Одна из главных позиций в современной теории ценностей сводится к тому, что единственная высшая ценность - это удовольствие, а все остальные ценности - это виды удовольствий. Именно удовольствие является подлинной самоценностью [intrinsic value], именно оно делает ценное ценным. В самом деле, ведь осуществление любой ценности, будь то здоровье, самореализация или даже свобода от зависимостей, непременно приносит и какое-то удовольствие. Против этой позиции можно выдвинуть три аргумента.
Во-первых, тому, кто выбирает именно удовольствие как свою высшую ценность, всё равно, какое именно это удовольствие. Ему главное, что это удовольствие. Вся жизненная стратегия гедониста направлена на поиск разнообразных и всё более интенсивных удовольствий. Соответственно, когда возникнет выбор - удовольствие или уважение, удовольствие или здоровье, удовольствие или познание и так далее - он всегда выберет удовольствие. В то время как приверженец иной высшей ценности всегда выберет её, даже если это будет сопряжено с тактическим страданием. И в этом выборе удовольствие как ценность будет явно отделено от прочих ценностей.
Во-вторых, удовольствие в связи осуществлением той или иной ценности может быть отделено от самого этого осуществления. Сам механизм, который обеспечивает связь между осуществлением какой-то ценности и удовольствием от него может быть взломан. Можно вообразить или увидеть в наркотическом бреду, что тебя все уважают, что ты самореализован, что ты всевластен и проч., и пережить соответстующую эйфорию, хотя в действительности ни одна из названных ценностей не осуществлена. Более того, если можно получить какое-то удовольствие без труда, необходимого для осуществления той или иной ценности, гедонист всегда выберет более лёгкий и приятный путь.
В-третьих, удовольствие - это не какая-то точка, а часть целого спектра ощущений, на противоположной стороне которого боль и мучения. То же самое можно сказать и о прочих ценностях. Противоположностью уважению будет позор, противоположностью здоровью будет смерть, противоположностью познанию будет заблуждение и так далее. Всё это может сопровождаться, а может и не сопровождаться неприятными переживаниями. Если брать ценности как такие континуумы, их отличие от удовольствия становится очевидным.
Следует также заметить, что с точки зрения каждой высшей ценности все прочие ценности выглядят как виды, средства или ступени её реализации. Это вполне закономерная позиция, если вы что-то взяли наивысшим критерием всех своих оценок. Данное положение, конечно, не может служить в качестве самостоятельного аргумента против аксиологического гедонизма, однако оно показывает его корни. С точки зрения того, для кого высшей ценностью является власть, все стремятся только к власти и удовольствие в том числе является средством достижения власти, видом осуществления власти или даже маскировкой стремления к власти.