Загадочная обезьянка.

Apr 04, 2016 11:22




Это моя любимая из историй о фресках генуэзских дворцов, которую я несколько лет к ряду все мечтала описать и проиллюстрировать, но то фотографий не хватало, то каких-то необходимых фактов.
Библиотека факультета изящных искусств находится во дворце семьи Бальби, на одноимённой улице в Генуе.


Ради такой библиотеки сразу хочется все бросить и немедленно начать изучать изящные искусства...

Потолок одного из залов библиотеки оформлен фреской известного генуэзского художника Доменико Пиолы (Domenico Piola) второй половины 17 века. Больше информации о художнике здесь (англ) и здесь (итал).

Зал называется Аполлон и музы.



Центром композиции является Аполлон - покровитель искусств (блондин в центре фрески), окруженный девятью музами.
Согласно древне греческой мифологии, музы есть покровительницы искусств и наук. Их девять по количеству искусств и наук, соответственно. Любопытно перечислить их, потому что современный список искусств сильно расширен. Итак, Каллиопа - эпическая поэзия, Эвтерпа - лирическая поэзия и музыка, Мельпомена - трагедия, Талия - комедия, Эрато - любовная поэзия (отдельно от лирической!), Полигимния - пантомима и гимны, Терпсихора - танцы, Клио - история, Урания - астрономия и наука.



Идентифицировать все девять муз на фреске это интересная головоломка. Студенты, которые проводят экскурсии по этим комнатам, каждый раз выдают разные версии... Здесь, как мне кажется, Полигимния и Мельпомена.


А здесь легко заметить Уранию, по поводу остальных сказать сложнее.



Напротив Аполлона - Клио, Эвтерпа и ???. Но самое интересное это, конечно, обезьянка, притаившаяся под одной и колонн. Она рисует автопортрет.


Любители квестов могут поломать голову, о том что этим хотел сказать художник.[Ответ, здесь...]
Как вы уже, наверное, заметили живопись не попала в список искусств согласно Греческой мифологии. Это отношение к живописи как к репеслу, распространилось вплоть до 17 века. В то время как архитектура или музыка считались высокими материями, художников почитали за обычных оформителей. А все потому, что согласно пониманию того времени, художники не создавали ничего нового! Ведь они просто копировали существующее, в отличие от музыки, или даже архитектуры.
В виде обезьянки, рисующей автопортрет, художник аллегорически изобразил себя, чтобы подчеркнуть отношение публики к живописи. Это был его личный протест против сложившегося уклада вещей.
В одном из дворцов в Генуе есть потолок с неоконченной фреской другого автора. Незаконченность объясняется тем, что хозяин и заказчик просто выгнал художника, так как ему надоело кормить и квартировать бездельника. К тому же этот запах краски... А неоконченную фреску он приказал замазать белой штукатуркой. И только через несколько сотен лет, современные исследователи заметили фреску во время реставрации.
Эту проблему часто подчеркивал и другой известный генуэзский художник того же времени - Алессандро Маньяско. Ниже его картина под названием Художник попрошайка. Убогая атмосфера, странствующий музыкант одетый в лохмотья - сарказм на тему жизни художников и музыкантов 17 века.



От Маньяско легко было ожидать чего-то подобного. Он невероятный художник для своего времени.

Сравните эти две картины.
Монахи ордена капуцинов греются у костра.



Монашки пьют горячий шоколад.


Комментарии излишни.
Больше про Маньяско можно почитать, например, здесь.

загадка обезьянки, фрески

Previous post Next post
Up