Deus ex machina

Dec 27, 2006 13:30

На первом курсе, когда мне было 18 лет, мне в голову пришла забавная идея в духе Николая Фёдорова и Александра Богданова. Только, будучи на тот момент атеистом, я брал выше и цель человечества видел не во всеобщем омоложении или воскрешении мёртвых силами науки, а в боготворчестве, то есть создании теми же силами всемогущего существа, которое служило бы людям. Настоящий модерн.

Уязвимость постановки такой цели очевидна и с точки зрения её заведомой недостижимости, и с точки зрения отношения к ней тех, кто допускает, что всемогущее существо уже существует и будет только разгневано подобными попытками. Поэтому было важно оправдать эту цель, сформулировать аргументы, которые действительны независимо от того, существует ли Бог и возможно ли его воссоздать. В итоге возникло десять доводов в пользу боготворчества. К чему они сводились?

1. Аргумент знания. Как бы много мы ни узнали, всегда можно предположить, что мы ещё чего-то не знаем. Неизвестность же следует оценивать как угрозу, поскольку лучше быть готовым к той опасности, вероятность которой присутствует во всём таинственном. Таким образом, как несовершенные существа мы обречены находиться в страхе. Точкой преодоления этого страха может быть только всесовершенное существо, которое знает всё и может справиться с любой опасностью.

2. Аргумент вероятности. Окружающий нас мир можно представить в виде подозрительного незнакомца, у которого есть то, что нужно нам, но который не хочет этого отдавать. Правила торга с миром таковы: чем меньше запросишь, тем меньше получишь; и наоборот, чем на большее ты будешь претендовать и попытаешься взять, тем больше у тебя шанс хоть что-нибудь получить. Таким образом, наилучшая тактика - запрашивать максимум, а максимум - это и есть Бог.

3. Аргумент блаженства. Бог острейшее их всех возможных наслаждений. Он по определению является источником такого удовольствия, которое превосходит всё, что мы можем себе представить. Пренебрегать им не только странно, но и недостойно. Не делать ничего для его достижения значит обрекать себя на жалкое прозябание.

4. Аргумент проблемы. Человечеству предстоит либо конечный, либо бесконечный ряд проблем. Если ряд конечен, то в какой-то момент все проблемы будут решены, и останется только одна проблема - отсутствие проблем, скука. Решить её можно двумя способами: либо разрушить комфортный мир и начать созидать его заново, либо начать создавать более совершенный мир, то есть мир божественный, где нет ни проблем, ни скуки. Если же ряд бесконечен, то столь же бесконечна вероятность, что в нём окажется проблема, превосходящая нашу способность справиться с ней, например та же скука. И опять мы вынуждены думать о создании всемогущей защиты.

5. Аргумент цели. "...никто не принимался бы за какое-нибудь дело, если бы не намеревался прийти к какому-нибудь пределу. И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделён умом, всегда действует ради чего-то, а это нечто предел, ибо конечная цель есть предел" (Аристотель. Метафизика 2,2 994 b 13-15). Но какую бы цель мы ни положили пределом наших действий, всегда можно задать вопрос, а зачем эта цель, и так до бесконечности. Вопрос зачем отпадает только в том случае, если конечная
цель будет вмещать в себя в свёрнутом виде все возможные цели. Высшее благо - это свобода выбора из всех возможных благ. Таким образом, конечной целью человеческой деятельности может быть только Бог.

6. Аргумент нравственности. Мораль нужна для того, чтобы мы не доставляли друг другу страданий. Если бы мы не могли доставлять друг другу страданий, мораль была бы не нужна. Таким образом, высший моральный долг - сделать так, чтобы мораль была не нужна и все живые существа были свободны от самой возможности боли, смерти, рабства и т.п. Единственной инстанцией, которая могла бы гарантировать такую свободу, является Бог. Следовательно, создание Бога наша моральная обязанность.

7. Аргумент интересов. И отдельная личность и тем более человечество питают противоречивые интересы. Из-за этого и жизнь каждого отдельного человека, и история человечества превращаются в бессмысленную и разрушительную сумятицу. Боготворчество же способно безболезненно разрешить все противоречия и объединить всех (даже задним числом) единым и безусловно благим делом, ведь Бог - это исполнение любых желаний.

8. Аргумент теодицеи. Тот бог, который должен быть создан, никак не совпадает с тем, который может существовать уже теперь. Предмет боготворчества - это "бог мечты", то есть такой бог, который не допускает никакого зла и которым все довольны. Нынешним Богом, даже если Он существует, многие недовольны, у Него есть даже враги, истинно же благой бог не может иметь врагов, но только друзей. Поэтому новый бог должен быть создан независимо от того, существует ли ветхий.

9. Мы должны попытаться создать бога, даже если это невозможно, но дело в том, что создание бога возможно, и уже одно это должно вдохновлять нас на такое предприятие. Возможность чего-либо имеет три уровня: 1) отсутствие препятствующих факторов; 2) наличие способствующих факторов; 3) тенденция к осуществлению.

9.1. Отсутствие непреодолимых препятствий связано с аргументом теодицеи. Помеха окончательно непреодолима только тогда, когда она способна противостоять любым врагам. Пределом победы над любыми врагами является неприобретение таковых. Если кто-то вызывает чьё-то недовольство, он приобретает врагов. Если кто-то приобретает врагов, он всегда рискует в один прекрасный момент приобрести врага сильнее себя. Если бог мечты никого не оставляет недовольным, он не приобретает врагов. Если он не способен приобрести врагов, значит он заранее победил всех возможных врагов. Поскольку бог мечты сильнее всех возможных врагов, только он мог бы непоправимо помешать боготворчеству. Поскольку недовольные существуют, бога мечты нет. Следовательно, нет ничего такого, что могло бы непоправимо помешать созданию бога мечты.

9.2. Факторы, способствующие боготворчеству, это необходимые условия создания бога. Они совпадают с четырьмя аристотелевскими причинами: властная нужда в боге - это целевая причина (бог возможен уже потому, что он необходим нам); теологические конструкции верховного существа и аналогичные им построения в других сферах человеческой деятельности - это формальная причина (бог возможен потому, что у нас есть представление о нём, своего рода проект); техника - это материальная причина (бог возможен потому, что он принадлежит к тому же роду, что уже существующие искусственные существа, обладающие бóльшим совершенством, нежели их создатели); искусники, умеющие создавать существа, обладающие бóльшим совершенством, нежели они сами, движущая причина (бог возможен, потому что человек может превзойти самого себя в своих творениях).

9.3. Тенденцией к осуществлению боготворчества является прогресс. Недосягаемое ранее освоено теперь, немыслимое ныне станет доступным позже. Рост богатства должен привести к абсолютному богатству. Рост свободы должен привести к абсолютной свободе. Рост блаженства должен привести к абсолютному блаженству. Рост творчества должен привести к абсолютному творчеству.

10. Эстетический аргумент. Этот аргумент построен на переворачивании кьеркегоровской схемы человеческой жизни (эстетическая стадия, этическая, религиозная) в применении к истории человечества. Сначала человечество подчиняется каким-то правилам иррационально - это религиозная эпоха вполне в духе Конта. Затем он делает это сознательно и разумно - этическая эпоха. Наконец, единственным правилом остается вдохновение - эстетическая эпоха (почти эра Святого Духа, по Иоахиму Флорскому). В эстетическую эпоху всё становится искусством, в том числе производство. Таким образом, высшая и низшая мотивации приходят к единству. Наиболее привлекательным для человека было бы такое предприятие, которое было бы одновременно и вынужденным и основанным на свободном порыве вдохновения, и бескорыстным и сулящим очевидную выгоду. Именно таким предприятием, которое возможно только при условии соединения холодного расчёта и творческой страсти, индустрии и искусства, задумано боготворчество. Эстетическая эпоха, следовательно, совпадает с эрой боготворчества, когда смыслом жизни людей будет только красота, когда каждый человек станет творцом и т.п.

Вполне закономерное завершение для идеи, вдохновлённой модерном. Любопытно, что опасность, которая могла бы исходить от самого всемогущего существа, также предусматривалась. Ничего нельзя знать лучше, чем то, что сделано собственными руками, продумано собственным умом, прочувствовано собственным сердцем, выстрадано собственной душой. Именно поэтому всемогущий бог должен быть творением человека и принадлежать ему. Бог должен быть управляемым. Бог должен быть таким, чтобы его всегда можно было выключить.

атеизм, литература

Previous post Next post
Up