Гераклит из Эфеса (ок. 540- 480 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Автор философского сочинения, сохранившегося лишь во фрагментах. Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула басилевса в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка был назван "Тёмным", ибо люди не понимали ни его, ни его Учения а также "Плачущим" - из-за того, что не раз выражал в своих текстах жалость к людям, бессмысленно проводящим свою жизнь. Гераклит автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется», но более правильный перевод: "Все течёт и движется, и ничего не пребывает".
По учению Гераклита, божественное единство (разум, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества. Космос вечно существует в размеренных циклах, меру которым задает он сам, в том аспекте, в котором он тождествен богу; космос есть "вечно живой огонь", и эта физическая сторона его существа позволяет ему каждый раз совершать нисхождение от чистого состояния (мировой пожар) к состоянию связанности с другими элементами (природная чувственная жизнь).
Чувственный мир подобен текущей реке, воды которой каждый раз в своем движении обновляются (отсюда не принадлежащая Герклиту, но устойчиво за ним закрепленная формулировка "в одну реку нельзя войти дважды"). Все находится в состоянии постоянного изменения и борьбы (войны), одно возникает за счет уничтожения другого и существует как напряженная гармоническая взаимосвязь различных противоположностей. Мир вечен, существует циклически. Основу его составляет огонь. Остывание огня порождает другие "элементы" и многообразие вещей. После этого периода "нужды" наступает период "избытка" огня, сжигающего весь мир и творящего над ним суд. Но изменяющийся мир изменяется по законам и им правит единое божественное мудрое начало, творящее правосудие. По некоторым признакам учение о едином начале Гераклита сходно с учением о едином бытии Парменида, однако методологически Гераклит и Парменид строят свою философию по-разному: Парменид логически выводит единство бытия из понятия о бытии, а феноменальный мир попросту отрицает, Гераклит идет к понятию о едином начале, не отрицая множественности чувственного космоса, усматривая в циклах его существования проявление вечного закона.
Человек, по Гераклиту, сходен с миром, состоит из огненного начала, души, и тела. "Наилучшей и мудрейшей" душа становится когда она - "суха, светообразна", не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу "влажной", слабой. Мудрость, по Гераклиту, в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, "знать все как одно", жить здравым рассудком, общим для всех. Погруженность в отдельное, частное сознание препятствует постижению целого и единого, такие люди "присутствуя, отсутствуют", подобно спящим, они живут своим умом, пребывая в мечтаниях. В этой связи Гераклит критиковал многознание, не научающее уму, современные ему религиозные обычаи (оргии вакхантов), принципы демократии. Демократия в политике воспроизводит чувственный хаос чувственного мира, являя воплощение принципа множественности на уровне социума. И как наилучшим и разумным в природе вещей является божественное разумное единство, так и в социальной жизни следовало бы по возможности придерживаться единства. Формальной стороной единства и стержневым моментом построения любой формы государственности является закон, так что даже и при демократической форме правления соблюдение законов должно быть главнейшим принципом управления. Но все же «закон в том, чтобы повиноваться воле одного».
Подытоживая, его мировоззрение характеризует ряд моментов:
♦ мир, все его многообразие существовали всегда;
♦ мир един, в основе его образования и существования лежит определенный порядок (логос, огонь, справедливость и т.д.);
♦ основа (одна из основ) мира - противоположности, которые пребывают в вечной борьбе друг с другом, но и едины в этой борьбе;
♦ противоположности эти не застывшие, они переходят друг в друга, они подвижны, как подвижно все в мире;
♦ человеку трудно, но необходимо усвоить, что мир образуют противоположности, борющиеся и составляющие единство, - переходящие друг в друга противоположности.
"Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный".
"Дважды не войти в одну и ту же реку, ибо притекает другая вода".
"Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, равно как и дважды коснуться смертной природы в прежнем состоянии: она рассеивает и собирает, одновременно образуется и убывает, приближается и удаляется".
"Постоянство - в изменении".
"Получить все сразу не есть благо".
"Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых".
"Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали справедливым, другое - несправедливым".
"Море - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям - негодная для питья и губительная".
"Путь вверх-вниз один и тот же".
"Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти [противоположности], переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти".
"Для них непостижимо, как нечто может согласоваться с собственным противоречием".
"Все течет, все изменяется".
You can watch this video on www.livejournal.com
https://my.mail.ru/inbox/zabpo/video/_myvideo/17.html
You can watch this video on www.livejournal.com
https://my.mail.ru/inbox/zabpo/video/_myvideo/18.html