Исследования в социальных сетях

Jul 22, 2014 16:17

Мне, как социологу, очень интересно отслеживать передовые методы изучения поведения людей. Сейчас наиболее модные научные разработки связаны с социальными сетями. Современные технологии открыли ящик Пандоры. Мы получились колоссальные возможности, на порядок увеличили возможности коммуникации, экономим и тратим время как нам нравится. Но у всего этого есть и обратная сторона. В социальных сетях стали изучать нас. А данные, которую получают во время таких исследований - пытаются использовать для влияния на менее продвинутые социумы.

Раньше такой социальной технологией была социал-демократия, забастовки, коммунистические идеи. Теперь в ход пошли пользователи компьютеров, смартфонов, игровых приставок.

Некоторое время в мировой прессе промелькнули сообщения об экспериментах, которые проводятся в социальных сетях по заказу Пентагона. Минобороны США направляет миллионы долларов на исследование в области управления поведением пользователей соцсетей. В в таких социальных сетях как Facebook, Twitter, Reddit и Kickstarter изучалось как определённая информация, маркированная эмоционально, влияет на поведение пользователей. В прессу просочились сведения, что использовались сообщения, связанные с Леди Гагой и Джастином Бибером.

Группа исследователей на протяжении долгого времени занималась выявлением закономерностей, например, они выясняли, когда люди чаще всего добавляют кого-то в друзья, когда делятся контентом, распространяют мемы и так далее.



Таких проектов по данным в открытых источниках зафиксировано несколько.

Проект SMISC подразумевает создание средств отслеживания мемов, распознавания пропагандистских кампаний, определения их источников и осуществления контрмер.

Управление перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) объявило о начале проекта "Социальные медиа в стратегической коммуникации" (Social Media In Strategic Communication, SMISC). Он рассчитан приблизительно на три года; подрядчики, которые будут окончательно отобраны до 11 октября, получат в
общей сложности около $42 млн.

Заявленные цели проекта, согласно оригинальному описанию DARPA, таковы:

Обнаружение, классификация, измерение и отслеживание
а) образования идей и концепций (мемов)
б) целенаправленного распространения сообщений и
дезинформации;

Распознавание структур пропагандистских кампаний и операций влияния на
сайтах и сообществах социальных медиа;

Идентификация участников и их намерений, измерение эффекта кампаний
влияния;

Противодействие враждебным кампаниям влияния с помощью контрсообщений.

DARPA подчёркивает, что область применения ПО, разрабатываемого в рамках SMISC, - среда, в которой действует армия США, и места, где она "проводит операции". Журнал Wired полагает, что аудитория проекта - американские
военнослужащие за рубежом и иностранные граждане (по закону Смита-Мандта 1948 года, пропаганда на территории США незаконна).

Интересен список технологий, которые DARPA полагает ключевыми для проекта SMISC. Среди них - лингвистический анализ, распознавание паттернов, эмоций и "культурных нарративов", теория графов, краудсорсинг, автоматическое создание контента, боты. Чтобы понимать социальные медиа, уверены в DARPA, нужно в первую очередь уметь моделировать динамику развития сетей: анализ сетей как статичных структур, увы, приводит к неверным результатам.

Для иллюстрации того, как будет работать будущая система, DARPA рассказывает туманную историю о некоем индивиде, которого в социальных медиа предлагалось линчевать; страсти накалились, но занимавшиеся мониторингом ответственные люди держали кризис под контролем с самого начала и предотвратили атаку на дом
несчастного с помощью своевременных сообщений. Так вот, SMISC-результат - это якобы то же самое, только в автоматическом/полуавтоматическом режиме.

Команда Массачусетского технологического института (США) выиграла $40 тыс. в конкурсе на вычисление координат десяти метеорологических воздушных шаров с помощью социальных сетей.

Ей понадобилось на это менее девяти часов, хотя красные шары диаметром 2,43 м были разбросаны по всей территории Соединенных Штатов.

Конкурс Network Challenge проводился Управлением перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ (DARPA) Пентагона в честь 40-летия системы ARPANet, предшественника современного Интернета. Сеть ARPANet была разработана Управлением перспективных исследований (ARPA), созданным в структуре Министерства обороны США в 1958-м и позднее переименованным в DARPA.

Каким образом МТИ выиграл конкурс, не сообщается. По данным газеты Washington Post, на поиск каждого шара легендарный вуз потратил $4 тыс. (информатор, первым называвший местонахождение шара, получал, к слову, $2 тыс.).

По словам представителей DARPA, цель конкурса заключалась в изучении того, как масштабные проблемы могут решаться с помощью инструментов социальных сетей. Ученых интересовали такие вопросы, как мобилизация, сотрудничество и доверие внутри этого интернет-феномена.

На Facebook также был проведён эксперимент, в ходе которого приняло участие 700 тысяч человек, из ленты которых убрали негативные или позитивные отзывы к записям. Оказалось, что положительная или отрицательная оценка поста сильно влияет на то, как человек реагирует на запись. Даже если раньше он негативно относился к предмету, то увидев только лишь положительные комментарии о нем, пользователь может поменять свое мнение.

Скрытый психологический эксперимент над эмоциями сотен тысяч пользователей Facebook проводился учёным, который получает финансирование от Министерства обороны США. В социальных сетях такая информация вызвала волну негодования. Исследователи сделали из посетителей сайта подопытных мышей без их ведома.
Facebook тайно манипулировал эмоциями пользователей в рамках психологического эксперимента, который мог финансироваться Пентагоном. Как выяснили американские СМИ, Минобороны США выделяло деньги на некоторые проекты авторов работы. Это подняло волну негодования в соцсетях.

Психологи провели социальный эксперимент, изменяя посты в новостной ленте пользователей Facebook, чтобы узнать, как эмоции других людей влияют на авторов записей. Как сообщает издание SCG News, исследование имеет отношение к проекту Пенгагона под названием Minerva Initiative. В его рамках различные университеты получают финансирование на масштабное изучение общественного мнения, установок и социальных опасений по всему миру.

Так, учёный Джеффри Хэнкок, указанный среди авторов исследования в Facebook, получал финансирование в рамках Minerva Initiative на свою работу под названием «Корнелл: Изменение дискурса и социальной динамики в авторитарных режимах».



Проект Minerva Initiative, как указывается на его сайте, сотрудничает с командами исследователей в 32 университетах. Четыре из них находятся за пределами США. Отмечается, что в 2014 году в рамках проекта будет потрачено $6 млн. $17 млн предусмотрены на ближайшие три года.

Как сообщалось ранее, социальная сеть Facebook провела эксперимент, изменяя число позитивных либо негативных записей в новостной ленте. Оказалось, зависимость прямо пропорциональная: чем больше позитива вокруг, тем больше положительных записей на страницах у пользователей.

В манипуляции Facebook, сами того не подозревая, были вовлечены около 700 тыс. людей. Эксперимент длился в течение одной недели в январе 2012 года. Редактировали ленты новостей пользователей научные сотрудники журнала, который издаёт Национальная академия наук США.

И хотя доля позитивных записей при редактировании обновлений возрастала всего на 0,1%, воздействие всё равно приобретает значительные масштабы, ведь число пользователей социальной сети Facebook достигло уже 1,3 млрд человек.

Изучение социальных сетей позволяет выявлять лидеров мнений и использовать эти данные для быстрого распространения необходимой информации или борьбы с вражеской пропагандой. Так же стало довольно легко выявлять сети ботов или оплачиваемых специалистов по управлению общественным мнением в социальных сетях. По некоторым данным эти методы тестировались во время "арабской весны" в странах Магриба.

Надо понимать, что в открытых источниках можно найти данные только по низкобюджетным, экспериментальным разработкам, многие из которых ведут в никуда. Как только у военных оказываются серьёзные методы, то они подвергаются засекречиванию. Частично тот же Сноуден слил информацию о масштабах проводимой работы, которую скрывают от общественности.

Уверяю вас, в РФ тоже есть люди, которые занимаются подобными исследованиями. Тут вопрос в государственном финансировании и военном применении. Впрочем, после событий на Украине необходимость таких исследований никому объяснять не надо.

соцсети, фейсбук, твиттер, Пентагон, информация, маркетинг, социология, США

Previous post Next post
Up