У всех высших ценностей, включая небытие, есть антипод - состояние,
когда у человека нет никаких высших ценностей. Если воспользоваться дистинкцией Вячеслава Иванова, то небытие будет люциферической целью, в то время как отсутствие ценностей - ариманической. Стремление к уничтожению связано со злом и мраком с точки зрения всех прочих ценностей, но оно полно
тёмным вдохновением и порождает активность. Лишённость стремлений совершенно пассивна, она непосредственно связана с упадком и разложением.
Giorgi Kadagishvili, Depression, б.г.
Вот собственно против этого состояния и ориентирована возможная
философская помощь. Понятно, что оно является первопричиной очень многих бед [может быть, даже всех, чем чёрт ни шутит].
Всю предыдущую историю носители разных ценностей испытывали фобии по отношению друг ко другу и особенно по отношению к нигилизму. Но беда пришла откуда не ждали.
Walter Richard Sickert, Ennui, 1914
Если зафиксировать этот “ариманизм” по образцу из
каталога высших ценностей, получится вот что.
Бессмысленность
Общее определение: отсутствие общих побуждений к жизни и деятельности.
Семантическое поле: маета, тоска, прозябание, томление, уныние, бессилие, разочарование, опустошённость, отчаяние.
Противоположность: осмысленность бытия.
Крайние точки шкалы: самоубийство - жизнь за идеал.
Психологическое соответствие: депрессия.
Соответствие в индийской культуре: паримандата (усталость, परिमन्दता).
Соответствие в китайской культуре: ленгмо (безразличие, 冷漠).
Историко-мировоззренческое соответствие: нет.
Andrew Baines, The search for meaninglessness, 2017