В связи с моими историософскими воззрениями ("христиане самые крутые", "христиане создали современный мир" и проч.) оппоненты выдвигают стандартные контрдоводы, на которые я отвечал в комментариях, но которые хочу выложить в отдельном сообщении, для удобства. Не исключено, что буду пополнять этот катехизис по мере поступления новых вопросов.
1. Почему христианское творческое начало проснулось так поздно, что оно делало в течение предыдущих полутора тысяч лет?
На этот вопрос я уже в принципе
ответил. Если обобщать, то в течение полутора тысяч лет христианская община ойкумены была гонимой, окружённой крайне враждебными иноверцами - язычниками и мусульманами, которые всё это время имели колоссальный перевес в численности и ресурсах. Лишь в 1417 году была обращена в христианство последняя языческая область Западной Европы - Жемайтия (это в Литве). Лишь в 1480 году из-под власти мусульман вышла Московская Русь. Причём за этот период христиане потеряли почти все Балканы и последние владения в Азии, включая Константинополь. Лишь в 1492 году мусульмане были изгнаны с Пиренейского полуострова.
При этом, однако, в тех очагах, где христианская культура чувствовала себя в достаточной безопасности, она сразу же давала самые блестящие результаты (Византия, средневековая Италия и проч.).
2. А как же тот факт, что христиан теснили и превосходили мусульмане в течение тысячи лет? Не говорит ли это о том, что ислам тогда был более продуктивной религией?
Мусульмане захватили самый цветущий регион тогдашней ойкументы - так называемый Благодатный Полумесяц. Египет, Палестина, Сирия, Месопотамия, Армения и т.д. - всё это были богатейшие страны, с передовым техническим и культурным развитием. Арабы воспользовались постоянными опустошительными войнами, которые в течение нескольких столетий вели там Византия и Персия, а также противоречиями между греческим и ближневосточным христианством. Ко времени мусульманских завоеваний христианской Европы не было и в помине, христианство только-только закрепилось на тонкой полосе средиземноморского побережья. Тем не менее мусульманам так и не удалось воспользоваться полученным колоссальным преимуществом (хронисты рассказывают, что европейцы испытывали комплекс неполноценности по отношению к недосягаемому для них богатству мусульман); напротив, за несколько столетий они превратили богатейший и развитый регион в пустыню. В то время как христианизация диких германцев и славян, живших ничуть не лучше африканских племен, привела к совершенно другим результатам.
3. А разве расцвет Европы не связан с усвоением и возрождением наследия Античности?
Во-первых, при всем величии Античности, там не было и не могло зародиться ничего подобного той индустриальной организации, которую создали христиане. Знания, которые вырабатывались античными учёными, не находили никакого применения и зачастую использовались просто для потехи, как, например, паровая машина. Во-вторых, те же мусульмане воспользовались античным наследием не меньше, а в ряде случаев даже больше, чем европейцы: многие памятники античной науки и культуры дошли до Европы именно в арабских переводах. Но толку от этого мусульманскому миру никакого. Наконец, в-третьих, само христианство в какой-то мере является итогом развития античной цивилизации: не случайно античные народы в конечном итоге добровольно предпочли эту странную и гонимую религию.
4. А разве нынешний научно-технический и культурный бум не связан с секуляризацией и деятельностью атеистов или людей, индифферентных к религии?
Про это тоже сказано в сообщении
"Христианская цивилизация: разоблачение мифов". Если обобщать, то, во-первых, лидирующие страны обошлись без секуляризации, но, напротив, построены на христианских принципах (Великобритания, США). Во-вторых, если понимать под секуляризацией свободу совести, то она является прямым следствием христианской культуры: несмотря на то, что христианство с рождения встретилось с беспрецедентными в мировой истории религиозными гонениями, христианские мыслители постоянно призывали к веротерпимости и религиозной свободе. В-третьих, среди организаторов той системы, которая востребует научно-технический поиск и создает мотивацию для культурной жизни, по-прежнему преобладают христиане. В-четвёртых, даже нехристиане в данных условиях являются носителями христианской культуры, её стереотипов поведения, мотивации и проч. В иных условиях они бы себя не проявили.
5. А как же быть с бурно развивающимися Японией и другими нехристианскими странами Дальнего Востока?
Во-первых, всё это развитие глубоко вторично. Япония просуществовала без помех более тысячи лет, и никому там в голову не приходило инициировать научно-технический прогресс в той интенсивности, какую он обрёл в христианском мире. Японцы создали оригинальную культуру, но одним из её важных моментов является прекрасно развитый навык заимствования - перенимания у других культур тех или иных важных элементов. Так, долгое время они заимствовали эти элементы у Китая. Когда начались контакты с Западом, японцы переняли у западных народов навыки индустриального развития и усвоили их в собственную культуру. Но не было бы этого развития у христиан, не было бы его и в Японии, а тем более в других дальневосточных странах.
Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и прямую христианизацию дальневосточных стран. Южная Корея просто стала христианской. Да и в Японии, где христианизация началась ещё в 16 веке и была насильственно прервана, христианство также постоянно укрепляет свои позиции: сегодня это более 10% населения, причем очень активного и экономически, и культурно.
6. Чем ещё, кроме экономического и военного успеха, можно измерить вдохновляющую силу христианства? Разве для христианства вообще подходят такие критерии?
Измерить можно просто: подсчитать число самых разнообразных художественных произведений, созданных христианами или на христианские сюжеты. Другие культуры, конечно же, тоже богаты шедеврами, но, как правило, они накапливаются гораздо дольше и отличаются меньшим разнообразием. Где христианство, там жизнь. В широком смысле слова. Идеологическая, организационная, экономическая, социальная, научная, техническая, художественная, военная инициатива - всё это за христианами.
7. А как же такое мощное атеистическое государство, как СССР?
Про СССР и его связь с христианством ответ можно найти в очерке
"Коммунизм и православие".