Острое переживание фатализма

Apr 03, 2007 12:21

Вообще некоторое предощущение фатализма даётся уже в общих размышлениях. Даже если допустить потенциальную вариативность хода событий в будущем, всё равно будет реализован только один вариант. Пусть мы не знаем какой, но всё равно это будет именно он, как если бы всё уже произошло.

Но всё это ерунда в сравнении с тем, какое чувство фатализма получаешь благодаря самонаблюдению. Первый шаг - это понимание того, что очень многое, если не всё, зависит от твоих желаний.Уровень и характер твоей активности всецело определяется тем, насколько желанен для тебя либо сам процесс, либо результат. Если желание не очень сильное или противоречивое, ты будешь действовать сбивчиво, нехотя, непоследовательно, что-то упустишь и т.п. В итоге результат не будет достигнут. Влияние желаний на деятельность и результат прослеживается на самом тонком уровне, вплоть до бессознательных моментов. Это не какой-то ложный кондиционализм, это самый настоящий, стопроцентный детерминизм.

Всё зависит от желаний. Это как будто осознание свободы. Но следующий шаг разрушает его до основания. С самими желаниями ничего поделать нельзя. Желания даны. Они предшествуют всякой моей активности и тотально детерминируют её. Я ничего не могу сделать, если этому не предшествует какое-нибудь желание. Если я пытаюсь бороться с каким-нибудь желанием, значит это основано на каком-то другом, более сильном желании. Если я пытаюсь отстраниться от своих желаний, значит мною руководит желание отстраниться. Если я пытаюсь осознать власть желаний и их существо, чтобы освободиться от них, значит у меня есть желание, воля к осознаванию и освобождению. Они даны изначально. Их нельзя породить. Потому что чтобы породить желание, нужно желание его породить.

Набор желаний, которые могут порождать множество других, подчинённых желаний, строго задан мне изначально. На нём построена моя личность. Она может развиваться и вообще как-то дергаться строго в рамках этого набора. Все мои поступки, все их результаты, все мельчайшие движения моей души и, в конечном итоге, вся моя судьба абсолютно зависят от них. Никакого зазора тут нет и быть не может. Ощущаешь себя куклой, камнем на дороге, неживой материей. Нет ничего во мне - ни одного аспекта, момента, ни одной пылинки - которые по всем параметрам не соответствовали бы структуре моих желаний как последней реальности. Конечно, можно допустить ещё вмешательство каких-то внешних сил - окружения, общества, каких-то случайных обстоятельств. Но все эти внешние вещи ничуть не делают меня более свободным, они столь же принудительны, как и желания.

В свете осознания своей полной детерминированности исчезает какой бы то ни было смысл рассуждать о должном и недолжном поведении, о призыве кого-либо к чему-либо. Если ты кого-то призываешь к чему-либо, это твоё поведение полностью детерминировано твоими желаниями. Если кто-то откликается на твой призыв или игнорирует его, это тоже детерминировано его желаниями. Каждая буква в этом очерке детерминирована желаниями его автора. Осознание этой детерминированности и все последующие выводы из него также детерминированы какими-то желаниями. И если поначалу такое осознание как бы успокаивает, то потом оно приводит в ужас. Впрочем, и то, и другое также детерминировано. Никакого выхода нет.

Вот до чего доводит нечеловеческая усталость. Давно пора в отпуск.

рефлексия, конструктивная этология

Previous post Next post
Up