Фильм Прометей, христианство и насекомые

Jun 28, 2012 03:22



Посмотрел фильм "Прометеус" или "Прометей". В жж Галковского совсем недавно был пост на эту тему. Смотрел в плохом качестве, так что о красотах декораций ничего сказать не могу. Думаю, вряд ли бы вообще посмотрел этот фильм без поста ДЕГа.

После четвёртой части "Чужих" франшиза выродилась в бесконечный сериал из фильмов категории B. Чужие и хищники в разных комбинациях мутузят друг друга на фоне малоаппетитных актрисок и невыразительных актёров.

Но после поста ДЕГа - решил посмотреть. И действительно воспринимается приквел "Чужого" скорее как визуальная иллюстрация к размышлениям Дмитрия Евгеньевича о дохристианской и христианской цивилизации. Сделано словно специально в такой гротесковой манере, с использованием проверенных штампов массовой культуры, чтобы зритель без нужных знаний о мире тоже смотрел фильм и радовался, а в это время ему на подкорку записывались нужные темы.



Фундаментальные представления о мире нужны, чтобы чётко оценивать оперативную информацию. Когда к тебе подходит человек в общем добродушный и начинает рассказывать про события в 900 году нашей эры и на основании этого предлагает тебе любое дело, политическое или экономическое, то неплохо бы знать некоторые вещи. Они помогают избегать лишних ошибок. Дяденьке с темой из 900 года нужно умело улыбнуться и перевести разговор на погоду. Даже не надо ничего ему объяснять. У Вас логика, а у него схема финансирования.

К примеру, если бы я в 1998 году бегло знал реальную советскую историю, а не то, что советские и постсоветские историки рассказывали сами о себе, то хранил бы свои деньги не в рублях (а ведь я специально перевёл из долларов в рубли, идиот), а в долларах. Может быть это маленькое решение сделало меня в Минске не нищим и голодающим молодым человеком, а уважаемым бизнесменом.

Но я как дурачок слушал россказни про падающий доллар, который ничем не обеспечен, да наполнялся патриотической гордостью за свою страну. Оказалось, что и страна не моя, да и рубль пустая бумажка. Ничем не обеспеченный доллар прекрасно существует, зеленеет, а рубль падал в цене такими темпами и будет падать с такой же цикличностью. Ровно поэтому сегодня я все сбережения делаю в долларах, что и вам, мои читатели, рекомендую. Патриотизм патриотизмом, но денежки любят счёт, а не вычет.

Но вернёмся к фильму. В фильме ненавязчиво говорится о том, что в поисках истоков цивилизации можно найти эти самые истоки, себе на беду. Я так понимаю всё время бедному зрителю внушалось, что христианам лучше не копать глубоко в своей истории. Могут накопать себе и злобных создателей и чужих впридачу.



Первую сцену я воспринял не как описано в википедии. Мол, представитель расы инженеров-титанов приносит себя в жертву, чтобы на Земле появилась жизнь. Нет, я это воспринял абсолютно в римском стиле. Дяденька нашалил и ему дали возможность закончить жизнь самоубийством. И вот он берёт чашу с ядом и распадается на части, на куски генома. Летающая тарелка парит в воздухе и меняет своё расположение только после первого глотка. Мол, смерть зафиксирована, можно сообщить императору. Но из остатков генов мятежного титана эта самая жизнь случайно зарождается на Земле.

В дальнейшем эта версия вполне подтверждается тем, что другие инопланетяне горят желанием уничтожить остатки генов, которые стали основой для появления человечества. То ли дяденька-инопланетянин сильно шалил, то ли его гены очень опасны, то ли люди совершенно не входят в планы расы инопланетян, трудно понять.

В любом случае, чужие в приквеле наконец получают свою историю. Они специальное оружие против людей. Если же верить фрескам в хранилище, то чужие - это часть мифологии титанов. Их проклятие. И даже часть религии. И они давняя проблема самих титанов, а не просто какое-то оружие массового поражения.

Христианские мотивы отражаются крестиком на шее главной героини. То, что уничтожает титанов, теперь уничтожает людей. Но её последний поступок можно понять и как языческий. Она решает полететь задать несколько вопросов на родной планете инопланетян. Видимо, прихватив с собой груз чужих. Это христианство не теоретическое, а практическое, в европейском стиле. Типа, мы вас всех, гадов, простим. Потом.

Европейцы как-то пришли к компромиссу между христианством и дохристианской культурой. Параллельно библейским сюжетам в пакет культурной обработки входит и греко-римская мифология.

Весьма забавен и персонаж-робот. Он придаёт конфликту между працивилизацией и цивилизацией дополнительный объём, ведь робот себя воспринимает как постцивилизацию. Для него инопланетяне - это боги богов, создатели создателей. И кстати, именно это примиряет его с людьми. Правда, несколько поздновато.

Сами по себе фильмы с чужими - монстрами из космоса давно свелись к знакомой схеме. Кроме того, сам образ чужих позволяет пугать уже несколько поколений зрителей.

Секрет возникновения ужаса перед чужими на мой взгляд заключается в нескольких весомых пунктах, которые стрательно воспроизводятся.

- Чужие явно насекомые. А насекомые, особенно гигантские насекомые вызывают у людей животный ужас. Представьте себе гигантского таракана. Или муху. От Кафки до рядового фильма ужасов из восьмидесятых годов прошлого века - приём срабатывает как часы. Насекомые инстинктивно воспринимаются как потусторонние чудовища. Их хочеться уничтожить, убить, раздавить. Если хочешь показать врага, которого не надо понимать, только убивать - лучше не придумаешь. Вспоминаем жуков из "Звёздной пехоты".



Даже допустим, что режиссёр захочет показать какого-нибудь милого мураша-инопланетянина. В мультиках - без проблем. В фильмах - хм, придётся очень постараться, чтобы все эти антенны, хитин, лапки и жвала показать как милое лицо.

- Способ размножения у чужих - ступенчатый, как у насекомых. Но это ладно, я уже об этом написал. Всё ещё хуже. Одна из стадий чужих заставляет откладывать личинки прямо внутрь человека. Это даже писать противно, не то видеть на огромном экране. Люди крайне не любят, когда в них кто-то живёт. Их это бесит, их это пугает. Бычий цепень из учебника по биологии - вот реальный кошмар. Кинематографисты не могли не использовать эту тему.

- Чужие - это яркий пример инопланетного организма, с которым никакие переговоры невозможны. Даже сама мысль о таких переговорах не возникает. Чудовище просто пожирает и уничтожает всё на своём пути. То есть это идеальный кинематографический враг. Герой даёт волю своим инстинктам убийцы и зритель ему сопереживает безо всяких угрызений совести. Кстати, именно поэтому постсоветский кинематограф так ошибается пытаясь сделать ставку на постоянное возвращение к второй мировой. Немцы из прошлого века, к которым наши современники никакой ненависти не испытывают, очень плохой враг.

Схема фильма предельно проста. Сюжет об одном выжившем из полка. Причём, история всегда рассказывается самим выжившим. Поэтому она предельно героическая и пафосная.

В принципе, "Прометей" - это обыкновенный фильм про чужих, где вместо хищников появляются титаны. Но несколько текстов Галковского про христианство делает фильм более увлекательным зрелищем. Количество смыслов увеличивается в разы.

Галковский, кино, Прометей

Previous post Next post
Up