Крайняя неценность

Dec 01, 2019 09:03

У всех высших ценностей, включая небытие, есть антипод - состояние, когда у человека нет никаких высших ценностей. Если воспользоваться дистинкцией Вячеслава Иванова, то небытие будет люциферической целью, в то время как отсутствие ценностей - ариманической. Стремление к уничтожению связано со злом и мраком с точки зрения всех прочих ценностей, но оно полно тёмным вдохновением и порождает активность. Лишённость стремлений совершенно пассивна, она непосредственно связана с упадком и разложением.



Giorgi Kadagishvili, Depression, б.г.
Вот собственно против этого состояния и ориентирована возможная философская помощь. Понятно, что оно является первопричиной очень многих бед [может быть, даже всех, чем чёрт ни шутит].

Всю предыдущую историю носители разных ценностей испытывали фобии по отношению друг ко другу и особенно по отношению к нигилизму. Но беда пришла откуда не ждали.



Walter Richard Sickert, Ennui, 1914
Если зафиксировать этот “ариманизм” по образцу из каталога высших ценностей, получится вот что.

Бессмысленность
Общее определение: отсутствие общих побуждений к жизни и деятельности.
Семантическое поле: маета, тоска, прозябание, томление, уныние, бессилие, разочарование, опустошённость, отчаяние.

Противоположность: осмысленность бытия.

Крайние точки шкалы: самоубийство - жизнь за идеал.

Психологическое соответствие: депрессия.

Соответствие в индийской культуре: паримандата (усталость, परिमन्दता).
Соответствие в китайской культуре: ленгмо (безразличие, 冷漠).

Историко-мировоззренческое соответствие: нет.



Andrew Baines, The search for meaninglessness, 2017

телеософия

Previous post Next post
Up