Выбор Софи. Часть 2

May 22, 2016 18:18

Размышления


Мысль о времени - одновременность, единое время - в котором происходят лютые зверства, а в другом конце пространства люди живут как обычно. Как будто этого нет, не существует. Это все сосуществует в одном едином времени. Два мира существуют в одно время. Фашизм, расизм, нацизм, рабство, антисемитизм и обычная жизнь обывателей.

История с сыном Фаррела (коллеги Стинго по издательству):

Его сын также хотел быть писателем как и Стинго, потом морская пехота и война, его подстрелил снайпер в конце войны. Фарелл об этом: «Господи, я не знаю, почему так случилось? Господи, почему?»

Как предтеча таких же вопросов Софи: «Почему Как Зачем, Господи?»

Стинго также служил в морской пехоте и высадился на несколько дней позже там, где был убит сын Фаррела. Вопросы к себе: Мне повезло? Как? Время? Несколько дней раньше и как бы было?

Фраза Софи о том, что если бы еще один день позже лагерь был бы освобожден, она бы не выжила.

Тема жертвы другого ради жизни Тебя. Но жертвы не от личной храбрости и не от личного решения, а от решения Там сверху. Решение там сверху - нам неведомое. Нам так много неведомое. Недоступное.

Стихотворение У.Б.Йетса:

Все, что важно для человека,

Длится миг или день…

Крик герольда, чеканная поступь солдата -

Вот и вся его слава, вся его мощь,

Тот костер, что разожгла нощь,

Из смолистого сердца твоего брата.

Стинго: «История, рассказанная Фаррелом, глубоко поразила меня в самое сердце, и я впервые в жизни почувствовал, до какой степени я пуст».

Эта книга, рассказанная Уильямом Стайроном, производит схожее внутри читающего.

О зле в воплощении человека - настоящее зло это не опоэтизированный и драматический образ привлекательного плохого героя, злого короля, чудовища, ведьмы. Это унылое, серое, гнусное, обыденное, обычное человеческое существо, которое живет рядом, среди нас, также ест, пьет, имеет семью, развлекается, злится, радуется, испытывает те же эротические влечения. Только он не видит рядом с собой человека, он не откликается на другого, ему лично не важен кто-либо, важно долг, «там решили», начальство, так сказали, так надо. Ужасает описание дневниковых записей Хесса, их обыденность и повседневность. Для него это было просто трудной работой.

О безумии - когда человек превращается из доброго, любящего в чудовище, готовое уничтожить. Персонаж Натана очень важен для романа. Такое ощущение, что этот персонаж создан, чтобы проводить аллегорию: Натан в жизни один, он любит Софи, внимателен, деятельно добр, заботлив, умен, но когда с ним случаются его приступы безумия (здесь еще добавляется тема наркотиков, изменение сознания), он превращается в чудовище, которое готово убивать, унижать, уничтожать.

Вопросы без ответов: как получается так, что все эти люди, которые совершали эти ужасы, были активными деятелями и соучастниками, как так случилось, что они стали чудовищами или как они родились такими, или что их сделало такими. Да еще в таком огромном масштабе. Что произошло или происходило с людьми, что они жили там тогда той жизнью убийц, за идею или не за идею, почему?

«Пустопорожнее горе». Фраза Софи об обсуждении друзей Натана своей личной жизни и бесед со своими психотерапевтами. Для них их неудовлетворенные сексуальные желания были проблемами. Для Софи же это было обсуждение пустопорожнего горя. Рассуждения людей, которые настоящего горя не знали, не прикасались.

Тема рабства в Америке

У бабушки Стинго по отцовской линии были рабы. В 13 лет (а она родилась в 1948 году)

Владела двумя маленькими негритянками чуть моложе ее Друзилла и Люсинда.

Еще отец подарил ей малыша раба - Артиста, но о нем она никогда не рассказывала. (Софи вначале тоже ничего не рассказывала, слишком тяжело, тема закрыта, чтобы не бередить душу, чтобы можно было жить дальше, чувство вины).

Из письма отца Стинго:

«Никакая сила на земле не может удержать народ любого цвета кожи в омерзении и бедности, какие я наблюдаю вокруг (речь об Американском Юге) - и в городе, и в сельских местах».

История Артиста, которого продали на рабские работы в скипидарные леса Джорджии из-за наговора на него белой девицы. Никакие попытки дедушки найти Артиста и выкупить его не привели к успеху. Чувство ВИНЫ?

Тема трусости

Морис Финк не лезет к Натану, когда в Натан в безумии. Он боится его. Никто не вступается и не идет спасать или защищать евреев??

Отец Стинго

«Я всегда с нетерпением ждал от него (отца) писем и считал, что мне повезло в жизни, раз у меня есть такой вариант лорда Честерфилда, такой советчик, который доставляет мне столько удовольствия своими старомодными рассуждениями о гордости и алчности, честолюбии, фанатизме, политическом трюкачестве, половых извращениях и прочих смертных грехах и опасностях.

… и я наслаждался как сложностью мыслей и чувств, изложенных в письме, так и простотою доводов; закончив чтение очередного письма, я чуть не плакал от умиления или же сгибался от хохота, но почти всегда тотчас же обращался к Библии и перечитывал те пассажи, откуда отец заимствовал многие каденции своей прозы и многое из своей премудрости».

Мария Хант

Самоубийство Марии Хант 22 летней девушки, похожей очень на Софи внешне, в которую был по уши влюблен Стинго. Она выбросилась из окна. И как оказалось жила рядом со Стинго в Нью-Йорке. И опять мотив времени и места. И вины. Мог ли он предотвратить? А если бы знал? А как теперь с этим жить. А что я могу вообще сделать?

Он живет дальше, а она выбрасывается из окна. Ее больше нет.

Боль, угрызения совести - чувства Стинго.

И это заставляет задуматься о том, могли ли мы спасти евреев и людей из концлагерей? Те, кто знали? Не терзают ли их чувства вины, как они с этим живут? История солдата, который добровольцем ушел в Освенцим, потом бежал оттуда, рассказав миру о том, что за ужасы творятся в лагере, о массовом уничтожении. Но ему не верили, или не хотели верить, или были равнодушны, или их же не коснулось. Никто ничего не сделал.

Перечитывая заметку о смерти Марии Хант, он доходит почти до помешательства. Что же делать Софи с ее чувством вины? Как же близко. Могла или не могла она что-либо сделать? Почему она выжила, а остальные нет, а любимые нет?! Чувство вины сводит Софи с ума, возможно, уже давно свело, только ее приступы сумасшествия они не такие как у Натана?!

«Снова и снова перечитывая заметку, я дошел до состояния, близкого к помешательству, и вдруг громко застонал от бессмысленности гибели молодого, доведенного до отчаяния существа. Почему она сделала это?»

Комментарий - ответ его отца к вопросу, который задает себе в процессе чтения Стинго: «В подобных случаях мы подвергаем сомнению деяния нашего Господа, но тщетно: нам не дано их понять.

… Мария Хант росла в трагической семье. В этом печальном доме было немало неискупленной вины и ненависти»

Как один человек искупает грехи за всю семью? Как Христос искупал грехи человечества своей жизнью и смертью? Неискупленная вина, и грехи, и искупление!

Еще один возможный ответ на вопрос, а почему так, Господи? Искупление.

Как искупить вину? Это невозможно? Это не нам судить, страдать всю жизнь?

Отец продолжает: «Утешься хотя бы тем, что такая красота пусть недолго, но все же была с нами».

Контрасты и замечания:

благополучие Стинго - трагедия Артиста

фашизм как рак на теле Земли. Когда Стинго ел: «или хрящ, засевший, словно уплотненная опухоль, в бараней отбивной»

Автор показывает нам возможные ответы на вопрос, а почему так случилось, почему фашизм, расизм, рабство существуют, как это дозволено? Он говорит устами разных героев. Это и опухоль на теле человечества, и «нам не веданы пути Господни», и Бога нет, и есть. Нет ответа на эти вопросы. Их много, но каждый выбирает свой ответ.

Из письма отца Стинго - по сути описание того о чем говорится в романе:

«о гордости и алчности, честолюбии, фанатизме, политическом трюкачестве, половых извращениях и прочих смертных грехах и опасностях».

Целостная душевная структура - у Софи это структура разрушена и перебита. Как алмаз разбили молотком и все в крошки. И не собрать. Только если попытаться жить будучи этим крошечным осколком..

Вопрос об ответственности, равнодушии и том, что мы можем сделать:

Натан Стинго в разговоре о Бобби Уиде (рабе, которому отрезали его половые органы и засунули в рот):

«Ведь твой отказ признать свою ответственность за смерть Бобби Уида ничем не отличается от поведения тех немцев, которые открещивались от нацистской партии и спокойно молча взирали на то, как эти хулиганы громили синагоги и множили Kristallnach («Хрустальная ночь»)

Стинго Натану:

«Как человеку определенной национальности, которая на протяжении столетий подвергалась несправедливости гонения за то, что ее сыны якобы распяли Христа, вам, - да черт побери, вам! - следовало бы понимать, как непростительно осуждать за что бы то ни было любой народ! Любой народ, ей-богу, даже немцев!»

О Польше: «это время между двумя войнами. Представляешь, эти двадцать лет, пока я росла, только эти двадцать лет Польша была свободна. То есть столько веков была в рабстве!

Потому что в университетах и школах, знаешь, впервые была полная свобода - можно было изучать что хочешь».

Софи о еврейском вопросе: «наверное, лет 10 назад - за год или два до война - я первый раз услышала, как отец сказал Massenmord. Это было после того, как в газетах появились рассказы про то, как нацисты в Германии страшно разгромили синагоги и еврейские магазины.

Цитаты:

«Выпивка. Патентованный эликсир мечты»

О Софи: «съежилась как розовый бутон под порывом бури»

«Какая тайна есть время»

Previous post Next post
Up