Станция "Родина".
Летом мне довелось посетить один из чудеснейших уголков СССР - детскую железную дорогу в Горьком. Я нарочно использую устаревшие на полтора десятилетия топонимы: время там почти застыло.
Белые скульптуры пионеров-железнодорожников, аккуратные клумбы, льющиеся из репродукторов песенки Шаинского (которые я так ненавидел в детстве), довольные дети и прочее-прочее - все это как будто из советского прошлого…
Дорога
расположена в нижегородском районе Канавино вблизи метро "Чкаловская" и сада имени 1 Мая. На ней три станции: "Родина", "Счастливая" и "Пушкино". Поездка на поезде по всей длине дороги занимает минут 45.
Улица Октябрьской Революции, 33. ДК имени Ленина (1924-1928). Портик крупным планом
Прежде чем перейти к рассказу о достопримечательностях ДЖД, стоит упомянуть о ее ближайших окрестностях. Главный вокзал - станция "Родина" - расположен на обширной площади рядом с Дворцом культуры имени Ленина (1924-1928, архитекторы С.А. Новиков, Е.М. Мичурин, В.А. Чистов, А.Н. Полтанов).
Здание ДК было одним из самых крупных в раннесоветской архитектуре. Построенное во времена, когда конструктивизм еще не был господствующим стилем, оно сочетает в себе черты суровой "красной дорики" и утилитарного модерна. Самая впечатляющая часть здания - мощный и лаконичный портик. Боковые крылья не так выразительны и скорее напоминают торговые пассажи первых десятилетий ХХ века.
ДК имени Ленина (1924-1928). Общий вид сбоку
Прямо перед портиком дворца площадь украшает пышный послевоенный фонтан. К сожалению, сейчас он не работает, да и часть деталей утрачена. Судя по местной прессе, у муниципальных властей есть планы его восстановления.
Послевоенный фонтан на площади перед дворцом культуры
Окрестности площади - это причудливая смесь всех эпох советской архитектуры. Здесь есть архаичные кирпично-деревянные трехэтажки середины 1920-х (первый в Нижнем советский квартал), стильные конструктивистские четырехэтажки, суровые довоенные сталинки, и даже прекрасный дом с башенкой начала 1950-х…
Октябрьской Революции, 56-58. Выход из метро "Чкаловская", расположенный между двумя трехэтажками середины 1920-х.
Октябрьской Революции, 37. Конструктивистский дом. Похожие есть, например,
в Подольске и во многих других городах.
Октябрьской Революции, 35. Послевоенный дом с башенкой. Возможно, что его автор также архитектор А. Яковлев.
Станция "Родина"
Станция "Родина". Общий вид вокзала.
"Родина" - единственная сохранившаяся с 1930-х годов и используемая по своему назначению станция дороги. Вокзал другой конечной - станции "Счастливая" (не путать с действующей) - ныне служит горожанам, как ЗАГС.
Дьяконова, 1. Бывший вокзал станции "Счастливая". Архитектор В.М. (Б.М.?) Анисимов. 1939.
Когда из-за преступного произвола чиновников в 1965 году дорогу закрыли на две трети длины, навсегда были утрачены красивейшие деревянные вокзалы на промежуточных станциях "Пушкинская" (также не путать с действующей платформой) и "Маяковская", построенные по проекту архитектора Бажана. Так,
станция "Пушкинская" была оформлена по мотивам сказок, с резными сказочными теремками. Над ее созданием трудилась бригада лучших плотников из Борисоглебского колхоза имени Коминтерна.
Станция "Родина". Вид на вокзал снизу.
Вокзал станции "Родина" построен по проекту архитектора
Александра Яковлева (1879-1951) в 1939 году. Своей формой и планом - цилиндрический главный объем и прямоугольная пристройка-"трапезная" - это здание более всего напоминает одну из разновидностей русских храмов второй половины XVIII столетия (например,
церкви в Подмоклово под Серпуховым или
в селе Пехра-Покровское). Внешнее оформление также имеет немало параллелей с этими храмами (вот еще один неожиданный "выверт" советской архитектуры!).
Особый интерес представляют хорошо сохранившиеся скульптуры юных железнодорожников наверху здания - они пережили многие сотни своих когда-то многочисленных собратьев.
Станция "Родина". Скульптуры
Станция "Родина". Девочка с книжкой и вороной.
Станция "Родина". Юноша с фонарем. Похож на молодого Ленина
Станция "Родина". Памятник кой-кому с детьми
Станция "Родина". Пути
Сходство с храмом усиливают и парадные интерьеры вокзала - колонны, расписной потолок. Эта картина, очевидно, была недавно поновлена, но достаточно деликатно - только краски стали чуть ярче.
Думаю, стоит сделать опись персонажей и предметов на ней: райские сады - 1 шт., матрос - 1 шт., корабль - 1 шт., дети - много, паровоз настоящий - 1 шт., паровоз игрушечный - 1 шт., планер - 1 шт., железнодорожник - 1 шт., лестница сталинская монументальная - 1 шт., планер игрушечный - 1 шт., мост - 1 шт., павильон сталинский со шпилем - 1 шт., голуби - 2 шт., брошенные букеты - 2 шт., синее небо - 1 шт., горы, облака и т.п.
Станция "Родина". Роспись купола.
Станция "Родина". Роспись купола. Фрагмент с мостом
Станция "Родина". Роспись купола. Дети с планером
Станция "Родина". Роспись купола. Группа на лестнице
Станция "Родина". Роспись купола. Сталинский павильон
Станция "Родина". Роспись купола. В небе реактивные самолеты, отдаленно напоминющие МиГ-15.
Станция "Родина". Роспись купола. Мост с паровозом.
В пути
Дорога, начинаясь в "советском раю", быстро его покидает и идет по суровой и простецкой местности - мимо гаражей, заболоченного Шуваловского озера, частных домов и разномастных двухэтажек. Особую прелесть поездке придают два открытых вагона типа "дилижанс", в которых не душно и очень удобно фотографировать :-)
В открытом вагоне
У переезда
По пути у поезда дважды перецепляют тепловоз, причем на станции "Пушкинская" он идет по рельсам, изготовленным на заводе великого князя Белосельского в 1896 году.
Тепловоз ТУ2-233 в тупике на станции "Пушкинская"
Двухэтажка у станции "Пушкинская"
На станции "Пушкинская". Тепловоз идет по рельсам 1896 года
В открытом вагоне
Время в Нижнем течет медленнее, чем в Москве, но все равно неизвестно, сколько еще продержится этот уголок СССР, простоят статуи, проходят поезда...
Очень рекомендую посетить страницу с подробной информацией о ДЖД и ее старыми фотографиями:
http://www.dzd-ussr.ru/towns/gorky/index.html На перегоне от "Счастливой" к "Родине"
Вместо заключения предоставлю слово своему сыну Пете: "Я с папой тоже ездил в Горький. Мне там больше всего понравилось как пирицыпляют тепловоз пионэры. Хочу еще туда съездить". Кстати, часть фотографий в этой подборке сделаны им.
В открытом вагоне