![](http://pics.livejournal.com/z_bulkin/pic/00004a22)
Предание об основании родной столицы должно быть интересным каждому минчанину и не только. Оно приближается к всебелорусской значимости, так как
заявлено на включение в список нематериального историко-культурного наследия Республики Беларусь. После недавней
лекции С. Харевского, на которой я активно, но непоследовательно изложил свою версию происхождения предания о Менеске
chareuski посоветовал мне опубликовать ее в блоге. Этим постом я начинаю серию о предании. Сегодня уделю внимание источникам.
Близь этого-то мѣста, гдѣ теперь устроено [православное] кладбище [Переспа] и гдѣ, можетъ быть, истлѣли кости перваго основателя Минска, между Татарскимъ Концемъ и Переспинскимъ мостикомъ у самой нынѣшней виленской почтовой дороги, когда-то поселился, говоритъ народное преданіе, знаменитый силачъ-знахарь, по прозванію Мèнескъ или Мéнской, и построилъ на Свислочи каменную большую мельницу о семи колесахъ. Говорятъ, никто никогда не видѣлъ его, а между тѣмъ окрестности свислочской земли наполнены самыми фантастическими разсказами о его силѣ и богатырствѣ: говорятъ, что въ его мельницѣ мука мололась не изъ хлѣбныхъ зеренъ, а изъ камней; что ночью слышались тамъ какіе-то странные крики, гики, пѣсни, музыка и пляска; что въ полночь разъѣзжалъ онъ на своей мельницѣ по дорогамъ и набиралъ дружину изъ сильныхъ людей, изъ которыхъ впослѣдствіи составился цѣлый народъ и сталъ селиться рядомъ съ мельницею знахаря, и проч.
Конечно, это преданіе отзывается бѣлорусскою сказкою; но почемъ знать, не имѣетъ ли оно отношенія къ какому нибудь доисторическому событію, незаписанному въ лѣтописяхъ? Не смѣшанное ли это сказаніе о какомъ нибудь удѣльномъ кривичскомъ князѣ Менескѣ, собиравшемъ сильныхъ людей для увеличенія своего войска и для заселенія ими новопостроеннаго своего городка на берегахъ Свислочи? Отчего же не допустить по крайней мѣрѣ существованія этого Менеска, когда о немъ до сихъ поръ сохранилась пословица въ минскомъ уѣздѣ: не пайду я да Менска адъ шляху Виленска; а (если же) пайду па шляху Виленскомъ, спаткаюся (встрѣчусь) зъ Менескомъ.
(…)
Мнѣ кажется, можно допустить, что нынѣшній Минскъ получилъ свое названіе отъ имени Менеска или Менского (этого ли знахаря или, пожалуй, другого какого нибудь героя-основателя), потому что въ древніхъ грамотахъ, актахъ, записяхъ в инвентаряхъ, вмѣсто Минскъ, вездѣ говорвтся: Менскъ или Менской, и кромѣ того Гвагнинъ, въ описаніи древней Руси, Минскъ называетъ Menscum. Во всякомъ случаѣ, преданіе о Менескѣ замѣняетъ первоначальную исторію древняго Минска, построеніе котораго и возведеніе на степень города не указано ни однимъ изъ древнихъ лѣтописцевъ или историковъ. Вѣроятно, до появленія, на мѣстѣ нынѣшняго Минска, города, по обыкновенію славянъ , сначала былъ построенъ только зàмокъ или острогъ, и именно на берегахъ Свислочи, можетъ быть близь мельницы знахаря, потому что сохранившіеся до настоящаго времени зàмковые валы или окопы Замчища находятся дѣйствительно близь того мѣста, гдѣ преданіе назначаетъ оселище знахаря Менеска.
Шпилевский П. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. Статья четвертая / П. Шпилевский // Современник. - 1854.- т.48.- С. 2-3, 4. Горад гэты заснаваны нейкім асілкам і чарадзеем Менескам, які прыйшоў сюды з Польшчы. Менеск нібыта пабудаваў на рацэ Свіслач млын на сямі колах і малоў хлеб з камення. Ад такой выгаднай «работы» ён хутка разбагацеў і пачаў задаваць на сваім млыне піры, на якія запрашаў мноства гасцей.
Ен набраў сабе дружыну і па начах раз’язджаў з ёю па наваколлі, рабаваў сёлы і вёскі, падарожных. Яму мала было набытага багацця і хацелася мець столькі грошай, каб скупіць усе землі навокал.
Мясцовасць, дзе жыў гэты чарадзей, і яго млын пачалі называць Менескам.
За яго ўчынкі-зладзействы яго зненавідзела ўсё насельніцтва. Знайшлі чарадзея, больш магутнага за Менеска, і ўпрасілі яго прагнаць са Свіслачы злодзея мельніка. Чарадзей той паслухаў людзей: ён спаліў млын і сваімі чарамі прымусіў Менеска перабрацца ў іншае месца. Але паселішча, якое ўзнікла каля млына, захавала сваю ранейшую назву - Менеск.
Легенды і паданні/[склад. Я. Грынблат і А. Гурскі; рэд. тома А. С. Фядосік] - Мінск, 1983. - С. 278.
Сергеев А. Н. Преданія о некоторых русских городах и местностях / А. Н. Сергеев // Север, 1892, 5 июля, № 27, С. 1387-1388.
Первый текст принадлежит публицисту и краеведу П. М. Шпилевскому. Обратите внимание, что ударение Шпилевский ставил на первый слог. Это значит, что по-белорусски писать «Мянеск» неправильно. Самое раннее известное мне такое написание принадлежит перу поэта Р. Бородулина в
одноименном стихотворении 1967 г.
Однако во всем доверять Шпилевскому не стоит, ведь он был публицист, а не ученый. Дореволюционное окончание «-ой» во втором прозвании персонажа соответствует современному «-ий» в относительном прилагательном «Менский», образованном от слова «Менск». Таким образом, очевидно, что прозвание персонажа происходит от названия города, а не наоборот. В противном случае, названием города было бы притяжательное прилагательное, как Киев либо Туров.
Изложенная Шпилевским версия происхождения предания от «какого-нибудь удельного кривичского князя» основана на ложной «доисторической» датировке и ненаучна, но стала своего рода «городской легендой» в современном понимании. При своей очевидной слабости, «доисторическая» датировка Шпилевского, как показала недавняя лекция, до сих пор имеет сторонников, рассуждающих уже не о кривичах, а о балтах с индоариями, либо о скифах с египтянами. Альтернативе этой датировке будут посвящены следующие посты.
Другой вариант предания был опубликован в 1892 г. географом А. Н. Сергеевым. В 1983 г. был издан белорусский перевод варианта предания, текст которого здесь и представлен. К сожалению, в оригинале эту статью я не читал. В мае этого года, будучи в Санкт-Петербурге, я посетил Российскую Национальную Библиотеку и заказал ксерокопию, но мне отказали по причине ветхости журнала. Ни зарегистрироваться, ни попросить кого-нибудь возможности не было.
У Сергеева меньше мистики. Ночные шумы на мельнице имеют рациональное объяснение - пиры. Раскрыта и цель набора дружины - грабеж и скупка земли. Мельница не ездит и место «оселища» не описано, зато присутствует сюжетная развязка - злодея выгоняет приглашенный местным населением «чарадзей».
В дальнейшем на основе этих двух текстов я попытаюсь провести реконструкцию архетипа предания.
Теперь вопросы:
- Кто-нибудь знает, чем закончилась история с нематериальным наследием? Внесли ли это предание в перечень, и в каком качестве/формате/эталоне?
- ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА читающим найти оригинал статьи А. Н. Сергеева и опубликовать в своем блоге. Важна как лексика оригинала, так и контекст использования.
Upd. Вскоре после сюжета на БТ было принято
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2010 г. № 1351 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 227, 5/32509) , в которое предание не включили. Нет его и в
Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 1214 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 105, 5/34433) . В итоге, в
ПЕРАЛІК нематэрыяльных праяўленняў творчасці чалавека, якім надаецца статус і катэгорыя гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь предание так и не попало.
Upd. 05.05.2017 Получен оригинальный
текст Сергеева
Преданіе о городахъ Минскахъ.Въ Россіи есть два города Минска, одинъ - въ варшавской губерніи, а другой - губерскій городъ. Чтобы ихъ отличить, одинъ называется Минскомъ польскимъ, а другой - Минскомъ бѣлорусскимъ. Оба эти города назывались въ старину «Менесками»; подъ этимъ именемъ они и теперь извѣстны у простого народа.
Минскъ польскій (около 2 тыс. жителей) - небольшой, тихій городокъ. Преданіе говоритъ, что онъ былъ основанъ женщинами, которыя разсорились съ своими мужьями и порѣшили жить отдѣльно отъ нихъ. Тогда, будто-бы, мужья подговорили какого-то чародѣя Менеска разрушить городъ и возвратить имъ женъ. Менескъ исполнилъ это; онъ сжегъ городъ, населенный женщинами, и на развалинахъ его выстроилъ новое поселеніе, которое назвалъ своимъ именемъ.
Другой - Минскъ-бѣлорусскій (60 тыс. жителей), лежитъ при р. Свислочѣ, впадающей въ Березину, при началѣ Полѣсья и въ узлѣ желѣзныхъ дорогъ: Либаво-Роменской и Брестско-Московской. Это одинъ изъ древнихъ пунктовъ Бѣлорусскаго края; еще въ XI столѣтіи онъ упоминается, какъ городъ, входившій въ составъ Полоцкаго княжества; въ XII столѣтіи онъ былъ столицею Минскаго княжества; а потомъ вошелъ въ составъ Литовскаго великаго княжества, вмѣстѣ съ нимъ - въ составъ Польши и только въ 1793 году возвращенъ Россіи.
Бѣлорусское преданіе говоритъ, что городъ этотъ основанъ какимъ-то силачемъ и чародѣемъ Менескомъ, переселившимся сюда изъ предѣловъ Польши. Менескъ, будто-бы, выстроилъ на р. Свислочѣ мельницу о 7 колесахъ и мололъ хлѣбъ изъ камней.
Отъ такой выгодной операціи онъ скоро обогатился и сталъ задавать на своей мельницѣ пиры, на которые приглашалъ множество гостей. Онъ набралъ себѣ дружину и по ночамъ разъѣзжалъ съ нею по окрестностямъ, грабя села и деревни, прохожихъ и проѣзжихъ: ему мало было нажитаго богатства и хотѣлось имѣть столько денегъ, чтобы скупить всѣ земли округа.
Мѣстность, гдѣ жилъ этотъ чародѣй, и самая мельница его стали называться «Менескомъ».
Своими поступками онъ навлекъ на себя ненависть всего населенія, которое нашло колдуна, болѣе могущественнаго, чѣмъ Менескъ, и упросило его изгнать со Свислочи злодѣя мельника. Чародѣй исполнил эту просьбу: онъ сжегъ мельницу и силою своихъ чаръ приказалъ удалиться Менеску въ какую-нибудь другую мѣстность.
Поселеніе, возникшее на мѣстѣ прежней мельницы Менеска, сохранило свое прежнее названіе.
Источник: Сергеев, А. Н. Предания о некоторых русских городах и местностях / А. Н. Сергеев // Север, 1892, 5 июля, № 27, С. 1387-1388.