Продолжение
http://zaharov.livejournal.com/36603.html Верить в события, описываемые мифом, и религиозная вера - вещи совершенно разные. Хотя бы потому, что верить в какую-либо историю могут и атеисты. Хотя почему-то убежденности верующего в те или иные события, описываемые мифом в религиозной практике придается очень большое значение. Почему декларирование своей убежденности в достоверности мифа так важно? Потому что возникновение религии но основе системы мифов - вопрос политический.
До тех пор, пока мифы остаются полем деятельности художников и поэтов, для политики они особого интереса не представляют. Но мифы имеют свойство пускать корни в реальном мире. Например, миф о чудовище в шотландском озере Лох-Несс породил целый бизнес. Разумеется, все люди, получающие доход от этого бизнеса будут уверять вас в реальности чудовища. Вы встретите там немало психически здоровых людей, которые будут лично свидетельствовать о том, что видели чудовище.
Этим людям было не трудно убедить себя в этом, социальная психология доказывает, что человек со временем убеждает себя в том, что поначалу заставляет себя говорить. Этому процессу посвящена теория о когнитивном диссонансе. Лжец, который постоянно лжет одно и то же, постепенно начинает верить в свою ложь, и в каком-то смысле перестает быть лжецом.
Воды озера Лох-Несс исследовались самым тщательным образом на протяжении многих лет. Чудовища нет. Поэтому мы легко проявляем скепсис. Но в те времена, когда зарождались мировые религии, не было ни эхолотов, ни радаров, ни приборов ночного видения. И людям, сталкиваясь с убежденными "очевидцами" реальных проявлений какого-либо мифа, часто было сложно опереться на здравый смысл и не поверить.
Напротив, стимулы поверить были самые серьезные. И дело было не столько в бизнесе, сколько в... государственной идеологии. Дело в том, что очень быстро после окончательно культурного формирования системы античных мифов, все ее герои оказались предками или родственниками царей, тиранов, военачальников, вождей и верховных жрецов. Восприятие мифа о Геракле в чисто культурном ключе стало бы признаком политической неблагонадежности. Сомнение в реальности мифических героев и богов сразу ставило под сомнение легитимность совершенно реального правителя. Так зарождалась религия.