Я понимаю, что у народа сейчас голова занята мыслями о сезоне, но что-то меня стукнуло желание в начале межсезонья повторить свою кабинетку "За Закрытой Дверью" (вроде пройдет года полтора с момента ее постановки). Изменения будут минимальные (только чтобы свести недосведенные концы с концами), но все мы знаем, как может пойти все по-другому при другом кастинге.
Это было бы интересно кому-то из уважаемых читателей?
Под катом - первоначальное описание. Кое-что изменилось с тех пор, но править этот текст я пожалуй не буду.
Вместо эпиграфа
В зыбкой тяжести мирозданья,
Во тьме миражей,
Глупые, глупые твари-созданья,
Ищут и ищут сознанья, признанья,
А находят лишь тысячи лжей.
Кружась и кружась, замирая в молчаньи,
Бросаясь во тьму и во свет,
И маятник, ритм, и качанье, качанье,
Ты хотел одного, но нашел лишь отчаянье,
На сотни и тысячи лет.
Молчанье, и слезы, и плач, и во мраке
Мерцанье нелепой звезды,
И шляпа, и трость, незнакомец во фраке,
Такое доступно небесной собаке
Из созвездия дальнего Псы.
В таком состояньи и плача, и боли,
Молитва - единственный шаг.
Затянутый узел, забвение воли,
Начинайте игру на моем же поле.
Я не буду мешать вам. Никак.
Об игре
За закрытой дверью - кабинетная игра атмосферно-эмоциональная типа, т.е. упор делается на атмосферу, в которой происходят те или иные события и на переживания персонажей. Сюжет вторичен. Игра основана на творчестве Ф.М. Достоевского, экзистенциалистов (Ж. Ануй, Ж.-П. Сартр), Кнута Гамсуна(Голод) и некоторых других. Однако привязки эти чисто эмоциальные, или, если угодно, атмосферно-эстетические. Из некоторых(но не из всех, так как они довольно разные) книг этих авторов заимствуется атмосфера, реалии, но не сюжетные линии
в чистом виде. Хотя могут встречаться и совпадения...
О месте
Гарсэн. Сейчас день?
Коридорный. Вы же сами видите, что светло.
Гарсэн. Черт побери. Это у вас день. А снаружи?
Коридорный. (отропело): Снаружи?
Гарсэн.Да, снаружи. По другую сторону этих стен.
Коридорный. Там коридор.
Гарсэн.А в конце коридора?
Коридорный.Другие комнаты, и коридоры, и лестницы.
Гарсэн.А дальше?
Коридорный. Это все.
Гарсэн. У вас, конечно, бывают выходные. Куда вы ходите?
Коридорный. К моему дяде, старшему коридорному, на третий этаж
Ж.П.Сартр, За закрытой дверью.
Город... Этот город... Узкие грязные улочки, смыкающиеся над головой крыши домов, так, что почти не видно неба, грязь, слякоть... Где бы ты не жил в этом городе, он такой. Он не столичный и не провинциальный, эти слова почти потеряли в нем свой смысл. Внешние события, исторические и политические драмы - они не для него, он живет своей тихо пульсирующей жизнью.
Которая никогда не взрывалась фонтаном над головой. И никогда не взорвется. И лишь иногда в нем появляются приезжие. Ах да... Приезжие...
Почти никто (а может и вообще никто) из жителей этого городка не был рожден в нем изначально. Вообще понятие изначально странное понятие для такого города. Для него нет истории. И у него нет истории... И вообще откуда он такой взялся? И существует ли он вообще?
Это город беглецов. Все, кто здесь сейчас живет, не родились здесь. Но свой путь и свой приезд они помнят смутно. Все подробности былой жизни встают перед ними по первому требованию как живые. Или даже без него, ясные и четкие, слишком, слишком живые... Они хорошо помнят зачем и почему уехали из родных мест.
Но что это за место, на какой карте они его нашли и почему приехали именно сюда - все это как в тумане. Они не очень четко помнят, в какой именно прекрасный момент их ноги свернули с большой дороги в проселочную. Но это вовсе не то незнание, которое мучает. Потому что почти все жители этого города ощущают себя на месте. Так и должно было быть.
Они попали туда, куда следовало. Именно сюда они и ехали. Потому что куда же иначе, если не сюда? Даже если им здесь не нравится... Даже если они не хотят здесь оставаться...
Даже если они предпочли бы смерть этому городу... Что ж, они могут ее еще предпочесть. Потому что есть у этого города еще одна черта. Самая малость, которая безумно мучает почти всех.
Из этого города еще никто не уехал. Все, собиравшие чемоданы, возвращались назад, молчаливо разбирали их, раскладывали вещи по местам и молчаливо принимались за прежнюю жизнь. И об этом никто не говорил. Говорить о таких вещах - неприлично...
Гарсэн.Прекрасно. Значит придется жить с открытыми глазами.
Коридорный(иронически).Жить...
Ж.П.Сартр, За закрытой дверью.
Некоторые здесь давно. Некоторые недавно. Некоторые еще приедут. Но жить-то надо... Жить... Вот они и живут как умеют. А для жизни в городе есть всё. И все. Сад, где по вечерам встречаются горожане, лавки, частные дома, бордель, который содержит Мадам Каролина, священник, следователь, стражи порядка, психиатр и просто люди...
О времени и реалиях
Я взял одно мгновенье у вечности взаймы,
я знаю, чем придется отдавать
Измена за изменой, мир прет своим путем,
Предвзятое как данность, и целое как часть,
И рай уже потерян, и ад не обретен,
Все только здесь и именно сейчас.
К. Арбенин, По Дантевским местам.
Конечно же, в городе есть время. И исправно тикает золотой брегет в кармане господина Триэсова, и другие часы тоже ходят. Утром открываются лавки и люди идут на работу. Вечером - в сад, погулять, но вот только как-то все это не важно. Реалии на игре условны. То есть как бы это Россия как бы конца XIX века, но отражается это только на именах и определенных представлениях о жизни. Но вот например женщина-городовая никого не удивляет. Отсутствуют политические и исторические внешние и внутренние события. Отсутствует четкая социальная структура. Нет полиции, но есть Следователь и Городовая. Нет Церкви, но есть Священник. Нет земств, и один только Психиатр... Впрочем, многие помнят различные государственные вещи, хотя очень четко понимают, что это было не здесь.
О действии и совести
Гарсэн. Откройте! Откройте! Я согласен на все, на испанский сапог, клещи, расплавленный свинец, тиски, удавку - на все, что жжет и дерет, я хочу мучиться
по настоящему. Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка, этот призрак страдания, который ласково касается тебя и никогад не делает по настоящему больно.
Ж.П.Сартр, За закрытой дверью.
Вряд ли в этом городе есть кто-то с абсолютно чистой совестью. А если есть, вряд ли им придется легко. Ведь сюда собрались одни беглецы. А еще те, кто
их сюда собрал, ведь ничего случайно не бывает. Они мучаются тем, что было в их жизни раньше, а заодно и тем, что есть сейчас, а другие пытаются забыть. И сделать вид, что ничего
не было. Неприлично спрашивать другого о том, что было с ним раньше и откуда он, но разве в этом городе соблюдают приличия?
Список ролей и локаций
Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно свошедшихся за чтением вечной книги
Локации
Гостиница, совмещенная с трактиром и ночлежкой, в которой останавливаются приезжие.
Сад, где по вечерам гуляют горожане и можно встретить немало забавного народу.
Дома психиатра, господина Триэсова и лавка "Вторые руки". Располагаются рядом
Место, где можно найти следовтеля или Городовую. Дом священника.
Роли:
Арсентий Николаевич - следователь, работающий на дбровольных началах. Все время чего-то ищет. Ведет странные разговоры. Большую часть времени проводит в городском саду.
Дмитрий Онуфриев, или попросту Митенька. Милый, скормный мальчик. Помощник следователя на еще более добровольных началах.
Отец Александр - священник. Производит впечатление истинного служителя церкви.
Городовая. Следит за порядком в городе. Воспринимается людьми, как его часть.
Лавочник. Торгует старыми вещами. Его лавка называется "Вторые руки". Никто не был свидетелем его приезда в город. Его тоже многие воспринимают как часть города.
Анна, хозяйка гостиницы. Мрачная властная личность.
Петр Алексеевич Донников, психиатр. Человек, уважаемый в городе.
Неточка, Наталья Петровна. Его странная дочь. Работает в лавке.
Ефросинья, проститутка. Иногда кажется очень набожной, иногда почти еретичкой. Очевидно, ее отношения с богом заслуживают особого рассмотрения.
Господин Триэсов. Из относительно богатых. Про него ходят в городе странные и плоихе слухи.
Марфа Ивановна. Немолодая супруга господина Триэсова. Сварливая и своенравная особа.
Агафья. Молодая служанка в их доме. Ходили слухи, что она покончила с собой, но очевидно это оказалось неправдой.
Андрей Гавриилович. Человек средних лет, без определенной професии. Часто виден в городском саду. Иногда на такие промежутки времени исчезает из вида, что кто-то осмеливается считать, что он покидает город.
Журналист.Никто еще не знает его имени. С его приезда в город начинается игра.
Нищенка.Босиком пришла в этот город. Появилась вместе с журналистом.
Елена. Бездомная девушка с ребенком.