Есть ли у животных религия, хотя бы прототип? Имеются ли у них подобия таких феноменов, как поклонение, молитва, захоронение мёртвых, магия? Обусловлена ли религия как поведенческое явление биологией человека? Связан ли религиозный этос с эволюцией и биоценозом?
На все подобные вопросы призвана ответить этология религии, дисциплина, ещё практически не родившаяся. Хотя забавно, что первый научный труд, посвящённый этой тематике, появился раньше, чем попытка распространения этологических методов на человека. Если сама заявка на этологию человека обозначилась лишь в конце 60-х - начале 70-х годов усилиями Иренея Айбль-Айбесфельда, Десмонда Морриса и других энтузиастов, то работа швейцарского религиеведа Карла Меули "Греческие жертвоприношения" была написана с этологическим душком аж в 1945 году (он там, в частности, сравнивает античные ритуалы с обрядностью арктических охотников). Это было тогда, когда этология как таковая делала только первые шаги: лишь за 9 лет до этого на международном симпозиуме встретились её отцы Конрад Лоренц и Николаас Тинберген. Хотя сам термин и идея подобной науки болтались у разных учёных с середины 19 века: от философа Джона Стюарта Милля до зоолога Изидора Жоффруа Сент-Илера и муравьеведа Уильяма Мортона Уиллера.
Меня, например, в этой связи волнует вопрос биологической обусловленности религиозного опыта основателей великих религий: употребление пьянящих напитков ведическими риши и Заратуштрой, длительная социальная изоляция Авраама и Будды (по арабской легенде Авраам до 14 лет жил в пещере, куда мать носила ему еду), эпилептические припадки Магомета и проч. и проч. Любопытно, что и многие йогические приёмы являются прямым подражанием поведению животных, оттого и ряд асан назван в их честь. А естественная склонность к самоограничению в пище и других областях наблюдается у множества людей и животных, достигших определённого возраста.
Захватывающая сфера. И она могла бы стать базой для ещё более захватывающего действа - того, что я назову конструктивной этологией. Речь идёт о
конструировании или реконструировании этосов человеческих сообществ на основе их естественного или, что тоже возможно, индуцированного, искусственно подстроенного опыта. Ведь без опоры на глубоко личностный опыт никакие, даже филигранно разработанные, императивные системы и философические декларации не будут работать.