением храма.
Почему это происходит и почему это происходит именно сейчас? Я сначала подумал, что, наверное, настоятели этих храмов - юные, недавно рукоположенные священники, представители новой генерации, так сказать. Полез проверять их биографии - оказалось, что все не так, они либо старше меня, либо примерно моего возраста. И рукоположены отнюдь не вчера. Сказать, что все они модернисты и в этом причина не могу - может быть, и так, но доподлинно это известно лишь про одного из них, взгляды других мне неизвестны.
Надо сказать, что проведение какой-то активности на приходе, выступлений детей, праздник и т.п. вполне можно осуществлять (и обычно так всегда и делают) в другом помещении. Либо в принадлежащем приходу, либо в арендованном. Часто удается договориться и о бесплатном использовании помещения, но если и нет такой возможности, плата за полдня аренды не столь уж высока. Священник, который при выборе, где проводить концерт: - бесплатно в храме или за деньги в арендованном помещении, - выбирает первое, показывает тем самым, что сэкономленное бабло для него является большей святыней. Настоящей святыней, которую он готов оберегать даже ценой осквернения храма.
Некоторое время назад после известного кощунства, устроенного "P... Riot" в Храме Христа Спасителя, я был изумлен тому, как много оказалось в нашем обществе людей, которые считают это нормальным и, соответственно, у которых атрофировано понятие и чувство храмового пространства как святыни. Но теперь, когда вскрылась упомянутая тенденция, все стало ясно. Если у нас священники такие, то какие претензии могут быть к обществу? Разве могут привить людям понимание и чувство святыни священники, у которых оно тоже атрофировано? И то, что такие священники у нас не просто есть, но являются настоятелями и благочинными, - весьма тревожный симптом. Я уверен, что если и церковное наше общество не отреагирует жестко на эту тенденцию, то наказание свыше для всех нас явится непременно. Бог дал нам храмы не для того, чтобы мы, православные христиане, превращали их в театры и цирки. Тем священникам, которые считают это нормальным, которые воспринимают священнослужение как просто работу, а храм как просто производственное помещение, на мой взгляд, не должно быть места у престола. Миряне, которые в подобных мероприятиях участвовали, могли чего-то не понимать, им еще можно что-то объяснить. Если же священник не понимает этого, то он, говоря тем же языком, профнепригоден.