Недавно ходили в Фоменко на «Начало романа».
Это прекрасный спектакль по одному лишь первому тому «Войны и мира». В том, что том только первый, безусловно, есть своя магия, потому что вся махина текста стоит за спектаклем. И юный чудесный Петя Ростов - здесь совсем ребёнок - ещё погибнет в бою, и все будут вспоминать, как он предлагал им изюм. Наташа вырастет и полюбит Андрея, и дрогнет под напором Анатоля, и выйдет замуж за Пьера, но это все ещё нескоро. Пока уютные Ростовы ставят домашний спектакль, а Наташа, резкая, угловатая, зелье-девка, - целует Бориса.
Все актёры здесь играют по две-по три роли. Я вообще плохо узнаю актеров, а Куликов удивляется, как я его-то узнаю по утрам. Поэтому мне все понравилось - каждый раз как новый актер. Хотя, очевидно, создатели спектакля рассчитывали на эффект противоположностей: Наташа - Элен, граф Ростов - князь Курагин. Есть и странные решения. Например, совсем ещё молодой Николай Ростов - внезапно седой, а Пьер - старый и снова похож на Бондарчука из советского фильма. Эх, Пол Дано, вы лучший Пьер, кто бы что ни говорил.
В финале спектакля Андрей Болконский наденет на голову железный тазик и сгинет на войне. А маленькая княгиня будет стоять под траурным покрывалом. Мы хорошо знаем, что все будет не так, как в песенке про Мальбрука. Что маленькая княгиня не успеет стать вдовой. Но и ее жизнь вскоре покроется саваном, и Андрея все равно заберёт война. И с такой любовью, так изящно, так тонко здесь все сработано, что бог с ней с последовательностью.
Мальбрук в поход собрался
Mironton, mironton, mirontaine
Бог весть вернётся ли
Бог весть вернётся ли