Кинорулетка про цифры - спасибо
dart_maus за магию цифр и весёлый счёт с товарищами по рулетке.
Вы ведь тоже, наверное, никогда не задумывались, что общего у Генри Фонды и Валентина Гафта?
Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, ему грозит электрический стул. Двенадцать присяжных собираются, чтобы вынести вердикт: виновен или нет. С начала заседания почти все считают подсудимого виновным, и лишь только один из двенадцати позволил себе усомниться. И он решает убедить остальных в своей правоте.
Очень рад, что рулетка дала повод наконец посмотреть этот знаменитый фильм. Один из наиболее ярких в кинематографе примеров (и, наверное, один из первых в своём роде) того, как можно успешно удерживать внимание зрителя на протяжении полутора часов, весь фильм показывая разговоры персонажей в одном помещении. Фильм, который много раз цитировали и не раз переснимали.
Нельзя не упомянуть одну из адаптаций, знакомую практически каждому русскоязычному зрителю, которая была выполнена известнейшим советским и российским режиссёром.
Эльдар Рязанов, конечно, немного переписал сюжет и сделал финал своего «Гаража» более драматичным с точки зрения советского зрителя, заменив дилемму «казнить / помиловать» на «исключить / не исключить из гаражного кооператива». При этом режиссёр перенёс из оригинала в свою работу и камерность места действия, и превосходный актёрский ансамбль.
Стоит отметить, что кинокритики до сих пор спорят, кто же лучше сыграл Генри Фонду - сам Генри Фонда или великолепный Валентин Гафт.
И, конечно же, безусловной находкой является участие в фильме самого Рязанова в качестве персонажа, который в оригинальном фильме был представлен 18-летним подростком. Присмотритесь, это же он - тот самый юноша, который получил в 1957 году благодаря двенадцати присяжным шанс. Те же тёмные курчавые волосы, те же печальные глаза, те же уши. В 1979 году он сталкивается с новым судилищем, которое пережить гораздо сложнее.
Если серьёзно, то «12 разгневанных мужчин» это фильм на все 12 баллов из 12. Потрясающим образом за полтора часа раскрыты характеры всех многочисленных присяжных, показана очень правдоподобная и логически обоснованная динамика их отношения к обвиняемому, друг к другу, к аргументам защиты и обвинения, собранным доказательствам.
Давящая духота, которую практически физически ощущаешь вместе с мужчинами, запертыми в тесном помещении - Сидни Люмет настолько умело и уместно ввёл её в повествование, что невозможно поверить в то, что это его режиссёрский дебют.
Меня особенно впечатлило, что фильм можно использовать в качестве наглядного пособия на тренингах по работе в команде, по грамотному управлению динамикой коллектива, формированию коалиций.
В любом коллективе есть люди, способные иметь своё мнение и отстаивать его, невзирая на общую позицию. Есть люди, предпочитающие отмолчаться и спрятаться за большинство, и люди, которые готовы высказаться и внести свой, зачастую уникальный, вклад в общее обсуждение, но только если они это сделают не первыми, а, скажем, третьими-четвёртыми. Есть те, кто имеет заранее сформированную позицию и будет держаться за неё до последнего, и есть те, кто готов выслушать альтернативное мнение и постараться принять объективное решение. Если присмотреться, то Сидни Люмет показывает все эти роли, их характерные признаки и оптимальные способы работы с каждым из типажей.
Очень хороший фильм, который не устарел ни на грамм и помимо прочего напомнит, что вытяжка в помещении часто включается только вместе со светом.