Конфуцианство как колыбель социализма

Jan 11, 2012 09:41





По мнению большинства культурологов, создателем современного облика китайца стал Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.), в латинской транскрипции - Конфуций. Предмет его учения - управление государством.

Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: 1) по отношению к родственникам, 2) к общине, 3) к государству. Основными принципами, регулирующими указанные взаимоотношения, Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие» и «взаимность».

Человеколюбие - свойство только благородных людей. Благородный муж думает о морали, а низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж относится ко всем одинаково, а низкий человек пристрастен. Благородный предъявляет требования к себе, низкий - к другим. Благородные хотя и живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие же люди следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Свою реформу управления Конфуций предлагал начать с того, что им было названо «исправлением имен». Дело не в том, чтобы имена привести в соответствие с новым положением вещей. Напротив, положение вещей следует вернуть в соответствие с их именами. Государь должен быть государем,  сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном. Будущее должно быть подобно прошлому.

Конфуцианский закон «Великое учение» гласит:

В древности желавшие высветлить светлую благодать ... предварительно упорядочивали свое государство, желавшие упорядочить свое государство предварительно выравнивали свою семью, желавшие выправить свою семью предварительно усовершенствовали свою личность, желавшие усовершенствовать свою личность предварительно выправляли свое сердце, желавшие выправить свое сердце, желавшие выправить свое сердце, предварительно делали искренними свои помыслы, желавшие сделать искренними свои помыслы предварительно доводили до конца свое знание. Доведение знаний до конца состоит в выверении вещей.

За выверенностью вещей стоит совершенство знания, за совершенством знания следует искренность помыслов, за искренностью помыслов следует выправленность сердца, за выправленностью сердца стоит усовершенствованность личности, за усовершенствованностью личности следует выравнивание семьи, за выравненностью семьи следует упорядоченность государства, за упорядоченностью государства следует уравновешенность Поднебесной».

Первоначально конфуцинаство мало кто воспринимал всерьез, но затем более чем на два тысячелетия оно стало официальной идеологией, определяющей нормы жизни Китая, страны, которая в начале 21 века как никто другой близка к лидерству в глобальном масштабе.

Вместе с тем, существовали и критики конфуцианства. К ним относят т.н. моистов (Мо Ди ок 480-381 до н.э.), утверждавших идеи всеобщей любви, а также даосов (Лао Цзы ок. 369-289 до н.э.), которые утверждали этический идеал соврешенномудрого, противопоставляемый конфуцианскому идеалу благородного мужа. Безымянное дао есть небытие о котором можно говорить только отрицательно. Дао - это бытие, имеющее имя. Физическим аналогом дао являются небо и земля. Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение и есть единственное постоянное в мире вещей.   Конфуцианская «взаимность», с точки зрения даосов, есть просто обмен услугами, тогда как человек с «высшим дэ» подобен дао, не имеющему имени.   Его главное качество - недеяние, поэтому он ни во что не вмешивается.

Тем самым, даосы отвергли ценности конфуцианцев - человеколюбие, справедливость, мудрость, почтительность.

Существовала одна философско-политическая школа, которая отвергала и конфуцинаство, и моизм, и даосизм. Это, так называемые легисты, или  школа закона - «фа-цзя». Легисты порвали с представлением о государстве как о большой семье. Между людьми, считали они, вообще не должно существовать личных отношений, допустимы же только правовые отношения. Первым крупным теоретиком и практиком легизма был Гунн-сунь Ян (390-338 до н.э.). Получив в качестве награды правление области Шан, он стал именоваться Шан Яном. В царстве Цинь были проведены реформы, известны как реформы Шан Яна. Вводилась частная собственность на пахотные земли.В области также создавалась система круговой поруки и взаимных доносов.

Шан Ян и другие легисты говорили о неизменно злой природе человека, которым можно управлять только с помощью страха и наказаний. В споре с конфуцианцами Шан Ян доказывал, что в древности, когда люди были просты и бесхитростны, существовала возможность управлять ими на основе добродетели, теперь же когда люди стали умны и коварны, правитель должен опираться только на силу. Добродетель сплачивает людей, заставляет их поддерживать и выручать друг друга, покрывать преступления. Поэтому в хорошо управляемом государстве много наказаний и мало наград, жестокими наказаниями караются даже самые мелкие преступления, люди разобщены взаимными доносами, подозрительностью и слежкой.

Система Шан Яна не сразу привилась в царстве Цинь. После смерти его покровителя Сяо Гунна, Шан Яну пришлось бежать от гнева народа, никто не соглашался его укрыть. В конце концов, реформатор был выдан и разорван колесницами в 338 г до н.э.

В 221 году до н.э. царство Цинь выходит победителем в борьбе царств. При императоре Цинь Шихуанди легизм восторжествовал во всем Китае. Конфуцианские и даосские книги сжигались. За их утайку отправляли на строительство Китайской стены. Сам император заболел манией преследования. Вдохновитель его реформ Ли Сы был казнен на базарной площади, вся его родня уничтожена.

Вскоре империя Цинь пала. С 206 г. до н.э. начинается период Хань. В 136 году до н.э. ханьский император У Ди возвел конфуцианство с сильной примесью легизма в ранг государственной идеологии. Синтез конфуцианской этики и легистской государственности привел к созданию специфической культуры Древнего Китая.

Настоящий исторический очерк прямо указывает на то, что именно Конфуций впервые стал основоположником базовых ценостней, присущих социализму. Также считаю, что термин "выверение вещей" в полной мере отвечает целям и задачам концепции социальных индексов, кратко изложенной здесь: http://za-indeksi.livejournal.com/10492.html, подробнее в трех частях здесь: http://http://za-indeksi.livejournal.com/5563.htmlhttp://http://za-indeksi.livejournal.com/5638.htmlhttp://za-indeksi.livejournal.com/8644.html.

Конфуцианство, история, социализм, общество, справедливость

Previous post Next post
Up